Сергей Моисеев - Как Ника стала Украиной

В Харькове на площади Конституции, несмотря на протесты православной общественности, был открыт памятник независимости Украины. От языческой богини Ники этот памятник отличается лишь наличием тризуба на постаменте.

В церемонии открытия принял участие президент Украины Виктор Янукович. Стоя спиной к монастырю, президент отметил: «Монумент, который мы открываем накануне Дня города Харькова, символизирует исконную мечту наших предков о свободе».

Резонный вопрос — неужто древних греков? Ведь, как известно, казаки первым делом ставили храмы Покрова Богородицы. Так было и в Харькове. Но теперь здесь Ника-Украина заслонила собой самое старое каменное здание города — Покровский собор, построенный взамен деревянного в 1689 году, спиной к которому и стоял Виктор Фёдорович.

Видимо, скульптор Александр Ридный не надеялся, что кто-то в Википедии способен обнаружить, что в Эрмитаже есть скульптура Зевса, держащего в руках бронзовую Нику на шаре, которая от творчества Ридного отличается лишь деталями.

Можно было б согласиться, если бы композиция с Никой-Украиной не являла собой пример грубейшего плагиата.

Но если это не плагиат, то, значит, Зевс держит в руках Украину! А это всё меняет на корню! Потуги Ющенко доказать древность украинской нации, потряхивавшего битыми трипольскими черепками, на этом фоне детский лепет. Украине не просто как минимум две с половиной тысячи лет, но и по уровню древней материальной культуры она впереди всего человечества.

Но, видимо, плагиат — это уже некий новый харьковский бренд. Рядом с Никой скоро достроят пример другого явного плагиата. К реконструируемому историческому музею пристраивают стеклянный павильон, который является копией Еврейского музея в Берлине. Архитектор Либескинд вдохновлялся образом еврейского шалаша сукка, который возводился из кустарников и веток деревьев еврейским народом к празднику Суккот. Интересно, чем вдохновлялись харьковские авторы, если результат получился одинаковым? К слову, харьковский памятник влюблённым подозрительно похож на памятник на острове Чеджу в Южной Корее.

Реакция со стороны Харьковской епархии в связи с установкой Ники-Украины была, но… письмо в городской совет с пожеланиями памятник не возводить было отправлено не на стадии обсуждения, а с большим опозданием. В итоге ни народ, ни власти позицию Церкви не услышали.

Что делать в подобных случаях представителям церковной иерархии, наглядно показал святитель Митрофан Воронежский, который своей твёрдой позицией сломил волю не кого-нибудь, а русского императора Петра Первого, и привёл его к покаянию. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нём языческих статуй. Когда разгневанный Пётр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы. Исповедничество епископа устыдило Петра, который стал почитать его как святого, и когда святитель почил в глубокой старости, то царь своими руками помогал нести его гроб.

Возвращаясь к нашей теме, отметим, что если бы заказчики памятника увидели оригинал, то вряд ли поддержали бы данный проект. Ещё и потому что наглядно могло выявиться, что Ника — не верховное божество, она весьма мала, а Зевс, держащий на ладони шар с Никой, обладает атрибутами верховной власти: скипетром, орлом и восседает на троне. Все эти атрибуты присущи одной соседней державе. И в этой аналогии можно усмотреть будущее неминуемое возвращение под державную руку Москвы.

Но танцы в украинских национальных костюмах перед греческой богиней выявили глубочайший кризис идеи незалежности. Подтверждение 126-го псалма — «если не Господь созиждет дом, напрасно трудятся строители».
Что же делать?

Вернуться в отчий дом — Единое Отечество, выполнить предвыборные обещания: войти в военно-политический союз с Россией, прийти к обещанному федерализму.

Хорошо, что в Харькове при поддержке властей ко Дню города освятили четыре новых храма: святого равноапостольного князя Владимира на Салтовке, Софии Премудрости Божией на Залютино, нижний храм в честь святого апостола Иакова храмового комплекса святой благоверной царицы Тамары в Пятихатках, а также нижний храм в честь святого мученика Виктора на Салтовском шоссе.

Но можно ли служить двум господам?

Вот в районе площади Руднева за областным судом ещё недавно покоился камень, который свидетельствовал, что на этом месте была Архангело-Михайловская церковь.

Но недавно проводили реконструкцию сквера, камень исчез и на прежнем месте не появился. А ведь церковь была знаменита тем, что в ней молился Пётр Великий о даровании победы русскому оружию накануне Полтавской битвы.

Почему так получается? Потому что отвергнутый камень веры не простой, а краеугольный, у него есть особое свойство — тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит (Мф. 21, 44).

Есть законы, по которым даже царям следует жить и умирать.

Грех в переводе с греческого означает промах, это действие, которое не имеет перспективы. Да, трудно попасть — легче промахнуться, поэтому, как сказано апостолом Павлом, нам нужно увещевать друг друга. Можем ли мы молчать, если молчанием предаётся Бог? И лишь духовно мёртвые до конца противятся обличению.

Через время бронзовый идол окончательно окислится, почернеет, выявит свое безсилие, а на его месте будет стоять памятник Покрова Богородицы и Харьковским святым.

Сергей Валерьевич МОИСЕЕВ,
председатель ХООО «Русь Триединая»