Служба торговли Новоспасского монастыря


Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера        Главная страница номера

Верный сын России

Владимир Сергеевич ЖИЛКИН

  85 лет назад, 20 сентября 1918 года был расстрелян Михаил Осипович Меньшиков - идеолог и организатор "Всероссийского национального союза" - первой чисто националистической русской организации, целью которой являлось "восстановление русской национальности не только как главенствующей, но и государственнотворческой".

 

В 1918 году в городе Валдае Новгородской губернии жила семья: муж, жена, её мать и шестеро детей. Жили бедно, как все русские люди на исходе первого года советской власти. Жена впоследствии вспоминала: "Наш достаток, плод долговременного неустанного труда мужа, исчез, как дым. Мы стали почти нищими. Всё заработанное мужем отняли". 14 сентября главу семьи увела из дома выездная группа ЧК и после шестидневного заключения расстреляла на берегу Валдайского озера. Свою скорбную повесть вдова заканчивает словами: "Казнили за неподчинение советской власти, ни в чём однако не проявленное и ничем не доказанное. Но судьями были Якобсон, Давидсон, Гиль-фонт и Губа... Несчастная наша Родина".

Шёл восемнадцатый год. Машина красного террора набирала обороты. Истребляли лучших русских людей. Убитый на берегу Валдайского озера Михаил Осипович Меньшиков был одним из лучших. В том и заключалась его вина перед "молодой советской республикой".

Подорванные Февралём 1917 года устои государственности, экономики, правопорядка, Октябрь уничтожил полностью. "Цветущая сложность" российской жизни, её богатство и красота исчезли разом и навсегда. Покорённую страну "вожди" засыпали своими изображениями, как собственность заклеймили русские города своими выдуманными, якобы русскими фамилиями. Зрелище улиц, ставших грязными и полумёртвыми, вид затравленных нищетой и страхом бывших господ тешил их местечковое самолюбие.

Священная земля России выкорчёвывалась под грядущее царство антихриста. Уничтожению подлежало прежде всего русское национальное самосознание. За ритуальным убийством Русского Царя, его живого символа, последовало массовое истребление его носителей, в первом ряду которых был знаменитый публицист М.О. Меньшиков.

Михаил Осипович Меньшиков родился в 1859 году 23 сентября (ст. ст.) в городе Новоржеве Псковской губернии. Его отец был мелким чиновником, мать - из обедневшего дворянского рода. Таким, как он, юношам из мещанской среды был закрыт доступ в элитные училища, в которых готовили офицеров гвардии и флота. Они приходили в армию и на флот из рядовых юнкерских и технических училищ. На флоте они были офицерами как бы "второго разряда" и носили армейские звания. Михаил Меньшиков служил на флоте по окончании морского технического училища, участвовал в нескольких морских экспедициях, служил в Главном гидрографическом управлении. Службу он сочетал с разнообразной литературной работой. В 1892 году в чине штабс-капитана он вышел в отставку и всецело посвятил себя публицистике и литературной критике.

В 1890 годах он был близок к либералам, но уже тогда сформировалась определяющая его взгляды на политику и культуру позиция - христианина и государственника. С этой позиции он выступает в печати как яркий публицист и критик, смело (и успешно) полемизирующий с новомодными "властителями дум" Мережковским и Розановым. К нему приходит громкая известность. Он близко сходится с Лесковым, Толстым, гостит у него в Ясной Поляне, его дружбой дорожит Чехов. Известны 49 писем Чехова к нему.

Начало XX века было временем грандиозных перемен для всего так называемого "цивилизованного мира", но только в России мощный экономический рост и расцвет культуры проходил тогда в условиях острейшего социально-политического кризиса, который затронул все области жизни государства и общества. Именно тогда заметно пошатнулись религиозные устои народной жизни. В русской культуре расцвёл "серебряный век". Духи богоотступничества и прямого сатанизма витали над страной... Тревога о судьбе России стала главной темой творчества М.О. Меньшикова. Он решительно осудил деятельность Толстого как антицерковную и антигосударственную, направленную на разрушение России. Отвергая искусственный культ Толстого, царивший в среде либеральной интеллигенции, Меньшиков стал в ряды русских людей, духовным вождём которых был воистину великий старец - Иоанн Кронштадтский.

С 1901 года Меньшиков стал работать в газете "Новое время", которой руководил выдающийся издатель и общественный деятель А.С. Суворин. Суворинское "Новое время" было популярнейшей газетой России. Читателя привлекала в газете её широкая информированность, смелость, патриотическая направленность. До закрытия газеты после Февраля 1917 года М.О. Меньшиков был её ведущим публицистом.

В идейно-политической жизни России начала XX века предельно острым было противостояние революционеров-демократов и патриотов-государственников. За Россию боролись две традиции, две культуры - разрушения и созидания. О двух культурах в России писал Ленин и это же имел в виду Столыпин: "Им нужны великие потрясения, нам - Великая Россия".

Культура Великой России имела выдающихся теоретиков и практиков, но в нашем Отечестве о них известно немногое и немногим. Кое-что слышали о Победоносцеве, Столыпине, Леонтьеве, Петре Струве, но о Михаиле Меньшикове -ничего. А ведь было время, когда его читала вся Россия. Его идейное влияние было огромным, особенно в провинции, и либеральная критика преследовала его злобой и клеветой. Вот как он сам писал об этом: "По количеству подмётных писем и грязных статей публицист, защищающий интересы Родины, может убедиться, насколько действительна его работа". Враги России после физического убийства Меньшикова продолжали убивать его замалчиванием.

Его статьи печатались в "Новом времени" три-четыре раза в неделю. Им были присущи глубина анализа, смелость и независимость суждений, а в манере изложения - уважение и доверие к читателю. Статьи были всегда "о наболевшем". Их темами были власть и общественность, народ и интеллигенция, русские и инородцы, литература, искусство, Церковь, армия... И всё пронизано общей темой. Тема эта - судьба Отечества. Народу М.О. Меньшиков не льстил. Страстно желая ему вырасти в имперскую нацию, он не уставал в нём обличать лень, безразличие, недостаток веры и патриотизма. "Империя, - писал он, - как живое тело, - не мир, а постоянная и неукротимая борьба за жизнь, причём победа даётся сильным, а не слюнявым".

Ни на какие проблемы России он не закрывал глаза, даже на те, которые были связаны с еврейством. Их остроту он не считал себя вправе замалчивать. Антисемитом он не был. Среди людей, которые пользовались его расположением, были и евреи. Но он не уставал утверждать, что хозяин в России - русский народ, и никто не вправе диктовать русскому человеку правила поведения в русском доме. За это "передовая интеллигенция" заклеймила его ярлыком "антисемита". Всё, что впоследствии было позволено знать советскому гражданину о Михаиле Меньшикове - это были слова Ленина о нём: "цепной пёс Чёрной сотни"...

Смысл жизни М.О. Меньшикова заключался в неотступной думе о Родине. В этой думе его любовь к русскому народу обрела строгость и требовательность. Его не покидала тревога о падении в народе религиозности, о неразвитости его национального самосознания, и тревога эта была пророческой. Именно это стало главной причиной постигшей Россию национальной катастрофы. Прав был Меньшиков тогда, прав он и сегодня. Сокрушаться ли нам по поводу внешних и внутренних врагов, если мы не в состоянии быть хозяевами своей судьбы, своей страны? Разве посмел бы в ином случае Юровский поднять руку на Помазанника Божия, окружённого его родным православным народом?

Духовные и материальные потери, понесённые нами с тех пор, неисчислимы. Но если бы ценою их был куплен опыт, дающий нам преимущества перед нашими предками, жившими сто лет назад! Горько сознавать, что это не так. Всё, что тревожило Меньшикова, присутствует в жизни России и сегодня, с той лишь разницей, что наша Родина сегодня во всех отношениях слабее и беднее. Нет Царя, нет Империи, изменились и русские, и инородцы (в основном, в пользу последних).

Но сегодня национальное сознание в России уже есть. Притягательность национализма растёт и признаки духовного оздоровления налицо. В Валдае проходят Меньшиковские чтения (о чём ещё вчера и помыслить было невозможно). Стали издавать книги Меньшикова. В общественную жизнь России М.О. Меньшиков возвращается, и его присутствие в ней неизбежно будет всё более заметным и действенным. Как будто предвидя это, он писал: "Родина принадлежит не нам только, живым, но всему племени. Мы -всего лишь третья часть нации, притом наименьшая. Другая необъятная треть - в земле, третья - в небе, и так как те нравственно столь же живы, как и мы, то кворум всех решений принадлежит скорее им, а не нам. Мы лишь делегаты, так сказать, бывших и будущих людей".



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU