Александр Крутов - Слово редактора - «Красный день календаря»

Сто лет назад произошло событие, которое до сих пор толкуют по-разному: одни считают, что 25 октября (7 ноября) 1917 года в России произошла революция, другие – государственный переворот. Тем более что сами большевики в первые годы советской власти называли его переворотом. На мой взгляд, правы и те и другие.

 

Ведь что такое революция – это поворот, переворот, радикальное, коренное, качественное изменение, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Если госпереворот без революции бывает, например, дворцовый переворот, то революции всегда предшествует госпереворот. Октябрьский госпереворот положил начало переменам во всех сферах общественного устройства бывшей Российской империи – политической, социальной, национальной, экономической, культурной и так далее. В этом смысле события 7 ноября были, безусловно, революционными и наложили отпечаток на весь мир.
Итак, что это – национальная катастрофа, приведшая к Гражданской войне и установлению в России тоталитарной системы? Или величайшее прогрессивное событие в истории человечества?

Казалось бы, по своим целям Октябрьская революция была устремлена вперёд. Она выдвигала самые передовые лозунги: «Свобода, равенство, братство», «Власть – Советам», «Мир – народам», «Земля – крестьянам», «Фабрики – рабочим»… Но благими намерениями была выложена дорога в ад.

Созданная Лениным политическая система, которую он сам называл «олигархией» марксистов, привела к монополизации власти в руках одной партии, а через 10 лет после революции – концентрации её в руках одного человека, генерального секретаря ЦК ВКП (б) Иосифа Сталина, получившего значительно большие, чем любой российский император, полномочия. Идеология Православия сменилась коммунистической.

Монополия политическая привела к тому, что и экономика была сосредоточена в одних руках – у государства. Ущерб хозяйству (по итогам революции и Гражданской войны) составил 50 млрд руб. (в золоте), население сократилось на 50 млн человек, территория сократилась на 1 млн кв. км, из России эмигрировало, по разным оценкам, от одного до трёх миллионов человек. 

Методы, которыми проводились преобразования, ошибки в теории и практике завели СССР и другие страны, использовавшие его опыт, на обочину исторического развития.

«Русская революция оказалась национальным банкротством и мировым позором – таков непререкаемый морально-политический итог пережитых нами с февраля 1917 года событий», – писал Пётр Бернгардович Струве, русский экономист и философ. 

«Мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем…» – заявляли вожди революции. Но ведь известно: если хочешь насмешить Господа, расскажи ему о своих планах.

На каком фундаменте они собирались строить этот новый мир? Если Российская империя основывалась на Православии, Самодержавии и Народности, то новая власть, отвергнув религию и традиционные ценности, взяла за основу научный материализм и марксистскую теорию «диктатуры пролетариата».

Вместо Православия официально проповедовался воинствующий атеизм. Священнослужителей убивали, церковное имущество разграбляли, оскверняли святыни; были вскрыты 63 раки, в том числе с мощами свт. Александра Невского и Сергия Радонежского. Вместо Самодержавия – партийное руководство и культ обожествлённых вождей. Вместо Народности – пролетарский интернационализм.

Прошлое объявлялось проклятым. С помощью искажения прошлого разрушалась память народов, уничтожалась возможность человека и целых народов опереться на силы истоков. С помощью ложной истории человек превращался в существо без памяти и Родины, которым было легко управлять, натравить на своих же братьев. Произошло помрачение национального сознания.

Силы зла и разрушения торжествовали. Были выпущены на волю самые низменные инстинкты и влечения: Бога нет, всё дозволено. Фёдор Михайлович Достоевский в «Легенде о Великом Инквизиторе» показывает основу, «синтез» взглядов современных ему социалистов. Вот как Великий Инквизитор понимает ту конечную цель, ради которой будет построена эта жизнь: «Он видит, что надо идти по указаниям умного духа, страшного духа смерти и разрушения, а для того принять ложь и обман и вести людей уже сознательно к смерти и разрушению и притом обманывать их всю дорогу, чтобы они как-нибудь не заметили, куда их ведут».

Жизни, судьбы и души миллионов людей перемалывались в государственной мясорубке ради торжества марксизма-ленинизма. Люди, пришедшие к власти, не знали другого пути управления большим обществом, кроме всеобщего насилия, то есть насилия, включающего разрушение традиционной культуры людей, внутреннего мироустройства человека. Вся идеология и пропаганда были направлены на то, чтобы изменить духовный мир русского человека, обращаясь к низменным формам жизни.

Русские люди были подвергнуты суровым испытаниям на прочность укоренения веры в своих душах. И то, что после семидесяти лет безбожия в сердцах миллионов людей проснулась православная вера и, как птица, вырвалась на свободу, говорит о том, что марксистам-ленинцам не удалось уничтожить её полностью в душах людей.

Вопрос о месте и роли революции 1917 года и советского наследия в истории нашей страны по-прежнему требует своего осмысления и переосмысления. Это событие ещё не осознано у нас. Но сделать это нужно, чтобы найти в сегодняшнем мире ответы, куда и зачем мы идём, в чём наша ответственность за положение дел в современной России. Тем более, мы уже прекрасно знаем, что все общественные процессы носят управляемый характер. Войны, революции сами по себе не начинаются, государства сами не распадаются.

Ну а что касается 100-летия 1917 года, думаю, что никого оно не поссорит и не сплотит. Каждый останется при своём мнении. До «примирения и единства» ещё далеко.


Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №11, 2017г.