Александр Кадашевский - Музыка святой Руси

 

1 апреля 1873 года, 140 лет назад родился Сергей Васильевич Рахманинов, великий русский композитор, выдающийся исполнитель-пианист

 

Сергей Васильевич Рахманинов родился в дворянской семье под новгородским небом, впитавшим и колокольный звон, и древние песнопения. Долгое время местом его рождения считалось имение родителей Онег, недалеко от Новгорода. Исследования последних лет называют усадьбу Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии. Как бы там ни было, он с детства прикоснулся к суровым храмам и божественной музыке Древней Руси.

Отец композитора, Василий Аркадьевич, происходил из дворян Тамбовской губернии. Мать, Любовь Петровна, была коренной новгородкой. Склонность к музыке была характерной чертой Рахманиновых. Она особо ярко проявилась у деда композитора, который выступал в благотворительных концертах и в музыкальных салонах Тамбова, Москвы, Петербурга.

Отцовские корни привели Рахманинова в Тамбовскую губернию. В 1910 году после женитьбы на Наталье Сатиной он стал совладельцем усадьбы Ивановка, увлёкся сельским хозяйством. Сейчас там замечательный музей, который возглавляет заслуженный работник культуры РФ Александр Иванович Ермаков. Отправляясь по распределению в Тамбовскую область, молодой педагог, уроженец села Узун-Агач Алма-Атинской области, и представить не мог, что займётся музейным делом и со временем создаст в усадьбе ставший знаменитым на весь мир музей композитора в селе Уваровского района. Через тридцать лет после открытия музея, в июне 1982 года, Ермакова самого назовут звездой золотого фонда культуры Тамбовщины. Мне довелось познакомиться с этим целеустремлённым деятелем, когда музей великого композитора принимал участников фестиваля духовности и культуры, дважды проходившего в Борисоглебске соседней Воронежской области. Стихи и песни звучали прямо в усадебном парке, среди зарослей отцветшей сирени.

Можно много и восторженно рассказывать о композиторе, который рано приобрёл известность как сочинитель, пианист и дирижёр. Уже в 1901 году он написал знаменитый Второй фортепианный концерт, а вскоре принял приглашение занять место дирижёра в Большом театре.

Рахманинова часто называют «самым русским композитором». Его творчество объединило и сплавило творческие принципы московской (Чайковский) и петербургской (Римский-Корсаков) школ в единый и цельный русский стиль.

Но русскость Рахманинова с особой силой проявилась в его православной музыке. Будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только внёс выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910 год; Всенощная, 1916 год), но и в других своих произведениях воплотил христианские идеи и символику. Священное Писание издревле свидетельствует о целительной силе музыки, которая исцеляет человека не зарядом таинственной энергии и не сочетанием вибраций, как полагают оккультисты, а тем Божественным, что в музыке (как и в иконографии) служит носителем высшей гармонии. Рахманинов один из немногих композиторов, кто поставил своей художественной задачей воссоздать на новом уровне духовную музыкальную культуру Древней Руси и вновь облечь богослужение в ткань знаменных песнопений.

Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком», но его символизм — особого свойства, который роднит рахманиновские шедевры с поэзией Александра Блока, больше всего опасавшегося, «чтобы распутица ночная от Родины не увела». Рахманинова — увела. Расставание с Россией в декабре 1917 года стало трагическим фактом биографии Рахманинова и на целых восемь лет прервало его композиторскую деятельность.

После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз Рахманинов находит возможность помогать соотечественникам. В 1941 году, переживая за судьбу своей Родины, С.В.Рахманинов проводит концерт в Нью-Йорке, весь сбор от которого передаёт советскому консулу В. А. Федюшину. В сопроводительном письме Сергей Васильевич пишет: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу!..» Это был не единственный концерт, гонорар от которого пошёл в помощь борющейся Родине.

Когда в 1942 году исполнялось 50 лет с начала артистической деятельности Рахманинова, юбиляр запретил родственникам и друзьям говорить об этом. С одной стороны, он не любил торжественные мероприятия с банкетами и тостами, с другой — считал неуместным празднование в то время, когда на фронтах лилась кровь. Возможно, это и привело к тому, что мало кто в Америке вспомнил о юбилее композитора. Только фирма «Стейнвей» преподнесла С. В. Рахманинову великолепный рояль. В Советском Союзе о великом мастере помнили: в Большом театре была организована выставка, посвящённая его жизни и творчеству.

Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (меланома). Однако, несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращённую лишь незадолго до смерти. По некоторым данным, Рахманинов ходил в советское посольство, хотел поехать на Родину, предчувствуя свою кончину. Умер великий русский композитор тоже ранней весной — 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз (штат Калифорния, США), не дожив трёх дней до своего 70-го дня рождения.
И вот прошло ещё 70 лет, в эфире и на концертных площадках постоянно звучит его безсмертная музыка, в том числе в исполнении хора Сретенского монастыря, а в его любимой Ивановке по весне начинают просыпаться почки на кустах сирени. Проясняющиеся небеса продолжают помнить и хранить музыку Святой Руси.

Александр Александрович КАДАШЕВСКИЙ