Протоиерей Вячеслав Брегеда - Песнь Деворы. Из истории Ветхого Завета

Архив: 

О роли женщины в мировой истории, в том числе церковной, трудно сказать что-либо новое, настолько здесь многое ясно и очевидно. В наше время стало уже обыденным видеть на месте первых лиц в государствах представительниц «слабого пола». Сразу на память приходят такие имена, как Маргарет Тэтчер (Великобритания), Индира Ганди (Индия), Беназир Бхутто (Пакистан).

И сегодня лидерами государств являются Ангела Меркель в Германии, Кристина Фернандес де Киршнер в Аргентине.

Из приниженного и подчинённого положения, которое сложилось на заре человечества, женское равноправие, более того − лидерство, становится сегодня объективной реальностью.

Речь пойдёт о женщине, которая была судьёй в Израиле. Звали её Девора. О ней повествуется в 4-й и 5-й главах Книги Судей. История Деворы относится примерно к XII веку до нашей эры, и начнем её с того момента, когда Моисей привёл народ израильский к Земле обетованной после исхода евреев из Египта. Впрочем, сам Моисей не вошёл в землю, обещанную Богом 12 коленам израилевым. Как говорится в Священном Писании, он почил на горе Нево, и место его погребения осталось неизвестным.

В Землю обетованную ввёл израильтян преемник Моисея Иисус Навин. После этого на протяжении примерно 430 лет в Израиле правили так называемые судьи, которые решали все жизненно важные вопросы тогдашнего еврейского общества. Так происходило до времени воцарения первого еврейского царя Саула.

Евреи в основном вели полукочевой образ жизни: жили в шатрах, занимались скотоводством. Встречается даже такое выражение: «Израиль по шатрам». Заселяли они, конечно, и завоёванные ими города, но это существенно не влияло на их традиционный жизненный уклад.

Имя Девора означает «пчела» и символизирует духовную силу своего народа. В Библии о происхождении Деворы сказано очень немного: В то время была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова; она жила под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой; и приходили к ней [туда] сыны Израилевы на суд (Суд. 4, 4—5).

Каким образом Девора стала судьёй, каков её жизненном путь, об этом Священное Писание нигде не упоминает. Поэтому можно лишь предположить, что она обладала такими душевными качествами, которые возвысили её до положения вершителя судеб Израиля. Явление это само по себе уникальное, поскольку женщина в те времена и у евреев, и у других народов всегда занимала подчинённое или даже приниженное положение. Однако к Деворе шли судиться даже старейшины колен израилевых, то есть к её советам прислушивался весь Израиль.

Девора, несомненно, была очень набожным человеком. Она усердно вникала в Закон Божий, искала высшую правду. Была замужем. Её авторитет и известность складывались, видимо, следующим образом.

К ней вначале приходили какие-то близкие ей люди, возможно, родственники, и она давала им советы согласно с Законом Божиим. Затем этот круг стал расширяться. Постепенно её слово становилось самым значительным не только в их округе, но и во всём Израиле. Если сказала Девора, значит, это воля Божия.

В то время различные племена земли Ханаанской постоянно нападали на израильтян, всячески притесняли их, особенно в тот период, когда в последних ослабевала вера и они делали злое пред очами Господа, уклонялись в язычество. Враги угоняли скот, отбирали урожай. Филистимляне не разрешали евреям иметь кузницы. Негде было починить топоры, кирки, плуги…

В 4-й главе Книги Судей говорится, что был тогда у царя Ханаанского военачальник, Сисара, и он наводил ужас на весь Израиль, ибо у него было девятьсот железных колесниц, и он жестоко угнетал сынов Израилевых двадцать лет. И вот Девора послала и призвала Варака, сына Авиноамова, из Кедеса Неффалимова, и сказала ему: повелевает [тебе] Господь Бог Израилев: пойди, взойди на гору Фавор и возьми с собою десять тысяч человек из сынов Неффалимовых и сынов Завулоновых. Однако у Варака не хватило мужества, чтобы одному с отрядом выступить против сильного и непобедимого доселе врага, и он поставил Деворе условие: Если ты пойдешь со мною, пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду… Девора ответила ему: Пойти пойду с тобою; только [знай, что] не тебе уже будет слава на сем пути, в который ты идешь; но в руки женщины предаст Господь Сисару.

За исход сражения переживал, видимо, не только один Варак. Страх лицом к лицу сразиться с жестоким, хорошо вооружённым, многие годы угнетавшим евреев врагом сковывал и всех участников его ополчения. Поэтому лишь присутствие в отряде Деворы могло вдохновить на борьбу и придать уверенность в победе.

Как сказано далее в Библии: Господь привел в замешательство Сисару и все колесницы его и все ополчение его, и израильтяне наголову разгромили войско хананеян.

После этого Девора составляет свою песнь. В ней в форме поэмы рассказывается о пережитых событиях, восхваляется женщина-мать, героиня своего народа, пробуждавшая в воинах силу и мужество, повествуется, в каком положении находился народ, который отошёл от путей Господних: Во дни Иаили, были пусты дороги, и ходившие прежде путями прямыми ходили тогда окольными дорогами. Не стало обитателей в селениях у Израиля… Избрали новых богов, от того война у ворот.

Поразителен, на мой взгляд, такой момент: после этой победы 40 лет не было войн. Таким образом, Девора сыграла выдающуюся роль в истории древнего Израиля, назидательную на все времена.

…Неисповедимы пути Господни. Как знать, может быть, и в отношении нашей страны в недалёком будущем так совершится воля Божия, что во благо и процветание нашего Отечества высшая власть будет вверена в надёжные женские руки.

Протоиерей Вячеслав БРЕГЕДА