Пётр Лунин - Хотят ли русские работать?

Все слышали рассуждения о том, как остро Россия нуждается в притоке иностранной рабочей силы. Без мигрантов, мол, нам не построить нужное количество зданий и дорог, некому будет убирать улицы, работать на производствах и в сельском хозяйстве.

Действительно: в Москве и Московской области приезжих из стран Средней Азии, занятых на различных работах, можно увидеть повсеместно. Да, это всех раздражает, криминальная хроника в последние годы приобрела явную этническую окраску, и даже руководители МВД сообщают о том, что в Москве более половины только раскрытых тяжких преступлений совершили так называемые «приезжие». Но, возможно, действительно работать в России больше некому, кроме «трудолюбивых азиатов»?

…В этом году мне понадобилось выполнить у себя на даче некоторые земельные и бетонные работы. Оказалось, что рабочих можно нанять в том же посёлке. Все эти рабочие — мигранты, выходцы из Узбекистана. По отзывам соседей, проживают они в посёлке уже около десяти лет, уезжают-возвращаются, привозят родственников, многие уже перевезли жён, а кое-кто в России даже обзавёлся детьми, так что гуляющие по улицам посёлка узбечки в цветастых шароварах, с малыми детьми — уже не редкость. Разумеется, большая часть этих гастарбайтеров не зарегистрированы в установленном порядке, не имеют лицензии на право работы в РФ, об уплате налогов и говорить нечего. За жильё они тоже не платят, договорившись о каких-либо безплатных работах с собственниками.

По рассказам тех же соседей, приезжие из Средней Азии вначале действительно работали за невысокую оплату, ввиду чего рабочие других национальностей, которые приезжали из разных регионов России, из Молдовы, Украины и Белоруссии, очень скоро покинули посёлок, не смогли конкурировать. Но вот за прошедшие десять лет расценки на труд мигрантов стремительно росли, и нынче труд гастарбайтеров оценивается уже совсем недёшево. Берутся они практически за всё, но при этом качество работы оставляет желать лучшего: сплошь и рядом проявляются халтура, безграмотность. Заказчики не могут оставить работников без контроля даже на полчаса.

На улицах посёлка уже чаще можно встретить узбека, нежели местного жителя. Местные гуляют и ходят пешком редко, в основном передвигаются на автомобилях, а женщин и дочерей встречают в вечернее время у автобусной остановки. За несколько лет произошло несколько изнасилований и грабежей, а между самими мигрантами часто вспыхивают драки и поножовщина. Случаи краж со взломом участились, а молодые узбеки нередко разъезжают на авто с российскими номерами, провожая цепкими взглядами привлекательных женщин. В общем, обстановка такая же, как и везде в Подмосковье.

А что же с ценой работы? Все мы читали в прессе рассуждения различных борцов за права мигрантов, о том, что несчастные, всеми угнетаемые и обираемые гастарбайтеры являются едва ли не рабами. Такое заявление содержится даже в программе «оппозиционера № 1» Алексея Навального. Все мы слышали о том, что несчастные мигранты работают за копейки, живут в ужасных условиях и выполняют «за русских» самую грязную и тяжёлую работу.

Так вот, автор, переговорив лично с несколькими мигрантами, выяснил: в среднем цена рабочего дня неквалифицированного мигранта в нашем посёлке Московской области составляет 1300 рублей. Разумеется, наличными. Эту информацию местные жители подтвердили. Впрочем, я ещё до этих переговоров принял решение не нанимать нелегальную рабочую силу, даже если таковая будет обходиться значительно дешевле. Но местные дачники подтвердили ещё раз: других не найдёшь.

Я всё же попробовал найти рабочих с российскими паспортами и, обратившись к интернет-поиску, выявил множество фирм, которые предоставляли разнорабочих на условиях подённой оплаты. Расценки в Москве и Подмосковье на такую работу оказались в среднем равными 1500 рублям за день, за восемь часов плюс один час на обед. После переговоров с первым же диспетчером выяснилось, что условие направления в качестве работников граждан России — принимается. И я, разумеется, решил отдать предпочтение соотечественникам. Разница в каких-то 200 рублей более чем стоила того.

Результат оказался вполне положительным. За неделю на даче автора сменилось три пары рабочих, всего шесть человек. Кто-то из этих людей был сильнее физически, у кого-то было больше опыта и ловкости — люди были разные, от двадцати пяти до пятидесяти лет. Но все они явились на работу строго вовремя, и никто из них не был похмельным (как оказалось, за это увольняют без разговоров и с удержанием заработка). Никто из рабочих не «сачковал», не «включал дурочку», не отдыхал более разумного. Все работники дали хорошую выработку, были доброжелательны и вежливы. Оказалось, что эти люди прибыли из других регионов России, где заработки были невысоки или вообще не находилось работы. Администрация нанявшей их «фирмы», которую они нашли опять-таки по рекламе в прессе и в интернете, предоставила рабочим общежитие (до восьми коек в комнате), периодически находит им клиентов, обеспечивает кое-какое питание, улаживает мелкие конфликты. Требования у таких организаций довольно строгие: употребление алкоголя исключается, действует система штрафов, заработок за неделю удерживается в качестве залога, причём с заказчиком договаривается администрация, а работники прибывают, куда им велят, и делают то, что требуется.

Автор поинтересовался у рабочих, сколько же «фирма» забирает при этом из дневного заработка. Оказалось — от 50 до 60%. То есть дневной заработок человека с российским паспортом в кармане, занятого физической работой, часто довольно тяжёлой, составляет 700 рублей в день и менее, но при этом за свою «фирму» они держатся. Мало того: люди каждый день едут на место работы и с работы в общежитие на нескольких видах общественного транспорта, что занимает по 3— 4 часа в день и более. Вот вам и «спившиеся русские, которые не желают работать»…

Приведённая арифметика говорит о том, что разнорабочие российского подданства готовы выполнять квалифицированные работы почти без выходных дней и при этом удовлетворяются заработком почти вдвое меньшим, чем приезжий из узбекского кишлака, закрепившийся в подмосковном посёлке!

На самом деле я изначально не верил в то, что в России некому работать, кроме как «Ровшанам и Джамшудам». И в результате на собственном опыте убедился: в нашей стране есть кому работать. Иное, как и ожидалось, является попросту выдумкой, продуктом агитации. И поэтому я уверен: изменить порочную практику найма мигрантов, когда общество вначале само же финансирует этнические сообщества иностранцев, а затем жалуется на многократный рост преступности и межэтнические конфликты, — не только нужно, но и вполне возможно.

Пётр Анатольевич ЛУНИН