Владимир Крупин - Владимир – Красное Солнышко

 

(Окончание. Начало в №№ 6-7, 2013)

 

РАЗГОВОР С ГРЕКОМ

— Но как любить Бога, Которого не видишь? — спросил Владимир греческого философа.
— Да, не видишь. Но ощутить Его возможно. Он рядом с каждым человеком. Ты ведь ни разу не видел своей совести, но она есть у каждого. А совесть — это голос Божий в душе. Разве тебе никогда не было стыдно за что-то плохое, сделанное другим людям, и разве ты всегда был прав?
— Не всегда, — соглашался Владимир, — но я ведь князь, а князю всё позволено.
— Для Бога нет ни князя, ни раба, ни воина, ни пахаря, все мы — создания Божии. Мы разные в жизни, но в одном, в главном, мы все равны, все мы смертны. Раз человек родился, значит, он умрёт. И от этого нигде не скрыться. Бог это как солнце. Как ни закрывайся от него, оно есть. Бог — это как воздух, он везде, мы дышим им, без него задохнёмся, но его не видим.
— Но живут же люди без твоего Бога.
— Живут? Как? Разве это жизнь? Кругом жадность, зависть, мстительность. Но всё равно Бог любит даже и таких грешников. Он создал человека, Он хочет его спасти. Но и человек должен хотеть этого, и надо торопиться. Ведь наша жизнь земная — искорка в ночи, а жизнь вечная — сияние солнца.
— Да, — отвечал князь, — мы верим в загробную жизнь. Мы провожаем своих убитых и умерших с почётом, кладём в могилы, в курганы всё, что нужно: оружие, золото, одежды…
— Как раз это совсем не нужно. Всё это сгниёт, изоржавеет, превратится в прах. Одно нужно — спасти безсмертную душу. Всё золото мира не стоит одной души. Подумай, князь, какие были великие государства в прежние времена, какие дворцы, олимпиады, где это всё?
Слушал князь, внимал словам греческого философа, благодарил его, но всё-таки пока не выбрал никакой веры. Решил ждать возвращения послов.
Вернулись послы. Нет, не пришлась им по душе никакая вера, кроме греческой, православной. «Где мы во время службы были, — рассказывали послы, — не знаем, на земле или на небе… Велик Бог христианский!»
И начали часы русской истории отсчитывать новое время.

КРЕЩЕНИЕ КНЯЗЯ И ВЕНЧАНИЕ

Казалось бы, чего проще: выбрали веру, зовите батюшек, объявляйте народу повеление князя. Тем более власть его была непререкаемой. Но Владимир не хотел принимать веру, которая, как он думал, ставила бы его ниже византийских императоров. Он хотел, чтобы киевский престол был равен цареградскому. Послал в Константинополь требование императорам — отдайте мне в жёны сестру вашу Анну. Они воспротивились: как так — христианка пойдёт за многоженца и язычника.

Есть предание, что греки вначале пошли на хитрость — привезли вместо Анны красивую девушку-гречанку. Но обман открылся. Летописи рассказывают, что Владимир осадил войсками главный греческий город в Крыму — Херсонес. Греки сопротивлялись, но Владимир перекопал трубы, по которым шла в город вода, и греки сдались. Он вновь повторил свои условия. Здесь, говорит летопись, Господь поразил Владимира слепотой.

Когда плачущая и страдающая царевна Анна прибыла вместе со священниками в Херсонес, Владимир даже не смог её увидеть. Анна просила его немедленно окреститься. Свершился обряд Крещения. «Во Христа креститеся, — пели священники, — во Христа облекохтеся». Этот обряд и поныне сохранился. То есть мы не только погружаемся в купель, не только надеваем на себя нательный крестик, но и освобождаемся от первородного греха и всю свою жизнь посвящаем служению Христу.

Владимир прозрел и телесными очами стал видеть, и душевными, то есть узрел свет Христов. Он сразу вернул грекам захваченный Херсонес, освободил их от уплаты дани. Был свершён обряд венчания рабов Божиих Владимира и Анны. И Анна стала первой и единственной законной женой князя Владимира. Именно она родила будущих страстотерпцев, первых русских святых Бориса и Глеба, любимых детей Владимира.

НА РУССКОМ ИОРДАНЕ

В Киеве появился первый митрополит, грек Михаил. С ним прибыли и греческие священники. Но уже стали появляться и русские священники. Они ходили по домам, рассказывали о вере православной. Конечно, людям было очень непросто отказаться от привычного почитания каменных и деревянных идолов-истуканов. Но что же эти «божества», вроде бы такие всесильные, напитавшиеся мясом и кровью, что же они не смогли даже самих себя защитить?

Владимир решительно приказал уничтожать места жертвоприношений, сносить идолов с постаментов и бросать их в Днепр. Главного идола Перуна тащили к берегу и били палками. Кому-то было и жаль его. Когда он поплыл по течению, некоторые бежали за ним и кричали: «Выдыбай (то есть выплыви), боже!» Верили: Перун вернётся; нет — он плыл и плыл, как обыкновенное бревно.

И вот — солнечное утро, начало августа. Первый Спас, как он именуется. Накануне было объявлено всем: такова воля князя и дружины его — быть всем в белых одеждах на берегу Днепра и притока его Почайны. Священники отслужили главную службу веры православной — литургию и приступили к Крещению. Мужчины и женщины с детьми на руках входили в воды русского Днепра, как первохристиане в воды евангельского Иордана, в котором Святое Крещение принял Иисус Христос.

В великом умилении смотрел Владимир на обращающихся в христианство киевлян. Воздел руки к небесам и воскликнул: «Господи Боже! Призри с небес и виждь и посети виноград сей, его же (который) насадила десница (рука) Твоя!».

ДЕСЯТИНА

Прибыли из Византии искусные мастера каменных дел. Помощники из русских людей учились у них и оказались так способны и переимчивы, что скоро по всей Руси стали возводиться каменные храмы. Одним из первых вознёсся к небу Десятинный храм. Как раз у того места, где свершалось Крещение. И улица стала называться Крещатик. А деньги на строительство выделил из княжеской казны сам князь. Десятую часть. Он хотел и больше вложить денег, но митрополит Михаил сказал, что именно такая, десятая, часть от доходов установлена издревле. Пожертвовать больше — расточительство, меньше — жадность. Десятую часть от своих доходов вносили на церкви и дружинники, и бояре, и купцы, и служивые люди. И бедные люди приносили свои копеечки. И с такой скоростью строились церковные здания, что уже в начале следующего, одиннадцатого века современники говорили, что в одном только Киеве свыше трёхсот церквей. А по красоте сравнивали Киев с Константинополем и Римом.

Начались паломничества в Иерусалим, на Святую землю. Загорелись у Гроба Господня русские лампады.

Владимир распорядился отдавать детей «в научение книжное». Великая польза есть в чтении книг и в письменности. Вначале школы были только при монастырях. Родители плакали, отдавая детей, но вскоре увидели, что дети их становятся умнее и лучше. Ведь, по тогдашнему убеждению, книги — это реки, напояющие (питающие) мудростью Вселенную.

Вот не было письменности у половцев, у печенегов, у гуннов, и где теперь память о них, где их история? Всё занесло пылью веков.

КНЯЖЕСКИЕ ЗАСТОЛЬЯ

Любили наши предки праздники, общие застолья. И после Крещения застолья эти продолжались, но уже совсем иначе. Не было на них ни пьянства, ни объедания. Приходили на них с жёнами, с детьми. Христианство встало на защиту семьи и назвало её домашней церковью. С многожёнством было покончено. Обязательной стала молитва перед трапезой и после неё. Во время застолий вслух читались жития святых, уже переведённые с греческого на славянский. Ведь со времени пребывания в России учителей славянских святых Кирилла и Мефодия прошло больше ста лет, и грамотность становилась всеобщей. Уже начинался письменный период русской литературы.

Но и устное народное творчество по-прежнему почиталось. Звучали песни, славящие подвиги предков. Все знали песни обрядовые, величальные. Трогательными были песни и сказания нищих-слепцов и калик перехожих, странников. Песни «Хождение Богородицы по мукам», «О храбром Егории», об Алексии, человеке Божием, выучивались наизусть. Всегда в застольях было желанным присутствие гусляров. Струны гусель, как говорится в «Слове о полку Игореве», рокотали, воздавая хвалу героям прошедших времён. Бывалые люди рассказывали «о свычаях и обычаях» в других странах.

Нищелюбие князя было так велико, что он не только звал на княжеский двор всех: и старых и малых, и бедных и богатых, но и заботился о тех, кто по болезни не мог быть на пиру. Для них нагружали всякой снедью (продовольствием) телеги и развозили угощение по домам. А еды всяческой было море: мясо домашних и диких животных, птица, рыба всяческая, овощи, грибы, ягоды, напитки свои и заморские. Но приходил пост Великий или Рождественский, Успенский или Петровский, и менялось богатое кушанье на простое, постное. Но и тут было немалое утешение: всяческие каши, кисели, кислые щи, грибы, квасы медовые, караваи пшеничного и ржаного хлеба, пироги рыбные и капустные. А на потеху детишкам сушёный изюм, орехи, сладкие полоски вяленой репы и сахарной свёклы, мочёные яблоки…

К ПОСЛЕДНЕМУ ПРИЧАЛУ

Русичи сравнивали жизнь каждого человека с плаванием по морю — морю житейскому. Даже и хоронили иногда в гробах, похожих на лодку. Да, в море, как в жизни, всё бывает: и затишье, и непогода, и солнце, и тучи. Но сколько ни плавай, последней пристани не миновать. А где она будет, нам знать не дано.

Корабль святого князя Владимира причалил в его любимом городке Берестове. Это недалеко от Киева. До этого князь долго болел. А заболел с горя, после кончины любимой жены Анны. Как будто она позвала его за собою. В это время любимые сыновья Борис и Глеб были в походах. Бояре хотели скрыть печальную новость, и тело князя, завернув в ковёр, ночью, тайно, привезли в Киев, в Десятинную церковь. Но разве скроешь такое огромное горестное событие. Плач и рыдание послышались во всей Русской земле.

Пятьдесят семь лет, всего пятьдесят семь исполнилось ему. И был он из этого срока двадцать шесть лет язычником, а тридцать — христианином.
Осталось после него огромное государство. Но главное было в том, что люди этого государства стали христианами. То есть наполнились любовью друг к другу. К семье, к соседям.

Имя Владимир всегда любили в России. Среди сонма (собрания) новомучеников Российских очень много пострадавших за Христа Владимиров. В годы гонений на Православную Церковь они погибли, сохраняя для нас Иисуса Христа. И были прославлены в наше время, в канун празднования Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году.

Будем молиться святым Владимирам о спасении нашей любимой России. И всегда будем возносить благодарение великому князю Киевскому Владимиру. С него началась и им продолжается история христианства в нашей любимой России.

Владимир Николаевич КРУПИН