Ответы протоиерея Александра Шаргунова


О великопостных искушениях

 

Вопрос о любви к врагам содержит очевидное противоречие: как можно любить того, кто тебе ненавистен? И ещё вопрос. В главной христианской молитве «Отче наш» есть слова: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Как можем мы сделать то, что явно превосходит наши силы? И как тогда мы можем надеяться на прощение Бога?
Л.Д. Харитонова, г. Пенза


Нам, христианам, дана заповедь – любить врагов наших – не потому что я забываю, что этот человек – мой враг. Но любя его – того, кто остаётся моим врагом, – я свидетельствую ему, что Бог любит его, и это может привести его к глубоким внутренним переменам: И вы будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45). Не об этом ли молимся мы непрестанно в молитве «Отче наш»: «И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим». Речь не идёт о том, чтобы умолять Бога соизмерять Его прощение с нашим, потому что тогда возможность быть прощёнными для нас страшно бы ограничилась. Речь идёт о том, чтобы мы приобщались тому безмерному прощению, даруемому нам Богом, в наших отношениях с людьми, где наше прощение по отношению к Божественному прощению, которым мы пользуемся, смехотворно мало.

Но надо, чтобы мы приняли этот дар прощения, который предлагает нам Бог. Это и называется покаянием. Вся жизнь христианина определяется даром Христова прощения. Начиная с крещения, которое совершается во оставление грехов. Кто-нибудь с насмешкой скажет: «Как хорошо вы устроились, православные. Согрешили – покаялись, и тут же получили прощение. И снова можно продолжать грешить». Будем помнить, что самые благородные истины, самые великие тайны могут быть искажены диаволом.

В начале Великого поста и далее – Бог даст, до конца наших дней – мы будем не один раз запечатлевать наше покаяние Таинством Исповеди. Но таинство – не автоматическое смывание наших грехов. Это непрестанное явление Божественной любви в течение всей моей грешной жизни. Я никогда не перестаю быть грешником – с какой бы решимостью я ни начинал бороться с грехом. Все наши исповеди – от первой до последней – свидетельство, чем является жизнь веры: христианин – грешник, сознающий себя прощённым и прощаемым Богом во Христе Иисусе. Он – не лучше других людей, но даром Христовым он входит в отношения совершенной любви, он узнаёт, что такое пасхальная благодать Креста и Воскресения, и это даёт ему возможность не отчаиваться.

Слово Божие возвещает нам, что мы не должны никогда отчаиваться – ни в ситуации, ни в человеке. В том числе и в таком, кто, как разбойник, погряз в самых ужасных пучинах зла. Ибо он по дару Христа может первым войти в рай, а я со своей фарисейской праведностью могу оказаться в числе тех, кто отвергает Христа и паки осуждает Его на Крестную смерть.

Человек говорит, что он верит в Бога, а спроси его, верит ли он в существование диавола, он уклончиво скажет: «Да, но не так, как малопросвещённые люди, не в буквальном смысле». Получается, что и в Бога он верит не в буквальном смысле?
А. Шурупов, г. Иваново


Верите ли вы в существование сатаны? На самом деле верите? Вы медлите с ответом, как большинство только стоящих на пороге Церкви людей и порой даже переступивших через него. Однако диавол – в моде. Вспомните, какой успех на Западе имел фильм «Экзорцист». Америка давно уже объявила Россию «империей зла», а сегодня называет её не иначе как «исчадием ада». А исламский лидер Хомейни в своё время и его сегодняшние последователи объявляют Америку «большим сатаной».

Мы знаем, что на Западе (и не только) существуют рок-группы – открытые поклонники сатаны. Специалисты говорят, что, слушая их записи в обратном порядке, можно услышать гимн сатане. И уже появилась «церковь сатаны», объединяющая вокруг себя бесноватые толпы. А стотысячные манифестации гомосексуалистов и прочих сексуальных меньшинств? Мы узнаём о кровавых бойнях, вроде той, когда один молодой человек в Норвегии расстрелял около сотни людей. А взрыв террористами нашего пассажирского самолёта над Синаем или массовое убийство ни в чём не повинных людей в Париже? И эти ужасы время от времени повторяются – то в одной, то в другой стране. Естественно задаться вопросом, не есть ли это в буквальном смысле бесовская одержимость? Масштабы и глубина зла, присутствующие в них, не могут дать иного объяснения этих преступлений. Всем должно быть ясно, что зло существует. Ну а князь зла? Существует ли он?

Мы слышим в Евангелии, как Христос изгоняет из человека легион бесов. Перед лицом этого события следует избегать двух крайностей. Современные неверующие люди могут отрицать его вследствие необычности. В самом деле, справедливо говорят они, во времена земной жизни Христа всюду видели диавола. Эпилепсия, нервные и психические болезни – всё это часто принимали за бесовскую одержимость. Но для нас ясно, что в данном случае Христос имеет дело с одержимым. Об этом в Духе Святом возвещает Евангелие. Только помрачённое неверием сознание может ставить под сомнение чудесный характер дел Христовых. И среди прочего – знание Господом злых духов.

Что хочет сказать нам Слово Божие сегодня? Его цель – показать нам, как Христос возвещает Благую Весть не только Своим учением, но изгнанием злых духов, которое ведёт к разумению Его учения. Слушающие проповедь Господа были потрясены. Это новое учение преподаётся не так, как это делали книжники. Они повторяли только то, чему их научили в школе раввинов. Христос не учился в этих школах. Он произносит не заученные слова. Не наизусть. И произносит их с властью, подобно великим пророкам. И с ещё более несравненной властью. Для Христа Божественный закон имеет значение освобождения человека, в соответствии с волей Божией.

Это новое потрясающее учение не может не поражать слушающих Его. Сила одержимости, которая так или иначе сокрыта среди них, должна быть разоблачена. Диавол чувствует угрозу, исходящую от этого слова и противится Господу, Который, как сам диавол говорит, прежде времени начал его изгонять.

Одновременно нам открывается важный аспект Благой Вести: она освобождает. Христос освобождает слушающих Его от ига силы, которая держит их в плену человеческих толкований и мелочных предписаний закона. Он пришёл, чтобы освободить человека от зла и от диавола. Он вступает в сражение за человека, которое будет вести Его до Креста, где Он изгонит навсегда силы зла.

Итак, мы освобождены. Но до какой степени? Парадоксальным образом победа одержана, но сражение продолжается. Сегодня мы должны проверить на себе, как действует в нас Его сила освобождения. Увидеть, где ещё есть у нас связь со злом и с диаволом. Сатана – «человекоубийца от начала» и «отец лжи». Горе нам, если мы употребляем власть и насилие в наших отношениях с ближними. И не стараемся быть для них слугой, как заповедует Христос. Пусть каждое богослужение в храмах станет нашим приобщением чудесам, явленным Господом Иисусом Христом. Только ими мы можем получить освобождение от зла и смерти, от лжи и насильства диавола и сподобиться дара быть свободными для служения Богу и людям.

Христос был искушаем диаволом и победил его, чтобы в наших великопостных искушениях мы рассчитывали на эту победу и приобщались ей. Отец Александр, как, по вашему мнению, искушения Господа преломляются в духовном сражении христианина, живущего в современном мире? Мир сегодня, как никогда, вторгается в Церковь и входит в неё с людьми, живущими среди искушений этого мира. Разве не появилось в этих искушениях много нового по сравнению с прежними?
Ю.А. Коржаков, г. Подольск


Не появилось и никогда не появится. Потому что Христос взял на Себя все искушения, какие будут во все времена со всеми людьми. Другое дело, что зло всё более возрастает в мире, и для христианина это прекрасная возможность увидеть, как действует враг сегодня на невидимом фронте. Пустыня, в которой молился Господь, поистине есть образ нашего Великого поста. Пустыня – это место уединения, тишины и молитвы, удаления от шума и суеты обыденной жизни, от безсмысленных и вредных общений, опустошающих нас. Разумеется, мы продолжаем ходить на работу, исполнять свои каждодневные обязанности, однако всё заключается в том, чтобы, даже живя среди мира, создавать  в себе эту священную пустыню.

Но не думайте, что в этом покое и тишине вы будете избавлены от искушений. Мы несём с собой наши немощи, и бесы оказывают своё воздействие на эти места уединения, которые вызывают у них злобу и раздражение. Если Христос был искушаем, какой человек будет свободен от этого? И разве мы не нуждаемся в том, чтобы в этом нашем испытании реально явить свою волю в согласии с волей Христовой? У нас будут в течение этого Великого поста три великих искушения, которые описаны в Евангелии.

Искушение – иметь. Оно питает у живущих в мире без Бога все дела. Именно от него исходят такие страшные грехи и преступления, разъедающие жизнь современного мира, как коррупция и взяточничество. Но кто из нас понимает, что природа его та же и столь же отвратительна, когда мы не храним установленного святой Церковью воздержания? Прежде всего в пище, и в первую очередь – как бы ни казалось это неверующим людям странным – в пище телесной. У нас может внезапно появиться острое желание полакомиться чем-то вовсе не постным. Но пост – в том числе телесный – cуществует, и он исходит не только от сорокадневного поста Спасителя в пустыне, но и от Его Великой Пятницы.

Искушение власти. «Ярмарка тщеславия» – то, что представляют в современном мире президенты всех мастей и категорий (начиная от президентов мелких фирм и кончая главами государств). Более чем наивно полагать, что диавол, боясь нашей молитвы, оставит пустыню, чтобы сосредоточить все свои силы в политических и экономических схватках и соперничествах.

И наконец, искушение – купить Бога. Искушение по преимуществу тех, кто прилагает все усилия в строгом хранении поста и верит, что он заслуживает особого воздаяния от Господа – быть чудесно облагодатствованным Им. В мире это, как известно, искушение тех, кто хочет изменить существующий порядок одной человеческой силой.

Итак, начало начал постоянного великопостного освобождения – дать место Господу, создать в себе драгоценное место – ту нищету и пустоту, которую Господь мог бы заполнить Собой. Счастлив человек, который избавится от всего безполезного, чтобы туда вселился Господь. Броситься с доверием в «объятия Отча» – значит взять и принять всё, что даёт Бог. Он никогда не даёт часть или половину. Бога нельзя купить, и Он не продаёт – Он даёт. Он отдаёт Себя.