Александр Бобров - Славянин. Язык и судьба

Завершается год, который мы отметили введением постоянной рубрики. Славянский мир огромен, многогранен и противоречив. Он объединяет более 300 миллионов насельников разных государств, этнокультурных и религиозных миров. По сути, мы могли бы доминировать в Европе, но увы — славянский мир сегодня расколот, как никогда.

Достаточно сказать, что славянские народы входили в состав трёх империй: Российской, Австро-Венгерской и Османской, но сохранили первоосновы своих языков. При всех различиях и противоборствах есть одно непререкаемое объединяющее и родственное начало — Слово. В славянском мире много героев, творцов, выдающихся личностей, потому и решил я написать книгу «100 великих славян», условно и ограниченно выделив тех, кто вещим словом, неустанным творчеством, острой мыслью, а то и оружием созидал, защищал и воспевал славянство.

Идеолог фашизма Пауль Йозеф Геббельс записал в «Дневниках» (1942): «Славяне, будучи этническими ублюдками, не способны воспринять и нести великое наследие арийской расы, и вообще славяне не годятся для того, чтобы быть носителями культуры. Они не творческий народ, это стадные животные, а не личности, совершенно не приспособленные для умственной деятельности». О, славянский мир переполнен великими личностями — не знаешь, как и отобрать. Есть только две совершенно безспорные фигуры — равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, первоучители славянские. По поводу всех других могут возникать те или иные вопросы у читателей. И чем ближе к нашим дням — тем больше претензий и несогласий. Последний пример: каждый из нас перечислит множество выдающихся русских поэтов и прозаиков, включая наших современников, которые заслуживают звания великих славян. Лично я завершаю книгу именами Юрия Кузнецова, оставившего нам не только замечательные стихи, но и высокохудожественный перевод «Слова о законе и благодати» митрополита Иллариона — пастыря и просветителя восточных славян, и совсем недавно ушедшего Василия Белова, который в публицистике последних лет как никто страдал от того, что славянский кровоточащий мир расколот и унижен, и до последнего вздоха бился за славянское единство. Может быть, и не все разделят такой выбор.

Каждый из включённых в книгу героев заслуживает отдельных изданий (и они, как правило, имеются в огромном количестве), но в сравнительно кратком эссе о любой гениальной и незабвенной личности не расскажешь всего даже самого главного, потому приходится опираться на две ипостаси: с одной стороны, на значение того или другого героя именно для славянского мира (так, из всего содеянного непобедимым флотоводцем святым Фёдором Ушаковым хочется больше перечислять не победы на морях, а его духовные и геополитические свершения), а с другой стороны — полагаться на личные знания, чувствования и пристрастия (серб по национальности Шандор Петёфи-Петрович стал не только основоположником венгерской поэзии, но и символом свободолюбия, демократизма поэта, готовности умереть в борьбе за свободу народа). И это мне яснее всего открылось на дорогах бывшей Австро-Венгерской империи, которую я проехал вдоль и поперёк.

Сегодня многие так называемые национальные лидеры стремятся откреститься от славянских корней. Такие процессы бурно идут в Украине, а в Галиции вообще оборачивались изгнаниями православных из храмов. Логика «поиска врага» повторяется у всех фальсификаторов истории в мире, ярким примером которых являются современные украинские националисты, «доказывающие» происхождение своего народа от неких «древних укров» и настаивающих на многовековой истории существования независимой украинской государственности, но под столь же многовековым «русским игом». Вместо того чтобы, если уж на то пошло, отсчитывать историю своей государственности и нации с 1991 года, они отчаянно пытаются любой ценой найти её корни во временах неолита и Трипольской культуры. Религия в славянском мире играет особую роль.

Но, конечно, самое большое значение имеет язык, наша славянская речь. Недаром со времён Австро-Венгерской империи стремились создать в Галиции искусственный украинский язык, потом историк Грушевский стал заменять общерусские слова полонизмами. Этот процесс речевого обособления «мовы» продолжается до сих пор. Зачем? Чтобы развести Украину и Россию, а ведь их роль в Европе огромна!

Чех Павел Шафр злорадно пишет: «Песня "Эй, славяне!" уже давно потеряла свою привлекательность. А теперь она к тому же стала неактуальной, не отвечающей действительности. Современная генетика определённо отправила на свалку обожествление нации и тайну кровного братства. Чехи, по анализу ДНК, славяне только наполовину. В наших жилах течёт кровь германская и романская, кельтская и еврейская. Эта кровь прекрасно соответствует нашему географическому положению — перекрёстку между Востоком и Западом, Севером и Югом. Славянский талант здесь обогащён германским и романским гением так же, как германский талант у немцев обогащён талантом славян. В ДНК немцев и чехов есть явный след энергии романских и кельтских племён, населявших Римскую империю, близкие границы которой мы всегда носим внутри себя, в виде культуры и генетики».

Автор с полурусской фамилией Вадим Ростов в газете «Секретные исследования» тоже ведёт эту линию: «Кто такие славяне? Это народы совершенно разных этносов, которые только говорят на языках, похожих на славянский. Ничего другого общего у них нет». А общие страницы истории, а культурные переклички, а главное богатство — Слово?! И как же быть с потомком арапа и певцом славянства Пушкиным? Такие ростовы утверждают, что та небольшая славянская составная в наших народах, которая генетически сохранилась, — это вовсе не «восточная славянская», а именно западная славянская. А остальное — это от балтов, финнов и тюрок. Русские, мол, — это единственный среди «славян» народ, который вместо общеславянского «Так!» говорит монгольское «Да!». «Самое забавное, — потешается Ростов — историческая наука утверждает, что коренное финское (мордовское) население Московии закончило процесс своей славянизации только к XVI–XVII векам (то есть на поле Куликово вышла мордва?! — А.Б.), а население Поволжья — вообще только к концу XIX — началу XX века (а кем же были волжане Пешков и Шаляпин? — А.Б.). Однако там, согласно современным мифам, уже в V веке "живут славяне". Где же следы их пребывания? Все исторические топонимы Московии — не славянские, а финские: Москва, Рязань (Эрзя), Тула, Калуга, Муром и т. д. Тут срабатывает эффект искажения представлений вообще о том, что такое славянское, а что — нет».

Не хочу возражать автору этих «секретных исследований», а снова обращусь к стихам не самого большого русофила современности Александра Моисеевича Городницкого:
Своим происхождением,
      не скрою,
Горжусь и я, родителей
             любя,
Но если слово разойдётся
       с кровью,
Я слово выбираю для себя.
И не отыщешь выхода
            иного,
Какие возраженья
  ни готовь, –
Родство по слову
      порождает слово,
Родство по крови —
      порождает кровь.

Нам всё время навязывают сегодня генетику седых времён, «кровь» — древнюю и недавно пролитую, которая в Российской империи не играла никакой роли, о чём внятно сказал Владимир Даль, о чём косвенно говорят деяния многих славных героев и творцов России от Баграта-Багратиона до Нахимсона-Нахимова: русский, славянин — это язык и судьба!

Позывы к всеславянскому объединению — куда глубже: ещё в XVII веке хорватский мыслитель Юрий Крижанич выступал за единство славянских народов во главе с Русским царством и пытался создать для славянских народов единый славянский язык. В своих исследованиях Крижанич приходил к выводу о необходимости объединения славян путём просвещения и литературного сближения, он увлёкся изучением истории России и считал её вообще родиной всех славян. «Русский народ, — писал он, — и имя всем прочим, начало и корень».

Успехи Российской империи в войнах против Турции и наполеоновских войнах послужили причиной тому, что некоторые из славянских деятелей сформировали идеи о политическом и языковом объединении славян под властью России, считая, что это поможет славянским народам в борьбе против иноземной власти (Йозеф Добровский, Йозеф Юнгман, Людевит Гай и другие). В 1848 году в Праге состоялся первый международный Славянский съезд. Российские панслависты организовали Славянский съезд 1867 года в Москве. Среди поляков, которые находились под сильным влиянием романтического патриотизма и идей о восстановлении великой Польши, идеи панславизма породили два течения: пророссийское (Станистав Сташиц, Август Цешковский) и антироссийское (Адам Мицкевич, Анджей Товянский, Казимир Бродзинский). Последние наивно считали, что главную роль в объединении славян должна играть Польша.

В самой России ещё в конце 1830-х годов в работах Михаила Погодина были выдвинуты тезисы об утверждении особости славянского мира и присущих славянским народам высших духовных ценностей и истинной веры — Православия. Вот фрагмент его пламенной речи, обращённой к соотечественникам в преддверии празднования тысячелетия христианского просвещения, памяти первоучителей св. Кирилла и Мефодия: «Мы, восточные славяне, должны начинать нашу историю именно с апостольской деятельности безсмертных братьев, изобретших нашу азбуку, известивших нам Слово Божие на родном языке… Славяне должны быть согласны между собою — к ним обращаем мы теперь простую речь свою. Вот важнейшее, главное условие успеха. А могут ли они похвалиться своим согласием?.. Нет, нет и нет! Поляки ненавидят русских, чехи не ладят с моравянами, кроаты ревнуют сербам, босняки чуждаются болгар… О, если бы теперь за литургией святых Кирилла и Мефодия, услышав их вещие звуки, встрепенулось одинаково сердце у всех враждующих между собой, разномыслящих братьев!»

Увы, разномыслие продолжается!

Выбор пути, союзников и противников — архисложная задача для новоявленных славянских государств, да и для самой России на рубеже тысячелетий. Часто интересы политических и финансовых космополитических элит входят в противоречие с национальными интересами, с чаянием людей труда. Тем пристальнее нам надо изучать общую историю, различать светлые и тёмные страницы, черпать духовные силы в том, что нас объединяет и делает самобытным славянским сообществом!

Александр Александрович БОБРОВ

Комментарии

В статье много написано о важности слова. При этом написано "в Украине". Хотя надо писать на Украине

Господи Иисусе Христе,
Сыне Божий,
помилуй мя грешнаго