Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Торговая служба Новоспасского монастыря

Октябрь 2006

Содержание номера       Главная страница номера

"Всего себя я отдаю Святой Истине"

Ирина Владимировна ВОРОНЦОВА

 190 лет назад, 1 октября 1816 года, родился митрополит Макарий (Булгаков)

В основу своего понимания духовной истории России владыка Макарий положил подход к Русской Церкви как к части единой Вселенской Апостольской Соборной Церкви. Собственно, история Русской Церкви виделась ему в неразрывной связи с историей Церкви Вселенской.

Михаил Петрович Булгаков - в будущем митрополит Макарий, выдающийся русский историк, богослов и общественный деятель, родился 1 октября 1816 года в бедной семье священника Флоровской церкви села Суркова Курской епархии. Рано лишившись отца, он был привезён в Белгород и определён в уездное духовное училище. После окончания училища Михаил Булгаков поступил в Белгородскую духовную семинарию, которой заведовал ректор о. Елпидифор (Бенедиктов), инок высокого аскетического подвига и чистоты. Именно он оказался тем человеком, кто оказал в эти годы значительное влияние на юношу, сумел увлечь иноческим примером нравственного совершенствования, познакомил с произведениями епископа Иннокентия (Борисова), бывшего тогда ректором Киевской Духовной академии. Под влиянием личностей этих двух известных людей и сложились те основные стороны характера М. Булгакова, которым он оставался верен всю жизнь: прямота, внутреннее благородство, жажда духовного совершенствования и тяга к постоянному труду.

Учась в семинарии, М. Булгаков увлекался поэзией Василия Андреевича Жуковского, и в пору выхода из стен Киевской Духовной академии (в 1841 году), став уже монахом, он пишет стихотворение ("Три гимна"), в котором торжественно объявляет себя "поклонником" "Святой Истины", служению которой отныне посвящает всю свою жизнь: Истине "всего себя я отдаю, и гимн любви, гимн благодарный я целой жизнью пропою". Этому трогательному юношескому обету он остался верен навсегда.

В 1841-1842 гг. Макарий Булгаков читает в Киевской Духовной академии курс лекций по церковной и гражданской истории, а затем его переводят в Санкт-Петербургскую Духовную академию (СПбДа), где проходят 15 лет напряженнейшей и плодотворной деятельности иеромонаха Макария, в том числе и в качестве ректора Академии. В 1850 году состоялась архиерейская хиротония 34-летнего Макария (Булгакова) во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии. В эти годы он пишет много работ по истории Церкви; особенно интересна статья под названием "Три памятника русской духовной литературы XI века", открывшая науке духовного писателя глубокой древности - монаха Иакова. Уже одно это открытие могло бы увековечить имя владыки Макария (Булгакова) в литературе и истории.

Именно в годы работы в СПбДа Макарий Булгаков положил начало своей знаменитой "Истории Русской Церкви". В основу своего понимания духовной истории России владыка Макарий положил подход к Русской Церкви, как к части единой Вселенской Апостольской Соборной Церкви. Собственно, история Русской Церкви виделась ему в неразрывной связи с историей Церкви Вселенской. Важным элементом исторической концепции митрополита Макария (Булгакова) явилась убеждённость автора в том, что России и Российскому государству было предопределено свыше родиться и пребывать именно в лоне православного христианства, быть исторически связанной с Византией, пусть уже не существующей как государство, но существующей духовно как "Восточно-православное кафолическое единство". И Русь, и Русская Церковь, по мнению владыки Макария, были особо отмечены Богом: "Разом, почти в один год, положены были первые основы Русского государства и Русской Церкви; разом потом, как бы рука об руку, устроялись они мало-помалу в продолжение целого столетия; почти разом получили они и полное, окончательное образование"; "зачем это угодно было Господу, чтобы наше Отечество и наша Церковь возымели и образовались вместе? Не хотел ли Он таким образом сочетать их между собою ещё с первой минуты самыми неразрывными узами, как сочетавает душу с телом в человеке? Не хотел ли Он, чтобы с тех пор, подобно душе с телом, они составляли как бы одно нераздельное существо, жили одною общей жизнью, всецело сохраняя и свои отличительные свойства?". Это доверие к Промыслу Божию, преданию и пророчествам, а также принцип восстановления цельной картины легендарного прошлого через творческое истолкование Божественных указаний, отеческого предания, уважение к каждой исторической "случайности", - легли в основу методологического подхода владыки Макария к написанию своего труда по истории Русской Церкви. Его произведение стало не только трудом по истории Церкви, но и фундаментальной базой для изучения истории Русского государства.

Выдающимся достоинством главного творения митрополита Макария явилась чрезвычайная фактическая полнота, ставшая для историков Русской Православной Церкви своего рода сокровищницей, - такой же, как для исследователей гражданской истории является "История" С.М. Соловьёва. Митрополит Макарий, будучи знатоком русских рукописей, собрал в своём труде весь известный ему материал, сообщил много новых текстов в объёмистых приложениях к томам первой половины своей "Истории" и сделал множество ценных указаний в обстоятельных примечаниях.

После неудачи России в Крымской войне перед мысленным взором владыки встает вопрос об обновлении социального и правового уклада в стране. Направление его прежней деятельности, патриотизм, вера в великое предназначение Русской Церкви помогли ему встать в ряды передовых деятелей этого времени. Он продолжал трудиться над "Историей Русской Церкви", издавал журналы "Духовный вестник" и "Харьковские епархиальные ведомости". В 1867 году архиепископ Макарий исходатайствовал Высочайшее утверждение правил присуждения премий за лучшие научные труды по церковным и светским дисциплинам. На поощрение развития науки владыка Макарий передал все гонорары, полученные за публикацию своих научных работ - 120 тыс. рублей, - огромная по тем временам сумма!

В 1869 г. владыка Макарий стал архиепископом Виленским и Литовским. Не оставляя при этом научной работы, он активно занялся восстановлением Православия в Северо-Западном крае, страдавшем от католического и униатского засилья . Труды владыки Макария на Виленской кафедре принесли богатые плоды: 293 возрождённых и заново построенных храма и новые тома "Истории Русской Церкви". В 1869 году по его инициативе и под его редакцией был издан новый устав духовных академий, устанавливавший такой же порядок присвоения учёных степеней, как и в светских университетах. Это дало большой стимул развитию церковно-исторической науки.

В 1879 году владыка Макарий был назначен митрополитом Московским и Коломенским, членом Святейшего Синода. Всего три года митрополит Макарий управлял Московской епархией, но, как всегда, успел сделать очень многое для своей паствы. В этот период владыка трудился уже над 13-м томом своей "Истории".

Полностью воплотить в жизнь свой монументальный замысел по истории Русской Церкви митрополит Макарий не успел. Смерть прервала работу над трудом, который владыка успел довести до середины XVII в.

Митрополит Макарий скончался 9 июня 1882 года и был погребён в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.

11 июня 2004 года у стен Духовной семинарии, где учился будущий митрополит Макарий (Булгаков), белгородцы установили памятник своему великому земляку.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы