Олег Байда - Не алгеброй единой

Архив: 

 

85 лет исполняется Игорю Ростиславовичу Шафаревичу, русскому учёному-математику, философу, публицисту, общественному деятелю. 

  Игорь Ростиславович Шафаревич родился в семье русских интеллигентов: отец — выпускник МГУ, преподавал теоретическую механику, мать — филолог. Благодаря сохранившейся ещё от деда библиотеке, юноша приобрёл вкус к хорошему чтению, увлёкся классикой, сказками, былинами. Немного позже — историей. Следующее увлечение — математика. Ещё учась в школе, сдал экстерном экзамены на механико-математический факультет МГУ.

После окончания школы был принят на последний курс университета, который и окончил в 1940 году. Защитил кандидат скую диссертацию в 1942 году, докторскую — в 1946м. С тех пор работает в математическом институте Академии наук, с 1960 года — заведующий отделом алгебры. С 20летнего возраста преподавал в МГУ, воспитал многих учёных, под его руководством защищено более 30 кандидатских диссертаций. С конца 60х годов Игорь Ростиславович принимает участие в общественной деятельности: заявления и пресс-конференции в защиту Православной Церкви, против использования психиатрии как средства политических преследований (совместно с А. Д. Сахаровым). В 1974 году участвует вместе с А. И. Солженицыным в издании сборника «Из под глыб» (статьи по важнейшим вопросам духовной и общественной жизни того времени). В 1977 году написанная им для этого сборника статья легла в основу его книги «Социализм как явление мировой истории», изданную во Франции.

В 1975 году был уволен из МГУ, с тех пор не преподаёт. Начиная с 1988 года публиковал статьи, посвящённые, в основном, проблемам и перспективам посткоммунистического устройства нашей страны. Часть из них собрана в книгах «Есть ли у России будущее?» («Советский писатель», 1991) и «Путь изподглыб» («Современник», 1991). Труды по математике изданы (в английском переводе) в собрании сочинений («Collected Papers», Springer, 1989).
— Игорь Ростиславович, что Вы считаете главным в жизни?

Меня всегда привлекало понятие Красоты. И это требует объяснения. Речь идёт не о любовании красивыми вещами, это что-то более глубокое. Композитор Георгий Свиридов говорил, что к музыке применимы свойства божественной Красоты. И не только в музыке или живописи. Странным образом в такой науке, как математика, эти свойства присутствуют и видны. Самый великий российский математик швейцарского происхождения Эйлер, говоря о своих открытиях, называл их «божественными». Какое-то чувство божественной Красоты через всю нашу наукупроходит. Это равносильно чувству осмысленности мира, признание наличия смысла мироздания, того, что мир не есть «театр абсурда», как это сейчас часто представляется. Всегда, в самые тяжёлые периоды мне представлялось, что во всём, что происходит, есть какой-то смысл, может быть, мне и непонятный.

— А в том, что сегодня происходит в России и в мире, какой Вы видите смысл?

— Гениальный немецкий композитор Бах говорил, что будущее в руках Божиих, а человек может только догадываться или нет. В истории и жизни нет таких законов, которые мы могли бы вычислить и всё рассчитать, как полёт ядра. Современное положение России двойственно. Мы видим полное подчинение России власти Запада, а сам Запад в кризисе, выдыхается. Его культура, покорившая поколения русской интеллигенции, прекратилась. Нет Баха и Бетховена, Рафаэля и Диккенса. Крушения западных цивилизаций цикличны, т. к. в их основании заложены антиномистические тенденции, которые приводят к краху. Стремление к успеху, которое служит развитию цивилизации, в конце концов приводит к её крушению. Блаженный Августин в V веке, наблюдая за падением Рима, назвал причиной этого события libido dominantis, «похоть власти». От императора алчность заразила весь народ Римской империи. Наказанием за это стал вандализм — разрушение всех идолов и низвержение кумиров. Трагедия 11сентября 2001 года в США очень похожа по своему общественнополи-тическому влиянию на взятие Рима Алларихом — это удар по идее всемогущества.

Но наследники вандалов сами и построили за падную цивилизацию на тех же принципах…

— Стремление к успеху —это тенденция цивилизации, которая стала складываться с XVI столетия, с того, что назвали эпохой великих географических открытий. Что это за «открытия», когда Португалия открывает страну, которая в десятки раз больше её самой? Произошла Реформация с сопровождавшими её конфликтами и катаклизмами, и в этот момент европейцы не нашли ничего другого, как с какой-то просто «бесовской» энергией носиться по миру в поисках открытий, водружая кресты и вывозя рабов и золото. Эта идея в разное время формулировалась по-разному, последняя попытка её реализации — это национал-социализм в Германии, идея господствующей расы.

Все современные успехи Запада также основаны на воле к власти. И не только в политике. Также и в науке. Гёте говорил, что «природа не выдаст нам свои тайны, если вздёрнуть её на дыбе». Пытка — это не способ проникновения в тайны. До какого-то момента это действовало, было открыто многое. Были открыты галактики и молекулы. А потом перестало действовать…

Как известно, существует лишь два способа взаимодействия человека с миром: либо его подчинить, либо приспособиться.

— Основное этническое свойство, которое является фундаментом русского характера — терпение. Нет большего непонимания русского терпения, чем эти слова Некрасова: «Чем был бы хуже твой удел, когда б ты менее терпел?». Для русских терпение — это вовсе не способ добиться или приобрести какой-то удел. Терпение является ценностью само по себе. Оно имеет не практический ха рак тер, а выступает в роли идеального состояния спасения.

Это терпение действительно непонятно представителям другой цивилизации, которая сегодня господствует. Оно воспринимается как рабское свойство людей, которых легче покорить.

Игорь Ростиславович, Вы стояли у истоков патриотического движения в России. Как Вы оцениваете это движение сегодня?

— Нет никакого патриотического движения в России! За последние 20 лет все попытки его создать закончились полнейшей неудачей! И это надо признать. В чём причина? Я думаю в том, что это движение не охватило широкие круги народа. Интеллигенция обращается к народу по-французски: «Итак, вперёд, сыны Отчизны, для вас день славы настаёт!». Наш народ не привлекает ни борьба, ни баррикады, ни революция. Не получая долгое время зарплаты, как реагировали россия не: объявляли голодовку. Такого в истории никогда ещё не было! Я знаю одного академика, который застрелился, другой голодал в знак протеста, и никто этого не заметил!

Все патриоты у нас говорят на разных языках, никто никого не понимает и не хочет понимать. Очевидно мы ещё не нашли свой путь…Каким Вы видите этот путь? Что можете предложить?

— Я не могу и, по-видимому, никто не может. Сама идея предложения путей, наверное, вообще порочна. Это утопия, что общество построено по принципу механизма, и можно сначала нарисовать чертёж. Таковы были все утопии, начиная с Платона, и наверное, заканчивая попыткой построить западный капитализм в России. Всё это является каким-то насилием…

Сегодня наша страна находится в точке бифоркации, как витязь на распутье. Либо мы станем на путь, который был начат со времени Ивана Калиты, и особенно его внука Димитрия Донского, когда, по слову Ключевского, «русские перестали бояться татарина», либо окончательно победит власть международного капитала, который, кстати, скоро может погибнуть.

Запад сейчас постоянно находится в состоянии страха. И эти страхи сменяют один другой. Сначала это был страх ядернойвойны. Его сменил страх перед демографическим ростом и перенаселением планеты. Индия как страна считалась обречённой, а теперь она — одна из ведущих стран экспортёров продуктов питания. Следующий ужас — экологическая катастрофа. Каждый час в природе гибнет один вид. Таким образом, западная цивилизация постоянно живёт ожиданием близкого конца.

Ваш прогноз, чего мир будет бояться в будущем?

Нас ожидают две проблемы: окончательная гибель деревни и гибель белой расы.

Ваша любимая книга?

Мою квартиру недавно затопили соседи сверху. И больше всего я огорчился, что от воды был испорчен мой любимый томик стихов Пушкина.

Какую молитву Вы читаете перед сном?
Каждый вечер я читаю «Верую».

Беседовал
Олег Валерьевич БАЙДА