Священник Димитрий Шишкин - Какая идеология нужна России?

Нужна ли нам государственная идеология? Вопрос не праздный. От того, сумеем ли мы осознать и ясно сформулировать идею, способную сплотить и объединить народ, будет во многом зависеть будущее нашего Отечества.

И это наше общее дело, потому что единство народа складывается из множества размышлений о судьбах Отечества, а идеология – это квинтэссенция такого коллективного творчества. И то, что наше государство существует как бы без идеологии, не значит ещё, что её нет, просто она пребывает в переходном, аморфном состоянии.  Можно не сомневаться, что уже скоро новая идеология России будет сформулирована ясно. Но есть некоторые соблазны и «подводные камни» в этом поиске единой идеологии.

Так, в последнее время много говорят о возрождении «красного проекта» в России. Люди, желая возвратить поруганное достоинство русского народа, обращаются к недавнему советскому прошлому как к образцу национального достоинства и единства. Но не учитывают того, что на протяжении всего советского периода предыдущая история Руси тщательно подгонялась под стандарты марксистско-ленинской идеологии. Те великие достижения, которые приписывают заслугам советской власти, совершенно несоразмерны с ценой, которая за них заплачена. А цена эта – страшное разрушение всего духовно-нравственного уклада жизни. И когда хвалят современных коммунистов как последовательных патриотов – это, мягко говоря, настораживает.

Самое страшное, что сотворила советская власть, – она отняла у человека духовное, сакральное измерение жизни. Власть относилась к народу как к навозу, удобрению, необходимому для достижения победы мировой революции.

И когда теперь коммунисты, сознательные наследники своих идейных отцов, становятся во главе всевозможных «православно-патриотических» начинаний, мне снова и снова хочется сказать: вы либо отрекитесь от своей безумной идеологии, либо не прикасайтесь к вопросам веры. Вообще. Потому что вы уподобляетесь тем еретикам-гностикам, которые не хотели смириться перед Богом, но свои безумные идеи пытались вплести в брачную одежду Святой Церкви. Не трудитесь, это невозможно! Коммунисты бездарно расточили безценный запас добра, накопленный русским народом за столетия христианской жизни, употребили его на строительство «безбожного рая». И не надо начинать трубить про Днепрогэс, Магнитку и освоение космоса. Всё это было построено и достигнуто страшным напряжением сил народа, который «в благодарность» получил лишь нищету и в житейском, и в душевном отношении… Не ту нищету, которую мы называем благодатным смирением, а настоящее убожество, пустоту безверия, которую какое-то время пытались ещё заполнить культурой и искусством, но в конце концов и это развалилось очень быстро.

Но и дореволюционную жизнь не стоит идеализировать. Одной из важнейших причин «безсмысленного и безпощадного» бунта на Руси было слишком явное расслоение общества на крайне богатых и крайне бедных людей. Слишком явное со стороны одних попрание христианских идеалов любви, сострадания и милосердия при явном и крайнем страдании, нищете, голоде и скорбях огромной массы людей. Условно говоря – вот главная социальная причина произошедшей катастрофы 1917 года.

И вот теперь в новых условиях становления российской государственности нам особенно важно помнить как об общем благе народа, так и о «маленьком человеке», говоря языком наших классиков. Пытаться осуществить идею справедливости, но не с позиции воинствующего безбожия, а с позиций христианских, которые чётко обозначил Сам Господь, говоря о любви к ближнему, а апостол Павел сформулировал так: Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность (2 Кор. 8, 13, 14).

«Равномерность», о которой говорит апостол, – это, скорее, призыв к преодолению резких контрастов между роскошью и нищетой, чем призыв к «уравниловке». И богатство, и бедность существовали и будут существовать всегда. Но ни одно, ни другое не является по определению ни злом, ни добром. А в свете высшей справедливости – всего лишь теми или иными возможностями для спасения души. Но есть бедность благочестная и «посильная», а есть страшная и тягостная нищета, ввергающая человека в отчаяние и ужас. И вопрос социальной несправедливости в обществе – это не вопрос достатка и скудости, а вопрос крайних проявлений вопиющей роскоши и губительной нищеты. Вот на это государству так или иначе придётся обратить внимание. Приблизить границы роскоши и нищеты к среднему уровню и за счёт этого достичь социальной стабильности в обществе.

Но главное даже не это, а тот нравственный стержень (как «маленького человека», так и «влиятельных персон» и государства в целом), без которого построение новой жизни попросту невозможно.

«Старой Руси», утрату которой оплакивали великие наши писатели Шмелёв, Бунин и многие другие, – нет и больше не будет. Триада «Православие, Самодержавие, Народность» хоть и обозначает для нас некоторые духовные и исторические ориентиры, но неприложима к реалиям современности. Равно и «освящение» марксистско-ленинской идеологии, к счастью, невозможно. Сейчас выстраивается новая Россия, и это естественно.

Но ведь глубинная суть русской жизни не менялась во все периоды её непростой истории. И основанием её всегда было нравственное начало, понимаемое в библейском контексте. И Святая Русь не пресекалась никогда никакими катастрофами и обвалами, потому что Святая Русь – там, где есть вера и верность, святость мыслей, поступков и слов. А людей, хранивших веру, верность и честь, всегда на Руси было немало, и именно они составляли и составляют её соль, являются хранителями её «исторического кода». Да, в какие-то периоды таких людей было больше, в какие-то – меньше. Но эта жизнь никогда не прекращалась.

 Конечно, хотелось бы, чтобы государственная идеология России была во всём и совершенно согласна с православной верой. К сожалению, это сегодня невозможно в силу многих обстоятельств. Но это вовсе не означает, что Россия как светское государство обязана строить власть на принципах атеизма.

Мы живём в то счастливое время, когда руководитель нашей страны во всеуслышание заявляет: «Какая бы власть над людьми ни была, но крепче, чем власть Господа, ничего быть не может». И эти слова для нас – добрый знак и руководство к действию. Несомненно, идеология России может и должна основываться на библейских нравственных принципах.

Больше того, вершина библейской мысли – это проповедь о любви к Богу и человеку. И задача всех православных людей состоит именно в последовательном раскрытии и осуществлении в жизни этих главнейших заповедей.

Но если любовь к Богу – это удел людей верующих, то идеи любви к ближнему, уважение чужого достоинства, мировоззрения и культуры – должны и могут быть признаны основой гражданского права. Только понимаемо это человеколюбие должно быть именно в библейском контексте. Иначе мы неизбежно впадём в соблазн «обожествления страстей и пороков», что к любви не имеет никакого отношения. Самый яркий пример – библейская заповедь «не убий» и её соотношение с практикой массового убийства младенцев во чреве, санкционированной государством. Если бы любовь к человеку на государственном уровне получила библейское осмысление – такая практика была бы попросту невозможна.

Несомненный приоритет государства – поддерживать, поощрять и инициировать воспитание любви к человеку на всех уровнях: и в семье, и в школе, и в общественном пространстве. Потому что законы только тогда имеют силу и смысл, когда в основании их не только заложена идея любви к человеку, но когда эта идея осуществляется на самом деле. А это возможно, только если в законодательной и исполнительной власти, с одной стороны, и в обществе – с другой, всё больше будет людей, воспитанных на идее безусловного главенства жертвенной любви. Сами законы без приложения деятельной любви и участия, милосердия и сострадания могут являть изумительные примеры абсурда и дикости, оставаясь даже благими «по букве».

И вот ещё о чём надо сказать. При нашем каком-то повальном и неизъяснимом унылом разладе, при неумении организовать жизнь по-доброму даже в самом простом, бытовом смысле мы достигаем грандиозных успехов в мегапроектах. В глобальных и непременно огромных достижениях. Раньше, в советское время, – Днепрогэс, Магнитка, освоение космоса… Сейчас – Олимпиада, мост через Золотой Рог, космодром Восточный и т. д.

Сразу оговорюсь, что я вовсе не против этих проектов и достижений. Но… При этом у нас очень много ещё повальной нищеты, разрухи немыслимой, деградации массовой, алкоголизма безпробудного, безработицы, проистекающей именно от уныния, от безнадёжного «опускания рук». И этого у нас невероятно много. Иногда даже кажется, что все наши гигантские проекты – это как бы компенсация в общедержавном смысле за эту повсеместную нищету и неустроенность бытовую и душевную. Больше того, мы как будто и собираемся, и лучше становимся в минуты крайней опасности и глобальных вызовов. Вот здесь мы и являем свои лучшие и героические качества, но в повседневной жизни – неустроенность и разлад…

И вот подумалось: если мы умеем мобилизоваться для реализации таких грандиозных проектов, так неужели мы не сможем решить проблему духовной, нравственной и просто житейской нищеты и развала?! Неужели мы не способны к организации жизни по-доброму в повсеместном и широком распространении? Думается, это возможно не только при наличии доброй воли, но и в результате кропотливого и терпеливого духовно-нравственного преображения общества.

Итак, дерзнём предположить, что новая идеология России – это идеология нравственного императива. Абсолютного и безусловного приоритета человечности над иными идейными установками и задачами. Но раскрытие самого понятия человечности, человеческого достоинства, честности, порядочности, справедливости возможно только в свете Божественного Откровения.

И именно православная вера, действующая любовью, является надёжным основанием для утверждения и развития этой новой для России, а по сути, глубоко традиционной идеологии.

Священник Димитрий ШИШКИН