Святыня, дошедшая до наших дней

 

29 августа – Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа

 

 

Всем православным христианам хорошо известен Нерукотворный Образ. Изображение лика Иисуса Христа на льняном плате очень распространено. Часто оно встречает нас при входе в храм или в монастырь, нередко его размещают и в иконостасе. История этой иконографии идёт с первого века от самого Господа Иисуса Христа, который Сам сотворил сей дивный образ на утешение всем последующим поколениям христиан.

В феврале 2012 года Господь посетил нас нечаянной радостью и сподобил увидеть своими глазами первообраз всех икон Спасителя, по преданию — подлинный Нерукотворный Образ Иисуса Христа.

Напомним кратко историю Нерукотворного Образа. Правитель города Эдессы царь Авгарь заболел проказой. Услышав о Христе, творящем чудеса и исцеляющем болезни, он послал своего живописца Ананию, чтобы тот написал портрет Божественного учителя, веря, что одно лишь Его изображение поможет ему исцелиться. Анания не мог подойти ко Христу из-за обилия народа, окружавшего Его. Тогда живописец попытался изобразить Христа с высоты, расположившись на большом камне, но это ему всё равно никак не удавалось. Тогда Спаситель Сам подозвал его, назвав по имени. Попросил принести воду и убрус (льняное полотно), умыл Лице свое и приложил убрус, на котором тотчас запечатлелся Его Божественный Лик. Христос передал Образ Анании и сказал, что позже пришлёт к Авгарю своего ученика. Образ был доставлен к страждущему правителю, и тот получил исцеление от болезни. Последние же следы страшного недуга исчезли после того, как по обетованию Спасителя к правителю пришёл апостол Фаддей, который и крестил его со всем домом и жителями Эдессы. Нерукотворный Образ вместе со словами «Христе Боже всякий, уповая на Тебя, не постыдится» по приказу царя был помещён над вратами города Эдессы. В 944 году Нерукотворный Образ был торжественно перенесён в Константинополь. Это событие и отмечается Церковью как празднование Нерукотворному Образу 16 (29) августа

Далее, по одной версии, Нерукотворный Образ был утрачен при кораблекрушении, когда крестоносцы пытались вывезти его из захваченного Константинополя, по другой — Нерукотворный Образ в 1456 году был привезён в Геную, где и хранится до сего дня.

При кажущейся несхожести эти две версии совсем не взаимоисключающие, ведь судьба многих великих святынь таинственна. Из каких-то мест святыни уходили, а где-то появлялись, и обретения эти были зачастую событиями поистине чудесными. Истории же святых икон часто связаны и с водной стихией, когда верующие люди, спасая святыни, сами отдавали их морю с твёрдой надеждой, что Господь сам всё управит. Иконы появлялись по прошествии часто продолжительного срока совсем в других местах.

Такова, например, история Иверской иконы Божией Матери, появившейся в столпе света над водой рядом с берегом Афона. Да и верующее сердце подсказывает, что не для того Господь явил чудо, сотворив сей дивный Образ, чтобы позже этот Образ безследно исчез в пучине морской.

…Наша поездка в Геную оказалась действительно неожиданной и не готовилась заранее. Незадолго до отъезда в одном из путеводителей мы прочитали, что в армянском католическом храме апостола Варфоломея хранится, по преданию, подлинный Нерукотворный Образ Спасителя. В этом мы увидели подарок от Господа Бога и стали надеяться на встречу с Иконой.

И вот наконец мы оказались в Генуе. На одной из небольших улочек этого города находится храм апостола Варфоломея. Снаружи это здание выглядит скорее как жилой дом, куда мы и вошли. Шла католическая служба, немногочисленные пожилые прихожане повторяли хором слова молитвы. С трепетом и даже со страхом мы прошли в глубь храма, к месту, где стоит икона — подлинный Лик Спасителя. На нас кротко и с любовью смотрел Сам Христос, Спаситель мира.

Восприятие святыни человеком всегда субъективно. Однако, будучи самовидцами, дерзнём описать чувства и мысли, посетившие нас при встрече Иконы и позже, при её созерцании.

В первые моменты мы как будто увидели лицо дорогого и близкого человека, которого очень давно знали, но при этом никогда не видели. Покой и тишина исходили на нас от Образа, вспомнились слова Христа: «Приидите ко мне вси труждающии и обремененнии и Аз упокою вы». Первое время, смотря на Нерукотворный Образ, появлялось ощущение, что не хочется ничего более, как только смотреть на Лик своего Спасителя, смотреть в Его глаза, исполненные любви к Своему творению. Икона помогает понять смысл замечательных слов: «С Христом всегда и везде хорошо». «Вы — други», — сказал Господь через Своих учеников всем нам, и это тоже очень хорошо ощущается у Иконы.

Наше пребывание у Иконы было недолгим. Святыни в католических храмах, как правило, находятся далеко от молящихся, и приложиться к ним нельзя. Прочитав тропарь «Пречистому Твоему образу поклоняемся Благий…», помолившись каждый про себя и взяв маленькие копии Иконы, мы вышли из храма с чувством тихой радости и необычности увиденного.

Живописное изображение Христа — очень реалистично, даже, можно сказать, с элементами фотографичности, но всё-таки живописное, но по-другому и быть не могло. Спаситель соделал первую икону такой, какой человек мог в то время её вместить. Христос не мог дать фотографичное изображение, люди были к этому просто не готовы, поэтому Он дал наибольшее к их пользе в то время. Сейчас мы, современные люди, привыкли к высочайшему уровню реалистической живописи, но тогда, в первом веке, то, что увидели люди, когда Христос отнял льняной плат от Своего Лица, вызвало величайший трепет и изумление. Иконописцы и искусствоведы подтверждают: подобной техники живописи в первом веке просто не существовало. А ведь даже учёные-скептики, сомневающиеся в нерукотворности и подлинности этого Образа, датируют его именно первым веком, признавая, что это древнейшее из имеющихся изображений Христа. Добавим, что образ имеет размер примерно 29х40 см и соответствует нормальному размеру лица человека, выполнен на льняном убрусе и находится в золотом окладе, который был сделан ещё в то время, когда Образ находился в Константинополе.

Полная безстрастность, неземной покой, необыкновенное благообразие и удивительный глубочайший взгляд, смотрящий с любовью на тебя и при этом сквозь тебя — на все Свои творения. Взгляд доброго и мудрого человека и взгляд всезнающего Творца и Бога.

Взор Спасителя полон любви и покоя, но при этом и очень серьёзен. «И той утверди Лице свое ити во Иерусалим». Образ запечатлел одновременно и Божественное достоинство, и знание Своего пути, ради которого Он пришёл, — пути на Голгофу. Истинный Бог и истинный человек смотрит на тебя с Иконы.

Лик Нерукотворного Образа из Генуи отличается от других изображений Спасителя именно своей Нерукотворностью. Он действительно «не от мира сего».

Нерукотворный образ имел чудесное свойство оставлять отпечатки. Известно, что был отпечаток на «керамии» (куске стены); один из отпечатков, появившийся на плаще, попал в Грузию, были известны и другие отпечатки. Возможно, этим объясняется существование в настоящее время двух очень похожих на Образ из Генуи икон: Образ из капеллы Санта-Матильда в Ватикане и Анчисхатский Образ из Грузии. Наличием чудесных отпечатков можно объяснить и различность преданий о Нерукотворном Образе.

Именно этот Образ был основным аргументом в борьбе против иконоборчества и самим фактом своего существования защитил другие святые иконы. Принесение Нерукотворного Образа на Собор вызвало всеобщее потрясение от созерцания Лика Спасителя и радость, и ободрение среди защитников святых икон. Сам Спаситель благословил иконопочитание, соделав первую икону.

И по сей день Нерукотворный Спас укрепляет христиан. Это чудо, которое сотворил по Своей милости Господь для укрепления веры и утешения христиан всех последующих поколений. Дабы и мы, современные христиане, видя Его Образ, смогли стяжать в себе способность личного предстояния пред Господом Богом. Сей Образ, как и Святую Плащаницу, можно рассматривать ещё одним Благовестием, ещё одним свидетельством о Спасителе и Господе нашем Иисусе Христе. Созерцая изображение на Плащанице и Нерукотворный Образ, видно, что и изображение на иконе, и негативный отпечаток на Плащанице — это одно Лицо.

«Христос вчера, днесь и во веки тойже». Как и почти две тысячи лет назад на Своих учеников и последователей, так и сегодня на нас — современных христиан, смотрит Спаситель с любовью, но при этом и испытующе, как бы вопрошая, веруем ли мы Ему, готовы ли идти вослед Ему и послужить Ему своей жизнью. Чтобы услышать после земных трудов радостные слова Христа, зовущего Своих друзей в Вечность: «Приидите благословении Отца моего, наследуйте уготованное Вам царствие от сложения мира…»

Дмитрий Анатольевич
и Анастасия Викторовна ШИШКИНЫ