Александр Бобров - Оплот православия на Украине

С каждым новым годом на наших улицах и во дворах гремит, взрывается и брызжет искрами всё больше пиротехники. Петровский каприз устраивать фейерверки с огнем и дымом - прижился, а вот способность Императора и его сподвижников быстро переходить от праздников к созидательным будням, его державная воля преобразования и собирания России - исчезла...

 

На Крещение, на Рождество,
Что бы в жизни земной ни творилось,
Обновляется вод естество.
Ну, а что же у нас обновилось?

В январе, увы, ничего. Безумное смешение двух календарей (гражданский новый год встречается с разгулом в разгар поста, раньше Рождества Христова!) продолжает морочить и просто спаивать народ в ненужно длинные каникулы. Зачем это России? Непонятно,

На Украине, где политизированно расколота Православная церковь, где в Галиции много католиков и повсюду появляется всё больше униатских храмов, многие начинают праздновать Рождество 25 декабря. Порой россияне думают, что, чем дальше на Запад Украины, тем сильнее влияние католичества и больше празднующих Рождество по их календарю. Не совсем так самая западная область Украины — Закарпатская — остаётся оплотом Православия и исповедует единство с Матерью-Церковью среди бушующего моря официального раскольничества и русофобии.

Было нам плохо и тягостно, да.
Подъёмы, спуски, простои.
Было безвыходно. Но никогда
не было нам — недостойно.

Так писала с вызовом суровая украинофилка Лина Костенко. Увы, поведение оранжевых властей и мужа американской гражданки Чумаченко-Ющенко-Клер выглядит в глазах всей Европы просто недостойно. Но это особый разговор. Я же отправился через Киев на запад Украины для того, чтобы ощутить преданное официальной Россией единство с братьями по вере.

После того, как выдающийся памятник русской архитектуры и церковной живописи — Владимирский собор в Киеве — захватили раскольники-филаретовцы, я поначалу придерживался точки зрения многих православных и не заходил в любимейший собор державы. Активисты Союза православных граждан Украины сказали мне: «Собор захвачен, осквернён и для нас потерян».

Но ведь там цветут и звучат стройной симфонией фрески гениев русской живописи: Виктора Васнецова, Михаила Нестерова, великого Михаила Врубеля.

В этот приезд не выдержал — зашёл напитаться великой настенной росписью. После любования опустил взгляд и увидел человека в черном облачении и в фиолетовом непривычном уборе, чернявого, с резкими и волевыми чертами лица. Держался он по-хозяйски, кого-то благословлял, кого-то на ходу наставлял. Сразу поняв, что это «высокий чин», спросил спокойно:
— На каком языке ведётся в соборе служба?»
— На украинском, русском и церковно-славянском. Как пожелают прихожане.
— А проповеди на каком языке звучат?
— Только на украинском. Так желает паства. У нас к тому же и президент, и депутаты часто бывают. Они — только украинский признают.

Ей-Богу, не помню, как беседа мгновенно перекинулось на политику. То ли я спросил батюшку, где он учился, и он рассказал про четыре года учёбы в академии Троице-Сергиевой Лавры и добавил: «А потом приехал, помолился да и доехал на автобусе до какого-то села: церковь разрушенная, избы со стариками доживают, а в стороне — многоэтажки. Специально людей от земли и веры отрывали! Вот она, ваша Россия...» То ли я о количестве и состоянии раздробленных украинских православных церквей спросил, но, повторяю, разговор перекинулся на политику.
— Как мы увидели, что Россия то в Афган хлопцев посылает, то в Чечню, так сразу решили: нам не по пути!
— А теперь ваших хлопцев в Ирак да и тот же Афган посылают. А уж если в НАТО влезете...
— И что России это НАТО с Украиной дались? Вы больше с НАТО сотрудничаете. И вообще: что вам до Украины? Бросьте следить, кто куда вступает. Займитесь своей страной. Ведь вымирает Россия, скоро её не останется, всю Сибирь Китай возьмёт. Если бы, как колодец полный, Россия через край населением да богатством фонтанировала — все бы к ней потянулись. А ведь вы вымираете!
— Да, десять миллионов либеральный беспредел в России сожрал, но ведь и Украина почти шесть миллионов населения потеряла. Что нам трагедиями меряться?
— Мне лично приятно, когда сосед хорошо живёт — приеду, порадуюсь, сто грамм за него выпью. Но нет ведь этого. И оставьте нас в покое... Прощайте. У меня сейчас гости высокие будут.
— Простите, а вы кто?
— Настоятель Владимирского собора — отец Борис.

Вот так я сразу с таким важным филаретовцем поговорил и понял главный исповедуемый им принцип: оставьте нас в покое! Не могу, о. Борис. Ведь в Украине, как теперь выражаются, жило 18 миллионов русских. Теперь чуть ли не вдвое меньше. Куда они делись: сгинули или числятся ныне украинцами, как многострадальные подкарпатские русины?

***

Переехал через величественные Карпаты с серебряными полонинами и чёрными смереками — острыми елями, — с селениями в долинах, где добротные дома беспрерывно дымят печными трубами. Здесь суровый климат, а газ далеко не у всех есть, несмотря на то, что через Карпаты идёт 16 трубопроводов из России в Европу. Дрова на залесенных склонах дорожают. Попутчицы рассказали, что настоящие дворцы с поезда не разглядишь. Многие депутаты и высшие чиновники отгрохали себе здесь многоэтажные дачи с вертолётными площадками. Бывшие всесоюзные здравницы перепродаются или закрываются.

Летописные упоминания об Ужгороде начинаются с 872 года. Город под названием Унг упоминается и в венгерской хронике «Геста Гунгарорум» как резиденция славянского князя Лаборца, казнённого венгерскими войсками в 896 году. Древний и приглядный Ужгород встречает теперь гостей величественным кафедральным Крестовоздвиженским собором. Он возведён по проекту настоятеля, протоирея Димитрия Сидора - поразительно целеустремлённого и разнообразно одарённого человека, который издал Евангелие и грамматику на русинском языке.

Председатель Сойма (народного парламента) подкарпатских русинов готовился провести Всеевропейский русинский съезд (только в Словакии официально проживает их 50 тысяч, даже есть 97 русинов в Москве), чтобы не провозгласить, а подтвердить свою государственность: «Нам незачем оправдываться, объяснять что-то или выдумывать. Мы больше тысячи лет живём на своей земле. Судьба миллионного русинского народа сложилась так, что, создав свою государственность, республику Подкарпатская Русь (она существовала с 1918 по 1946 годы), мы не сумели защитить её, а потому оказались разделенными границами центральноевропейских государств.

Так сложилось, что наиболее последовательными защитниками духовно-национальных интересов русинского народа выступало духовенство. Например, «будитель русинов», священник Александр Духнович в XIX веке был депутатом австрийского парламента, а священник Августин Волошин стал вторым премьер министром Подкарпатской Руси, а позже — и президентом Карпатской Украины (конфедеративной части Чехословакии). Кстати, одним из главных инициаторов объединения Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей выступил недавно скончавшийся митрополит Лавр — этнический русин.

Лично я имел благословение Церкви быть депутатом Закарпатского регионального парламента, где отстаивал интересы как русинов, так и православного христианства в целом. К счастью, Закарпатский региональный парламент 7 марта 2007 года принял решение о возрождении национальности «русины», запрещенной в 1946 году.

К сожалению, Киев упорно не желает уважать права русинов, хотя в августе 2006 года ООН настоятельно рекомендовала Украине признать национальность «русины» в связи с их явными отличиями от украинцев. Вообще же русины считают себя древнерусским народом, который отчетливо помнит себя в течение 1 100 лет: с тех пор, когда ещё русских, а уж тем более украинцев — в помине не было! Нас обвиняют в сепаратизме, чуть ли не в подрывной деятельности. Какая чушь! Основной традиционной конфессией на Закарпатье является УПЦ Московского Патриархата, насчитывающая более 600 приходов и 30 монастырей. Мы свою веру и историю — не предадим!

Особенно угнетает и поражает, что, оставаясь верными нашей общей вере, древнерусскому языку, мы не получаем никакой помощи от России. Нас не хотят знать ни дипломаты, которые, по-моему, от геополитической реальности на сто лет отстали, ни политики, ни СМИ. За это в глину надо закапывать!
 
Русские люди не знают, кто такие русины. Белорусы? — знаем, а русины? — не знают!»
— Батюшка, да они и своих-то корней порой не знают! Нет в России просветительской работы СМИ, нет национально выстроенного учебного процесса. У нас факультативный предмет «Православная культура» и то официально шельмуют.
— Это не оправдание. Ведь Вы же приехали, почувствовали родство. Теперь мы не в беспросветном колодце живём. Самим людям русским надо осознать: есть восточнославянская, общерусская цивилизация. Она начинается с нас, с Закарпатья, и тянется до Аляски! Её взрывают извне, охаивают, унижают внутри, но сам человек, если он не утратил этого звания, — должен ощущать свою принадлежность великой цивилизации. Увы, такого понимания сегодня в России нет.

Почему у американцев есть тут интересы? Двести разнообразных фондов и центров создали. Русские — ни одного. Через нас проходят все нефтегазовые потоки. Внедряйтесь, чтобы хотя бы их охранять. Ведь начнутся скоро провокации, претензии, если всё так и дальше пойдёт. Да у нас тут сотрудники вашего ФСБ должны мороженое продавать! Вмешивайтесь — тут кровные интересы России. Не понимают! Какие у нас санатории, красоты природы и минеральные источники! Почему ваши богатеи только в Лондоне особняки покупают да в Карловых Варах всё скупили? Они просто неграмотные, не понимают, что ближе есть золотое дно, есть братья и соратники.

—Да о каких братьях Вы говорите, батюшка? Абрамовичи да фридманы в Лондоне собственность покупают, а необразованные нувориши в Карловых Варах. Они слышали, что это престижно и надёжно.
-Не нужны такие граждане России! Где у России русский взгляд? Есть те, кто реально правит, и есть бедный русский народ. Но существуют же официальные лица, которые обязаны быть дальновидными патриотами. Приезжал к нам на завершение строительства ваш посол Виктор Черномырдин. Подивился масштабу возведённого собора. Спросил вдруг: «А золота много надо на золочение куполов?» Да какое у нас золото! Думал, он помочь хочет — гривны не пожертвовал!

Вообще, помощи от России не было. Создали у вас фонд «Русский мир», повесили на сайте похвальбу, что оказали помощь русинской школе. Где эти деньги? — учебный год давно начался! Но мы особых прямых вливаний и не ждём — вы проявите понимание, заинтересованность, поддержите информационно и политически.

Вот Владимир Путин недавно сказал, что Россия к Украине претензий по границам не имеет. Но хоть добавил, что здесь живут разные народы. В том числе русские, которых лишают права на язык и телевидение, русины, которые в этом году отметили 90-летие русинской автономии и 70-летие русинской федерализации. Ведь в Чехословакии три гимна официально исполнялось!

Вмешивайтесь — тут кровные интересы России. Не понимают!

***

Вот такие были у меня две принципиальные беседы, услышал я две непримиримые позиции: «Оставьте нас в покое!» и «Вмешивайтесь, вникайте!». Каждому русскому православному человеку понятно, что должна выбрать российская власть. Но порой, к недоумению и страху своему, вдруг понимаешь, что Кремль больше прислушивается к филаретовцу о. Борису, чем к протоирею Димитрию — верному русину, который является оплотом Православия на Западе русской цивилизации.

Протоирей Димитрий вдруг подошёл к музыкальному центру, взял несколько аккордов на органоле, сказал: «А какой у нас гимн замечательный. Ведь в российском гимне нет ни слова о русском народе, а в нашем гимне есть прямое взывание к Богу: «Да поддержит русского и даст долю лучшую!» Кто из русских с этим не согласится? Если бы у вас был честный всенародный конкурс на лучший гимн, то выиграл бы наш, русинский».

Что тут добавить?

С Рождеством, братья-русины, с Крещением и обновлением не только вод, но и разума нашего, всей политики государства!

Александр Александрович БОБРОВ