Протоиерей Александр Шаргунов - Искать звезду, которая ведёт ко Христу


28 ноября – начало Рождественского поста
 


Сорокадневным постом, издалека, подобно волхвам с Востока, мы начинаем путь к Вифлмским яслям. Что значит это шествие волхвов за таинственной звездой к Богомладенцу и Его Матери с дарами – золотом, ладаном и смирной? Прежде всего приготовление к Рождеству открывает нам, что Христос пришёл в мир не ради только нескольких близких Богу людей. Он воплотился не ради одного только избранного Богом народа, – но для всех народов всей земли, для всех, кто живёт на ней. Самая малая из стран не может быть забыта. Никто, поистине никто не может быть исключён из любви Господней. Он рождается для всех. Все люди – большие и малые, богатые и нищие, всех мест и всех времён – призваны ко спасению.

И нам открывается далее, что Христос, неузнанный, неувиденный и даже отвергнутый Своими, был взыскан, обретён, принят чужими – волхвами, которые поклонились Ему. В день рождения Господу не нашлось места среди Своего народа! Никого не было у яслей в ночь Рождества, кроме пастухов. А Ирод, начальствующий в этом народе, замыслил погубить Того, Кто пришёл спасти его.

Вот о чём нам надлежит поразмыслить в течение поста. Оказывается, всегда можно жить рядом со Христом, не задумываясь об этом. И точно так же можно знать Его имя, не зная по-настоящему Его Самого. Можно называться христианином и не быть им на деле. Можно признавать теоретически присутствие Христа в мире и не делать из этого никаких практических выводов – ни для своей личной жизни, ни для жизни общества.

Волны Божественной любви будут проходить над миром в эти святые дни. Всё человечество разделяется Господом страшным выбором: на тех, кто принимает Его, и тех, кто отвергает Его. Верующих и неверующих. Как мы будем готовиться к Рождеству Христову? Попытаемся ли сделать ещё один шаг навстречу Господу? Будем ли узнавать Бога в сердце нашей жизни каждый день? Это неочевидно. Это нелегко. «Свои Его не прияша». У яслей Вифлеемских, к которым мы будем идти, уже присутствует очертание Креста, сделанного из того же печального древа, – отказа людей веровать в Божественную любовь, и потому отказа от Жизни, от Света.

Мы должны быть всегда ведомыми звездой. Всегда идти искать Христа, всегда стараться лучше узнать Его, потому что в нас всегда остаётся что-нибудь от языческого. Сколько идолов существует в мире, к которым мы привязаны в той или иной степени! Они гипнотизируют нас, а мы даже порой не отдаём себе в этом отчёта. От сребролюбия, которое, по слову апостола, есть второе идолопоклонство, и рядом с ним магия и разврат, – до самоистуканства, которое не даёт нам видеть судьбу других людей. Искать звезду, которая ведёт туда, где Христос и Его Пречистая Матерь, оставить свою страну, отправиться в новую землю, отважиться на духовный подвиг, отдавая себя и всё лучшее, что у них есть, – вот что делают волхвы. И мы, столь часто живущие, как язычники, в стране, которую ещё называют христианской, православной, – имеем ли мы мужество, всё потеряв, снова отправиться на поиск Христа? Решимся ли следовать за звездой волхвов, которая по-прежнему сияет для всех алчущих и жаждущих правды?

Мы не знаем, куда Божественный Младенец хочет повести нас на этой земле. И мы не должны спрашивать об этом прежде времени. Всё, что мы знаем, – любящим Бога всё содействует во благо, и пути, которыми идёт Господь, ведут за пределы земли. Восприняв наше тело, Творец рода человеческого предлагает нам Своё Божество. Бог стал человеком, чтобы люди могли стать сынами Божиими. О чудесный обмен! Ради этого Спаситель пришёл в мир. Один из нас разорвал связь нашего сыновства с Богом. Один из нас должен был её восстановить. Он стал одним из нас, и больше, чем это, – Тем, Кто с нами.

Как в Пасху Господню, Церковь, открывая нам превечное рождение Слова, открывает также, что у нас тоже два рождения. Мы рождаемся в человечество – смертное, ограниченное нашими родителями, «от крови и от хотения плоти». Мы сознаём хрупкость нашего человеческого существования. И есть чудесное, по слову Евангелия, рождение тех, кто «от Бога родились» и кому Он «дал власть быть чадами Божиими».

Протоиерей
Александр Шаргунов