В начале октября мы празднуем память "земного Ангела и Небесного человека" Преподобного Сергия Радонежского.
В нашу историю Преподобный Сергий вошёл как созидатель национального и государственного единства Русской
земли. Своей святой и высокой жизнью он совершал в умах и сердцах своих современников чудо нравственного
преображения. Вспомним его напутствие князю Димитрию Иоанновичу на битву с Мамаем: "Иди, иди смело,
князь, и надейся на помощь Божию". Преподобный благословил русское войско и дал для битвы двух иноков:
Пересвета и Ослябю, которые погибли за Веру и Родину.
Православные монахи взяли в руки оружие, хотя по церковным канонам их меч - слово и молитва. Мог ли
Преподобный Сергий не посылать на битву своих иноков? Конечно, мог, ибо Церковь у нас Воинствующая,
но не воюющая. Но наступают такие исключительные для страны периоды, которые могут прозревать только
угодники Божии, когда даже православные монахи благословляются поднять руку не на своего врага, а на
врага Божиего. Так Пересвет и Ослябя оказались в русском войске. Не по своей воле, а по Промыслу Божиему.
"Христос учил любви, но именно любовь подъемлет многое: и жертву неправедности, и жертву жизни, -
писал великий русский философ Иван Александрович Ильин.
Бессмысленно браться за меч тому, кто не знает и не имеет в мире ничего выше самого себя и своей личной
жизни: ибо ему вернее бросить меч и спасаться, хотя бы ценою предательства и унизительной покорности
злодеям. Но за Божие дело - в себе самом, в других и в мире - имеет смысл идти на смерть. Ибо умирающий
за него - отдаёт меньшее за большее, личное за сверхличное, смертное за бессмертное, человеческое за
Божие.
В то время народ был задавлен чужеземным игом и разорён внутренним раздором. Над Русью витал миф о
непобедимости ордынских воинов. И чтобы вдохнуть в сердца людей уверенность в победе, воодушевить русское
воинство, великий молитвенник Преподобный Сергий, исполняя волю Божию, послал на битву духоносных монахов,
как двух ангелов - хранителей в земном обличье. Не доспехи и щит дал инокам Преподобный, а схиму. В
монашестве схима означает полное отрешение от мира и мирских забот. В схиме подвизались аскеты, молчальники
и затворники, совершая невидимый людям высочайший духовный молитвенный подвиг. А здесь одеяние схимника,
украшенное на куколе, груди, спине знамением воина Христова - Крестом, заменила инокам доспехи. "Вот
вам, дети, оружие нетленное, - говорил им преподобный Сергий, - да будет оно вам вместо щитов и шлемов
бранных". И они до конца исполнили самый важный закон Божий - закон любви, положив жизнь свою за Веру,
Россию и родичей своих.
Когда от вражеского стана выступил страшного вида богатырь Челубей Темир-Мурза, и стал вызывать на
поединок русского воина, в молчании встретили ратники его оскорбительные крики, ибо этот воин был знаменит
множеством побед и никто не мог одолеть его в поединке. Вот тогда и вызвался сразиться с ним инок-воин
Пересвет. В одном схимном одеянии, вооружённый копьём устремился он на грозного печенега. Две силы сошлись,
светлая и тёмная. Как говорит летопись, крепко ударили друг друга копьями и оба пали мёртвыми. Так закончил
свой крестный путь Пересвет, дав духовную силу русскому воинству. Не на жизнь, а на смерть началась
страшная сеча. Её ещё называют Мамаево побоище. Из 150 тысяч русских воинов в строю осталось 30 тысяч.
Но свершилось то, о чём и пророчествовал Сергий Радонежский: ушли на битву москвичи, белозерцы, ростовчане,
суздальцы, владимирцы, костромичи, дмитровцы.., а вернулись Единым Русским Народом.
Воины - монахи, отдавшие свою земную жизнь за Веру и Родину в Куликовской битве, были похоронены в
московском Симоновом монастыре. Тут же, по преданию, упокоились до Второго Пришествия Христова и 40
ближайших бояр князя Димитрия... Я об этом узнал случайно в 1973 году, когда приехал на завод "Динамо"
готовить репортаж о трудовых делах коллектива. К моему удивлению, грохочущие станки одного из заводских
цехов, расположившегося в стенах монастыря, стояли прямо на месте захоронения героев Куликовской битвы.
Воистину, Иваны не помнящие родства. Прошли годы. Слава Богу, восстановили монастырский храм Рождества
Богородицы, установили новое мраморное надгробие с именами Александра Пересвета и Родиона (в синодиках
Андрея) Осляби.
Сколько надежд возлагали русские люди, и не только они, на Россию, свободную от атеизма, богоборчества.
К сожалению, многие надежды не оправдались. С так называемыми "гражданскими" свободами в распахнутые
двери и окна России ворвался дух стяжательства, прагматизма, жестокости, насилия и разврата, эгоизма
и распущенности. Либерализм, "свобода для греха", стал править бал в новой России. И как результат,
ежегодно нас становится меньше почти на миллион человек. В год целый русский город, 55 тысяч человек,
кончают жизнь самоубийством. О нравственной катастрофе России вопиют и такие цифры: в стране 6 миллионов
наркоманов и ежедневно абортами убивают 20 тысяч детей!
Социологи проанализировали систему ценностей молодёжи в Европе и России и пришли к выводу, что молодым
россиянам нравится "ненасытный" стиль жизни - они хотят больше работы, больше секса, больше денег.
Можем ли мы снять с себя вину, за то, что происходит с Отечеством? Нет, не можем. В каждое время,
христиане, по словам апостола, должны быть той "малой закваской", которая "заквашивает все тесто" (Галл.
5, 9).
Сейчас настало время, когда мы должны дать ответ на главный вопрос: неужели прервалась та духовная
связь, которая связывает нас с нашими предками, пришедшими на поле Куликово по благословению Преподобного
Сергия, чтобы в жесточайшей битве с грозным противником обрести волю к свободе, ощутить себя хозяевами
своей судьбы?
И разве не к нам, сегодняшним, обращены слова Преподобного Сергия: "Внимайте себе,
братья, всех молю, прежде имейте страх Божий, и чистоту душевную, и любовь нелицемерную".
Крушение России наступило, когда потомки предали заветы святого Сергия. Вспомним ли мы благодатные
заветы Сергия Радонежского? Это зависит от нас с вами. Путь наш не будет лёгким. Разрушать легко, строить
тяжело.
Но мы веруем, что и сегодня Преподобный Сергий со всем сонмом русских святых предстательствуют у Господа
за свой народ, за своё земное Отечество.