Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Торговая служба Новоспасского монастыря

Декабрь 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Любовь к Правде


Передвижники

  135 лет назад, в декабре 1871 года, в Петербурге открылась Первая выставка художников-передвижников

Казалось бы, не ахти какая юбилейная дата, но она сыграла огромную роль в развитии русского реалистического, истинно демократического искусства. Выставка, посвящённая будням работного люда, скромной природе исконной России, её повседневному быту, произвела переворот в художественной жизни отечества.

Передвижники - художники-реалисты, входившие в демократическое художественное объединение - Товарищество передвижных художественных выставок, решительно порвали с эстетикой академизма и обратились к правдивому отражению жизни, истории народа, родных краёв. Они обличали, порой излишне рьяно, пережитки крепостничества, мещанство, мрачные стороны зарождающегося капитализма.

И.М. Прянишников. Эпизод из войны 1812 года

Передвижник Илья Ефимович Репин вспоминал, что лет за десять до возникновения в Москве мысли о передвижных выставках по России Крамской уже устроил однажды выставку в Нижнем Новгороде: "Он собрал здесь что мог, и взял несколько известных картин из Академии и от разных собственников; он намерен был объехать с ними самые большие центры России.

В Нижнем эта выставка не имела никакого успеха. Туда съезжаются люди торговые: днём они заняты на ярмарке, а вечером выставка закрыта; да и вечером макарьевские дельцы развлекаются иначе. Это надо было предвидеть; Крамской ошибся, потерпел неудачу, но в передвижные выставки продолжал верить.

Когда Мясоедов явился с предложением от москвичей - Перова, Прянишникова, Маковского, Саврасова и других, - Крамской сразу сделался самым горячим приверженцем этого дела. Потом лет десять он вёл в Петербурге все дела Товарищества; в Москве первое время это было поручено В.Г. Перову.

И.Е. Репин. Протодиакон

В Петербурге примкнули к Товариществу многие выдающиеся русские художники, как, например, Ге, Шишкин, Максимов, Боголюбов и другие.

Крамской снова ожил, особенно как художник. В это время он создавал одну за другой свои лучшие картины и портреты".

Это были искренние борцы за правду, исступлённые реалисты. Константин Коровин - ученик передвижников - вспоминал слова Левитана: "Когда мне сестра говорит: "Зачем ты пишешь серый день, грязную дорогу?" - я молчу. Но если бы мне это сказала она, которую я полюбил бы, моя женщина, - я ушёл бы тотчас же.

- Какой ты, Исаак, сердитый... - пошутил я.

- Нет, не сердитый. Так нельзя жить. Это был бы обман... Конец любви...

Любовь передвижников к Правде и России - была безмерна.

 

И.Н. Крамской. Христос в пустыне

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы