Владимир Панков - Древняя обитель

 

 720 лет явления Свенской (Печерской) иконы Божией Матери и основания Свято-Успенского Свенского монастыря.

 

Возникновение Свято-Успенского Свенского монастыря связано с чудотворным образом Богоматери, который впоследствии стал именоваться Свенским. Не случайно Богородица избрала в глуши брянских лесов именно это место. Красота здесь поистине неземная. Обитель построена на живописной прибрежной возвышенности. Её окаймляет полукругом старинный яблоневый сад. Крутой спуск к реке Десне утопает в зелени раскидистых старых ив, вязов, дубов. Вёрст на 10—15 простирается в лёгкой голубоватой дымке приречная долина: луга с островками деревьев и кустарников и у самого горизонта стена леса.

Основан монастырь в 1288 году брянским князем Романом Михайловичем, старшим сыном Великого князя черниговского Михаила Всеволодовича, замученного в 1246 году в Золотой Орде за то, что отказался поклониться огню, и причисленного Православной Церковью к лику святых.

Из летописных источников известно, что когда князь Роман неожиданно стал слепнуть, ему рассказали о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, исцелявшей недуги. Она находилась в Киево-Печерской Лавре. Князь послал за нею архимандрита одного из брянских монастырей с монахами. Свой немалый путь чернецы прошли на ладьях по Десне, которая была одной из главных водных артерий Древней Руси. Получив желанный образ, брянцы поплыли обратно. Но вдруг, как гласит старинное сказание: «Стала ладья на едином месте среди Десны; гребцы не могуще загрести ни горе, ни низу». Пришлось остановиться на ночлег на берегу. Пробудившись с первыми лучами солнца, монахи с ужасом обнаружили, что икона из ладьи исчезла. В поисках её исходили они всё побережье, наконец нашли образ на горе в ветвях огромного дуба. Рассказали об этом князю Роману Михайловичу. Он в сопровождении священнослужителей пришёл к месту находки. Слёзно молился Богоматери и получил исцеление. Счастливый князь сразу же вместе со сподвижниками стал рубить лес для постройки святой обители на этом месте.

Немалый вклад в её устроение внесли и многие российские Государи. Особым вниманием почтил монастырь Царь Иван Грозный, заботясь об укреплении юго-западных границ Московского государства. Даже через столетие после его смерти монахи не забывали благодарить и молиться за благочестивого Государя Иоанна Васильевича, который «многие свои царские сокровища положил на устроение обители, церковь каменную со всем благолепием и со всяким украшением воздвиже, сосуды церковные златые и серебряные и ризы, и книги, и колокола, и всякую церковную утварь довольно надал…».

Неоднократно посещал обитель Царь Пётр I. В пути на Полтавскую битву он делал здесь остановку и, как свидетельствуют исторические источники, в этих стенах ему донесли о предательстве гетмана Мазепы. После победы над шведами Царь снова приехал в обитель и отслужил благодарственный молебен. До революции сохранялся маленький каменный домик, стоявший напротив колокольни, где останавливался Пётр I.

В 1744 году монастырь посетила Императрица Елизавета. Она пожертвовала 6 тысяч рублей на сооружение нового храма, который был построен в 1757 году по проекту московского архитектора И. Ф. Мичурина — ученика Ф. Б. Растрелли. Этот пятикупольный Успенский собор стал украшением обители, он имел один из самых величественных в России иконостасов, состоящий из семи ярусов и покрытый серебром и сусальным золотом. Высота его достигала 33 метров. Собор взорван в 1930 году.

Начиная с середины XVIII века, монастырь был одним из известнейших и богатейших в России. У его стен проводились ежегодные ярмарки, на которые съезжались люди различных званий и сословий со всей Российской Империи.

Рядом с древней обителью, в Белобережской пустыни, в XIX возродилось так называемое русское старчество, которое затем расцвело в Оптиной пустыни. В Свенском монастыре начал свой монашеский путь известный подвижник архимандрит Феодосий (в миру Фёдор Маслов), ставший учеником знаменитого старца св. Паисия Величковского, возродившего древнее монашеское духовное делание на Руси. Известный оптинский старец иеромонах Леонид, в схиме Лев (Наголкин), был родом из уездного городка Карачева, что недалеко от Брянска, и учился духовной жизни у старцев Свенского монастыря и Белобережской пустыни. Наместник Оптиной пустыни схиархимандрит Моисей (Путилов) с 1809 по 1811 гг. был послушником Свенского монастыря. Многие из настоятелей обители стали впоследствии знаменитыми иерархами: Иоанн Максимович (1684—1696 гг.; причислен к лику святых) — митрополитом Сибирским и Тобольским, Филарет Амфитеатров (1802—1804 гг.) — митрополитом Киевским и ректором Московской духовной академии.

В прошлом году исполнилось 15 лет со времени возвращения монастыря Церкви. С каждым годом обитель всё более благоустраивается. Восстановлены два храма — Сретенский и СпасоПреображенский. Построена и освящена часовня над святым источником. Строятся и реконструируются братские корпуса. Возродились прежние традиционные промыслы: пчеловодство, земледелие, садоводство.

После многих лет согласований с различными инстанциями и администрацией города появилась надежда на восстановление главного храма обители, взорванного в советскую эпоху Успенского собора. Ныне расчищена территория на месте развалин его. Хочется верить, что с Божией помощью Успенский собор будет вновь отстроен и станет украшением обители.

Брянск издревле был монастырским градом, но период расцерковления не прошёл и здесь бесследно. Многие брянцы не знают своей истории, красота Свенской обители привлекает лишь новобрачных, совершающих по новой традиции паломничество к дубу, у которого, по преданию, отдыхал Пётр I.

Один из старожилов обители — иеромонах Алексий. Он здесь со дня её основания, ныне благочинный монастыря. Отец Алексий пришёл в монастырь буквально со школьной скамьи. Заочно окончил духовную семинарию Свято-Троицкой Сергиевой лавры, прошёл все этапы иноческого послушания, и теперь к нему приезжают как к самому знающему и опытному, а ему только 33 года. Живёт в монастыре и его отец, работает сторожем.

Отец Алексий поведал о трудностях первых лет восстановления обители, когда сам владыка Мелхиседек, проживавший некоторое время в монастыре и по весне ходивший по территории в больших резиновых сапогах, подарил монахам петуха, который был настолько драчлив, что не давал никому прохода. Как сказал о. Алексий, петух преподал братии первые уроки смирения.

Обитель хранит немало тайн и загадок. В давние времена в четырёх различных местах монастырского сада были устроены галереи с малыми и большими помещениями, до семи метров в ширину и длину. Они соединялись общим ходом с несколькими наружными входами. Такие помещения, по предположению некоторых историков, использовались для хранения продуктов и товаров, привозимых из собственных монастырских вотчин на Свенскую ярмарку. В 1812 году местные жители прятали в них своё имущество от французов. Предание гласит: под домиком Петра I находился подземный ход, связывающий обитель с Брянском и Белобережской пустынью.

Во времена лихолетья обитель была не только осквернена и разграблена, но и почти стёрта с лица земли. Главная монастырская святыня — Свенская икона Богородицы была вывезена из обители и ныне находится в Третьяковской галерее. По преданию, эта икона была писана преподобным Алипием Киево-Печерским, который учился живописи у константинопольских художников, расписывавших Софийскую церковь Киево-Печерской Лавры.

В монастыре надеются, что со временем главная его святыня с Божией помощью будет возвращена в обитель и снова станет достоянием земли брянской.

Владимир Борисович ПАНКОВ 
 
Адрес: 241 000 г. Брянск, главпочтамт, а/я 91.Тел. 8-(4832)-41-56-89.
Реквизиты: Брянское ОСБ № 8 605 г. Брянск, ИНН 3 207 003 194,
КПП 320 701 001, р/с 40 703 810 108 000 108 013,
к/с 30 101 810 400 000 000 601, БИК 041 501 601.
«На восстановление Свенского монастыря»