1 октября 1835 г. - 170 лет со дня рождения святителя Московского Макария
Незадолго перед своей кончиной святитель Макарий сподобился видения страстотерпца Николая
II в загробном мире. Он видел, как Император перекладывает горящий уголёк с руки на руку и всё просветляется
и просветляется его образ и наконец становится огненным. Потом он слышит глас, обращённый с небес к
Императору: "Готов ли ты пить горькую чашу за свой народ?" - "Да, готов", - отвечает святой Николай
II. На этом видение заканчивается. Именно святой святитель Макарий сподобился этого видения, - конечно,
потому, что глубоко переживал трагедию России и расстрел Царской Семьи.
Святитель Московский Макарий (Невский), в миру Михаил Андреевич Парвицкий, родился 1 октября 1835
года в селе Шапкине Ковровского уезда Владимирской губернии в семье пономаря. С юных лет стремился Михаил
к иноческой жизни. Любимым его чтением были подвижнические наставления преподобного Ефрема Сирина и
святителя Тихона Задонского.
В 1854 году он вторым окончил курс семинарии. Как один из лучших учеников Михаил мог бы поступить
в академию, но сердце его горело желанием посвятить свою жизнь миссионерскому служению среди простого
и доверчивого коренного населения Алтая.
Поступив на службу в Алтайскую Духовную Миссию, Михаил Парвицкий в 1855 - 1857 годах служил псаломщиком
и учителем церковного пения в селе Улала. Впоследствии владыка Макарий с умилением вспоминал, как сначала
безуспешно пытался изучить местный язык, но только после усердной молитвы к Богоматери стал свободно
говорить по-алтайски.
С 1883 года игумен Макарий - начальник Алтайской Миссии. Через год совершилось его поставление во
епископа Бийского, викария Томской епархии, а в 1891 году он стал митрополитом Томским.
В 1912 году Николай II своим указом назначил прославленного алтайского миссионера, 77-летнего митрополита
Макария, митрополитом Московским. Вступив в управление Московской епархией, владыка Макарий сразу отметил
низкий духовно-нравственный уровень столичной паствы, потому он много внимания уделял просветительской
работе, поставил своей задачей учить не только мирян, но и пастырей. Многим влиятельным людям в столице
не понравилось строгое церковно-патриархальное управление святителя Макария. Нелюбовь к нему с особенной
силой выплеснулась наружу в марте 1917 года. Тогда даже отправили в Петербург депутацию якобы от всего
московского духовенства и мирян с просьбой о замене архипастыря. "Революционный" (назначенный Временным
правительством) обер-прокурор Синода В.Н. Львов принял депутацию более чем благосклонно, в жёсткой форме
потребовав от старца-митрополита прошение об отставке. Впоследствии владыка раскаивался в том, что написал
такое прошение, так как его отставка не принесла умиротворения в Московскую епархию.
Добровольный уход митрополита Макария с московской кафедры можно сравнить с отречением от престола
Государя Императора Николая II. Как известно, отречение Государя развязало руки всякого рода либералам,
погубившим Россию. Митрополита Макария окружной дорогой, как арестованного, привезли в Николо-Угрешский
монастырь, где ему суждено было прожить последние годы жизни. В 1920 году Патриарх Тихон, признав незаконность
удаления святителя с кафедры, принёс ему извинения от лица всей московской паствы и даровал ему титул
митрополита Алтайского. На покое угрешский заточник вёл обширную переписку, произносил проповеди в монастырском
соборе, не имея сил поехать на Алтай, многое делал для Алтайской Духовной Миссии.
На территории монастыря с 1921 года располагалась детская трудовая колония ВЧК. Дети из этой колонии
каждый день бывали у владыки. Они приходили к нему за благословением и советом, а также чтобы угостить
старца или разделить с ним свою радость. Святитель давал им уроки Священной истории. В дни своих именин
дети обязательно исповедовались у него и приобщались Святых Тайн.
В последние годы жизни на долю святителя выпало немало невзгод и лишений. Тяжёлобольного владыку за
несколько дней до его преставления перевезли из монастыря в Котельники, где вечером 1 марта 1926 года,
после всенощной накануне памяти cвящeннoмyчeникa Пaтpиapxa Ермoгeнa, апостол Алтая предал свою душу
Господу. Семь епископов и семьдесят девять священнослужителей отпевали его.