27 октября 1900 г. - 105 лет назад родилась великая русская певица Лидия Андреевна
РУСЛАНОВА
Искусство Лидии Руслановой прочно вошло в сокровищницу русской песенной культуры.
Руслановой нет с нами, но живёт, звучит по радио и телевидению её редкой красоты голос, в её пении
переливается трепетная душа. Голос Руслановой сразу узнаешь. Он единственный и неповторимый. В нём слышны
некоторое лукавство, озорство, шутливость и в то же время глубина мироощущения, отзывчивость, доброта.
Уже в первой строке песни "Уж ты, бабочка молоденькая" она сразу как бы пространственно набросала картину,
которую ей захотелось изобразить: она написала свою бабу - если не рязанскую, то воронежскую или саратовскую.
Когда слушаешь Русланову, радуешься и повторяешь: здесь Русью пахнет! Сердце защемит, когда из уст
её выльется:
Валенки, валенки,
Неподшиты, стареньки...
Господи! Да что же это за тайна такая, почему душа радуется старым неподшитым валенкам, почему солдаты,
победившие гитлеровское нашествие, с замиранием сердца слушают о неподшитых валенках у стен рейхстага?
Ждут не дождутся, когда приедут домой и будут ходить в валенках по родному селу!
Тайна эта - великая любовь к родной земле, к Отечеству.
Эту любовь пытается кое-кто сейчас осмеять, очернить. Но жизнь ставит вопрос о возрождении России,
русского народа. И голос Руслановой, её великий дар активно участвует в возрождении России. Он противостоит
нашествию вульгарной эстрады с конвульсивно дергающимися гитаристами. Мне скажут, что это моё субъективное
мнение. Но я знаю, что так думают миллионы русских. Песня для России - святая святых духа. Превращать
песню в дьявольскую, сатанинскую забаву - значит, отравлять нравственную атмосферу жизни. Это знала
Лидия Русланова. Её талант жизнестоек, народен. Энергия её лиризма поднимает в нас дух и веру в жизнь.
Резкий, понизовый голос Руслановой хорошо сливался с голосом саратовской гармошки. Думаю, что высокое
умельство, которым славился аккомпаниатор певицы Максаков, пришло к нему от соприкосновения с богатейшими
голосовыми данными Руслановой. Дуэт гармошки Максакова и голоса Руслановой знала когда-то вся Россия.
Личность Руслановой была, в сущности, театром народной песни. Она сочетала в себе качества блестящей
певицы и актрисы, "играла" песню, как древнерусский скоморох. Песня разыгрывалась ею, как действо, в
котором выступают знакомые картины быта, живые люди.
Пушкин так определил русскую песню:
Что-то слышится родное
В долгой песне ямщика;
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.
Это о Руслановой сказано. У неё радость - это радость без оглядки, тоска - уж до самой глубины души.
В эту глубину чувств Русланова опускается смело, исступленно, но без сантиментов.
В некоторых песнях Руслановой слышится героика жизни, не теряющая самообладания, не впадающая в хвастовство
силой. Сдержанность таких песен напоминает ямщика, замерзающего в степи.
Степь да степь кругом,
Путь далек лежит.
В той степи глухой
Замерзал ямщик.
Никакого малодушия, никакой паники нет у ямщика. Свою беду встречает он в полный рост. И спокойно
завещает, что для него надо сделать в смертный час.
Даже в исполнении шуточной песни у Руслановой живут удаль, широта русская, как, например, в песне
"Ах, утушка, ты ли, луговая".
И городские песни, манерные жестокие романсы Русланова умела заряжать своим талантом, привносила в
них здоровое народное начало. Это и "Златые горы", и "Окрасился месяц багрянцем", и "Очаровательные
глазки"... В этом ряду стоит и "Липа вековая", которая у Руслановой звучит, как сторожевой окрик русских
просторов.
Имя Лидии Руслановой стало народной легендой. Дальневосточники остановили поезд, в котором ехала Русланова,
чтобы посмотреть на любимую певицу. Это - факт. Боевой генерал, услышав Русланову на фронте, снял свой
боевой орден и приколол его к груди певицы. Это - награда.
Артистка Людмила Кайранская рассказывала случай, которому она была очевидицей. Три лётчика пожаловались
певице, что они улетают на задание и не смогут послушать её на концерте. Русланова успокоила их: "Летите
на задание. А вернетесь - я для вас спою лично". Она ждала их на аэродроме. Стояла, волновалась: "А
вдруг они не вернутся?" Вернулись! Глубокой ночью. Счастливая певица пела у самолёта. Зрительным залом
для неё была степь. Зрителями - три летчика. Это прекрасно! Вот где раскрываются душа Руслановой, её
народность, щедрость, любовь к людям. Ведь без любви к людям не может быть искусства.