Торговая служба Новоспасского монастыря

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Октябрь 2005

Содержание номера       Главная страница номера

Ответы протоиерея Александра Шаргунова

  В воспоминаниях Константина Коровина есть рассказ очевидца об открытии мощей преподобного Серафима Саровского о том, как он сам видел исцеления больных: человек, который не ходил шестнадцать лет, встал и пошёл. Присутствовавший при этом рассказе Горький сказал, что он не верит ни в каких святых. "Как же, - возразили ему, - Россия-то создана честными людьми веры и праведной жизни". "Ну нет, - стоял на своем Горький, - тунеядцы не могут ничего создать. Россия создавалась трудом народа".

Подобная точка зрения хорошо известна. Так же, как хорошо известно, к чему она Россию привела. Но я хотел бы поставить вопрос несколько глубже. Надо быть полным невеждой, чтобы не знать, например, сколько раз молитва Церкви спасала наше Отечество от неминуемой гибели в разные периоды его истории. Однако, глядя на то, что сегодня происходит, сам невольно начинаешь думать: где же молитва Церкви? И всё громче звучат знакомые голоса: Церковь бесполезна, и молитва в принципе не помогает.

Валентин Кузнецов, Самарская область

 

Молитва помогает. Страшно подумать, что было бы с нами среди торжества сегодняшнего зла, если бы не было молитвы Церкви. Преподобный Силуан Афонский говорит, что Бог хранит мир ради молитвы праведников. Когда их не будет, наступит конец. Но я хочу сейчас сказать о другом.

В конце концов Церковь имеет значение только в той мере, в какой она отличается от мира, - теми богатствами, которые она должна передать ему от Своего Господа. Церковь отличает от мира существенным образом её связь с Отцом Небесным через Сына в Духе Святом. И эта связь, которую она имеет с Богом, создаёт новые отношения людей друг с другом. Из этого следует, что молиться для Церкви, то есть служить орудием этих отношений, - не просто средство для получения земных благ или даже благодати личного спасения. Молиться - это значит раскрывать смысл человека, живя этим смыслом и выражая его. В этом заключается прежде всего главное служение Церкви, каждого христианина.

Речь не идёт о том, чтобы противопоставлять деятельную и созерцательную жизнь, исполнение своего каждодневного долга и молитву. Мы просто напоминаем, что деятельная жизнь христианина в обществе раскрывает свои глубинные начала только тогда, когда она осуществляется тем, кто молится, когда она исходит от члена Церкви, главная сущность которой - молитва. И мы напоминаем об этом не для того, чтобы сказать, что молитва является источником деятельной жизни, - это очевидно для верующих, но чтобы сказать, что молитва придаёт смысл деятельной жизни христианина. Важно, чтобы люди, которые трудятся ради созидания лучшего общества, утверждались в отношениях с Богом во Христе Иисусе и признавали необходимым существование тех, кто отказывается от всякой деятельной жизни в обществе, полностью посвящая себя молитвенной связи с Богом.

Существование тех, кто живёт, не принося видимой пользы обществу, тех, кто трудится лишь для обеспечения своего прожиточного минимума, тех, кто посвящает себя молитве покаяния и хвалы, молитве, которая "ничему не служит", - эта жизнь вносит в мир смысл дара. Нет нужды напоминать всё, что было сказано и написано о современном обществе, для которого высшей ценностью стала так называемая "эффективность". Мы знаем, что человек судится и ценится по тому, какую пользу он приносит обществу и какими способностями он для этого обладает. (В скобках заметим, что как следствие этого возникает общество, для которого высшей ценностью являются деньги, и не имеет значения, какими способами они добыты.)

Эта "эффективность" определяет современную культуру, где все находится в безостановочном беге. Сколько людей впадают в отчаяние, когда они начинают сознавать себя бесполезными и задаются вопросом, на что они ещё годны. Как будто жизнь сама по себе не имеет цены, как будто жизнь человека не дар Божий! Эта "эффективность" до такой степени является составной частью современного сознания, что слишком многие христиане не знают никакой иной молитвы, кроме молитвы прошения, и относятся к Богу как к Существу, Которое может только служить их пользе в чём-то. Бог стоит в ряду выгодных предметов, как если бы Он был богом с маленькой буквы, идолом, и существовал ради какого-то нашего расчёта. Ещё немного, и они станут, как все, говорить: "Для чего она, вера, какая от нее польза?" Немногие могут осознать, что она не для чего. Она есть полнота жизни.

Посвящать себя молитве хвалы, посвящать свою жизнь этому "бесполезному" значит свидетельствовать сегодня о человеке. Это значит всему миру говорить, что смысл жизни человека не в пользе, выгоде, "эффективности", молитве хвалы, которая вводит человека в жизнь свободы и радости, кем бы он ни был. Она даёт человеку возможность увидеть жизнь как дар, дар, данный даром. Она открывает человека как чудо, как непостижимое дивное чудо.

 

Можно ли оправдать общение священников с "новыми русскими" ради пользы Церкви? Один батюшка сказал мне, что Сам Христос разделял трапезу с так называемыми мытарями, то есть бесчестными богачами того времени.

Олег Бузинов, г. Санкт-Петербург

 

Перед лицом зла в мире и в нас мы искушаемы двумя противоположными крайностями. Всё чаще сегодня многие сползают к смутной толерантности, то есть безразличию. "Что мы можем сделать, у каждого своё "понимание", - говорят они. - И в конце концов разве это такое уж зло? И какой смысл биться головой об стену, если все уже захвачено ими?" Иными словами, всё можно оправдать. Другая, диаметрально противоположная позиция, - нетерпимость, порой почти сектантская: "Всех этих преступников надо повесить!" Несомненно, кого-то надо. Потому что идёт война. Но есть опасность смотреть на всё и на всех с презрением, свысока, считая себя, несомненно, праведником.

Действительно, во всех затруднительных случаях ответ у нас должен быть один: как отнёсся бы, как относится к этому Христос? А Христос сражается со злом без всякого компромисса. "Не здоровые имеют нужду, а больные" (Мф. 9, 12), - говорит Он. Господь не оправдывает "мытарей и грешников", как если бы они были вне критики. На трапезе с мытарями Он называет их больными. Не существует никакого компромисса между Богом и злом. И в этом вся наша надежда. Невозможно для Бога назвать добром то, что является злом. Невозможно для Господа принять несправедливость, насилие, растление, ложь. Его святость делает Его абсолютно неспособным заключить мир с малейшим проявлением себялюбия. Мы помним предельно строгие слова Господа против соблазнителей: "Кто соблазнит одного из малых сих, лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской" (Мф. 18, 16). И "если рука твоя или нога твоя соблазняет тебя - отсеки их и брось от себя" (Мф. 18, 8). Сражение со злом составляет такую неотъемлемую цель нашего существования, что Господь включает в нашу каждодневную молитву слова: "Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого".

Однако Христос - друг и грешников. Он осуждает грех, но любит всех людей, и грешников тоже. Некоторые из нас ассоциируют мытарей чуть ли не с бомжами. Но эти мытари, с которыми Господь трапезовал за столом, на самом деле были нуворишами той эпохи, всем известными эксплуататорами, бесчестными угнетателями нищего народа, коллаборационистами оккупационной римской языческой власти. Они приобретали большие деньги подлыми делами. Господь знает всё это. И мы видим, что Он осуждает всё это. Обратите внимание все те в Церкви, кто сегодня общается с "новыми русскими"! Господь прежде всего требует, чтобы зло было названо своим именем и осуждено. И только потом Он склоняется над несчастными, приносящими покаяние, как врач над больными.

Страшно, если Церковь перестаёт называть преступников преступниками, снимая ответственность с тех, кто совершает ужасы несравненно худшие, чем преступления Освенцима и Холокоста, о которых они столько кричат. Зло для Господа всегда остаётся злом. Он не говорит, что мытари имеют право обирать народ. Но прежде чем сокрушить их, Господь предлагает им возможность исцеления души. И через нас должно неложно раскрываться Его участие в их судьбе. Не так, как порой у нас это происходит, - мы разделяем трапезу с новыми мытарями из человекоугодия и выгоды, покрывая зло, которое паки распинает Господа.

Между прочим, Христос ест и пьёт с такими грешниками, которые ещё не знают истинного Бога. А о тех, кто "стоит в церкви со свечками", называя себя верующими, и ведёт себя при этом хуже неверующих, Господь устами апостола Павла говорит по-другому: "С такими даже не есть вместе" (1 Кор. 5, 11).

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU