Юрий Кищук - Пасхальная радость Четыредесятницы

Наверное, для многих из нас Великий пост представляется не чем иным, как исключительно системой ограничительных норм и правил, подготавливающих человека к празднованию светлого и радостного торжества – Воскресения Христова. «Так, что там: мясо, молоко и яйца есть нельзя? И всё?» – из года в год звучит вопрос от людей, впервые приходящих в храм.

«Да!» – утвердительно отвечаем мы, тем самым сводя пост к диете, как забору, отделяющему нас от мясомолочной продукции. И вдруг до нас как бы издалека доносятся отзвуки голосов наших пастырей и священников, вещающих с амвонов и церковных кафедр о Великом посте как о «весне духовной», «благоприятном времени для спасения», «времени покаяния и духовной радости». «Так, что же, не только диета значит? Но, подождите, а как же строгая дисциплина воздержания Великого поста может сравниться с весенней порой цветения и благоухания? И как же сочетать скорбь о грехах с радостью, пусть и духовной?» – спросите вы. Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы вместе.

Нам выпала возможность, получив благословение владыки-ректора, Его Высокопреосвященства Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского, побеседовать о Великом посте с воспитанниками Пермской Духовной Семинарии. Моими собеседниками стали студенты очного отделения, учащиеся первого, второго и третьего курсов. Кто-то из них пришёл в семинарию, только окончив школу, а кто-то, уже получив специальность в светском вузе. Возможно, потому размышления их разнятся не только стилем изложения мыслей, но и расстановкой акцентов. Объединяет их одно – живая пламенеющая вера в Бога, ярко сияющая в юных сердцах. Впрочем, предоставим слово ребятам.

Сейчас мы «постимся постом приятным». Вроде бы всё хорошо. В Евангелии говорится: «Когда постишься, не будь уныл, как лицемер» (Мф. 6,16), но Христос также говорит: «Горе вам смеющиеся ныне, ибо восплачете» (Лк. 6, 25). И здесь тонкая грань проходит. Здесь важно правильно понимать фразу: «Не будь унылым». Посмотрим чин исповеди Игнатия Брянчанинова, который разделён на восемь страстей. Там ярко говорится об унынии. Уныние – это как бы большой «спрут», и у него есть свои «щупальца»: малодушие, дух боязни уныния, неимение памяти о Боге, забвение грехов своих и празднословие.

В Апостоле говорится: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5, 16–18). Вот эта радость, в чём она заключается? В безудержном смехе? Или же здесь апостол имел в виду что-то другое? Здесь речь идёт о радости в Боге, радости о Христе, духовной радости, когда наше сердце переполняет благодать Божья, когда всё вокруг преображается. И все люди, которые недавно, буквально час назад казались нам мрачными, серыми, злыми, вдруг преображаются и видятся нам хорошими. Странное ощущение, когда благодать касается сердца.

Как нам быть в Великий пост, мы ведь не можем только постоянно скорбеть о своих грехах? Нужно, конечно, и радоваться! Святые отцы говорят, что в нашем сердце всегда должен быть Великий пост. Что это значит? Это именно хранение себя, хранение своих чувств. Хранение от страстей, от лишней болтовни, от смеха над братом своим (если он как-то согрешил, а нам кажется это смешным), от лишнего слова в чей-то адрес, даже от взгляда косого. Ведь можно человеку слова не сказать, а взглядом его убить! «Раздавить взглядом» – есть такое выражение.

И нам важно хранить в своём сердце эту святую Четыредесятницу, но при этом ещё и сохранять пасхальную радость. Надо понимать, что время, которое даётся нам на покаяние, на исправление себя, – это великий шанс освободиться от того, что нас тянет вниз. Мы, как птицы объевшиеся, не можем от земли отстать. Нам не дают это сделать мирские привычки, наши желания. Очень трудно свой ум от земного направить, как говорят святые отцы, «горе», вверх к небу, к Небесному Иерусалиму. Тем более, нам, людям, живущим в миру. Пускай мы находимся внутри ограды церковной, но так или иначе этот мир с нами рядом, мы с ним соприкасаемся. Конечно, говорить легко, трудно делать. В первую очередь, конечно, нужно начать с себя! Постоянно нам хочется удовлетворения своих потребностей. И нигде мы не можем его найти – ни в компьютерных играх, ни в любимой пище. Да, от этого есть какое-то удовлетворение, но затем опять «томление духа» и ничего более. Что же нам делать? Как нам сесть на тот «поезд», который нас повезёт к конечной цели? А конечная цель у всех нас – встреча с Богом, становление на путь покаяния, на путь обожения.

Все знают, что есть Таинства церковные. Вот сейчас в Великий пост мы особо встречаемся с Таинством Соборования, в котором Господь прощает нам забытые грехи и исцеляет наши телесные немощи. Также всегда есть в нашем арсенале для борьбы с диаволом Таинства Покаяния и Евхаристии. Все интеллектуальные способности, возможности, культура, музыка, интернет – ничто не сможет заменить нам благодати Христовой. Трудно, больно, тернии, идём, карабкаемся, в кровь руки разбиваем, но идём. Как хотелось бы, чтобы слова мои не были сейчас тем же празднословием, избавления от которого мы постоянно просим у Бога, чтобы они были действенны. Дай, Господи, сил их исполнять!
Артём Афанасьев (3-й курс)

На каждой службе Великого поста с понедельника по пятницу мы слышим молитву преподобного Ефрема Сирина. Но воспринимаем ли мы всем своим сердцем слова этой молитвы? И как отзываемся на эти слова? Вот это, наверное, один из главных вопросов! И вроде бы пост только начался, первая неделя, очень трудная, но она пролетела быстро... И вот вторая, и третья, и четвёртая, и пятая, и вот мы уже подходим к Страстной неделе. А почувствуем ли мы за все эти недели хотя бы хоть что-то? И как нам это сделать? Это очень важно, ведь пасхальная радость бывает не у всех! Что нужно сделать, чтобы эта пасхальная радость была? Как нужно проводить пост? Как приблизиться к Богу, чтобы он дал нам почувствовать пасхальную радость?

Апостол Пётр говорит в своём послании о том, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5, 5). Молитва Ефрема Сирина вся пронизана духом покаяния, духом призыва о помощи, направленного к Господу! Дабы он помог приблизиться к Себе. И вот праздность – что же это такое? А праздность – это не что иное, как человеческая лень, которая каждое мгновение сидит в человеке. Он хочет и поспать, и отдохнуть. Хочет куда-то не идти, что-то не делать. Хочет не душе угодить, а плоти.
Господь нам говорит в Евангелии: «Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру» (Мк. 13, 35). Мы не задумываемся над этим! Когда же настанет этот час? Никто не знает этого часа, но нужно быть готовым, необходимо в душе иметь страх Божий! Ведь «один возьмется, а другой останется» (Лк. 17, 34)! Я могу стоять не по правую сторону Спасителя, а по левую... И это действительно страшно! Мы должны не забывать об этом. И стараться, стараться, стараться лень, праздность, уныние, любоначалие, празднословие искоренять у себя. Обратить внимание на себя, не смотря на другого, как он постится, но открыть свои очи и взглянуть внутрь своей души. И не только Великим постом, но стараться каждый день работать над собой.

Однажды отца Николая Гурьянова спросили: «Как жить?» И он сказал: «Живи так, как будто ты живёшь последний день!» А живём ли мы так? Человек постоянно забывает о том, что он живёт, действительно, может быть, последний день. Завтра, может быть, я уже пред Богом предстану. Сегодня усну, а завтра могу уже не проснуться. И что ужасно – страха нет, исправления нет и перемены ума нет! Великий пост даёт нам возможность эту перемену ума в себе произвести, взглянуть на себя со стороны и начать хотя бы с малого. И маленькими шажками приближаться к Богу.
Евгений Старцев (1-й курс)

Великий пост. Казалось бы, «плачьте и рыдайте о грехах ваших!» Но не надо забывать ещё и о радости, к которой нас призывает Господь через Евангелие, апостолов. Порой нам не достаёт той радости, которой мы должны радоваться. Ведь Он даёт нам «дыхание жизни», продлевает дни нашей жизни для покаяния. А мы не сильно радуемся этому, для нас всё пространство заняла повседневность. Случилось и случилось. И в нас нет благодарности к Богу за всё, что нам дано. Мы не радуемся тому, что Господь нас в молитвах наших слышит, помогает всячески! И приходит всё чаще уныние в человеческую душу. И с ним бороться весьма тяжко, но возможно, хотя оно словно бы налегает на душу человека.

О празднословии апостол Павел говорит: «Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны [вам], а, напротив, благодарение» (Еф. 5, 4). А мы забываем о благодарении и опять-таки присущей ему радости. Забываем о том, как радость духовная важна в нашей жизни.
Евгений Бикмансуров (1-й курс)

Молитва Ефрема Сирина. Необходимо только задуматься, о каких величайших сокровищах мы просим. Целомудрие! Смиренномудрие! Терпение! Любовь! Это ведь самые важные сокровища, которые нужны человеку в наше время. Хотелось бы остановиться на смирении. Как учит авва Дорофей,  «каждый молящийся Богу: "Господи, дай мне смирение", должен знать, что он просит Бога, дабы Он послал ему кого-нибудь оскорбить его» (Авва Дорофей. «Душеполезные поучения». Поучение десятое).

Когда читается молитва Ефрема Сирина, мы, конечно, молимся, но порой в сердце живут обиды, нетерпимость. Почему же это так? Мне вспоминается отрывок из Евангелия, в котором ученики просят Спасителя посадить их на престолы рядом с ним по левую и по правую стороны, а Господь отвечает им: «Не знаете, чего просите» (Мф. 20, 22). Также и мы не знаем, чего просим. Повторяем всего лишь слова и не можем понять их глубину. Когда мы просим что-либо у Бога, то Он даёт нам это, но порой, испросив себе смирение, мы восклицаем: «Что это со мной происходит? Я постился, причащался, исповедовался, а ты меня так, Господи, наказываешь, почему?» Мы не хотим принять с благодарностью испрошенное и не желаем благодарить Бога за «ответы» на наши просьбы, которые Он даёт нам всегда, и особенно в эти прекрасные великопостные дни.
Василий Мехоношин (2-й курс)

Записал Юрий Фёдорович КИЩУК
Пермь