Евгений Андрющенко - Элита: для кого?

Критерий нравственности возводит в элиту тех, кто задаёт духовные ориентиры и эталоны деятельности, способствующие порядку, согласию, украшению жизни, прогрессу в обществе. Подлинная элита - это те, кто научил людей понимать законы и красоту мира, выращивать хлеб, кто придумал колесо, открыл человечеству дорогу в космос. (Начало в №11)

 

Пришествие Путина

Что обусловило пришествие Путина? Очень многие из первых рядов элиты 90-х дискредитировали себя, продемонстрировали некомпетентность, вороватость, слишком увлеклись обслуживанием интересов своих иностранных друзей и покровителей.

Нынешняя элита вышла из 90-х. Те, кто сейчас в первых рядах, раньше были на втором-третьем плане. Герман Греф был одним из руководителей Санкт-Петербурга, потом перешёл в Мингосимущество на должность замминистра. Владислав Сурков занимал высокие посты в "Менатепе", ЮКОСе, "Альфа-банке", входил в руководство Общественного российского телевидения, ещё до наступления эпохи Путина стал заместителем руководителя администрации Ельцина. Этот эмпирический ряд можно продолжить.

И хотя команда Путина вышла в первый ряд исподволь, для этого были не только субъективные, но и вполне объективные обстоятельства. Переход от Ельцинской элиты к Путинской в каком-то отношении сходен с переходом власти от коминтерновцев (Троцкого, Зиновьева, Каменева, Радека и пр.) к сталинским строителям социализма в отдельно взятой стране. От тех, кто при Ельцине был кровно и неразрывно связан с зарубежными кланами и диаспорами, пользовался открытой поддержкой государств Запада и почти не скрываемой помощью зарубежных разведок, - к тем, кто побаиваясь отчуждения у них власти и влияния не только на экономической, но и политической арене, а также общественной собственности, захваченной с помощью Запада, но теперь уже самим Западом, как было в странах бывшего социалистического лагеря и в бывших республиках Советского Союза посредством "цветных революций". Властвующему клану потребовались менеджеры-знатоки манипулятивных технологий. Эта деятельность во всех странах принадлежит контрразведке и органам государственной безопасности.

По своей функции охранителя от западных притязаний, ельцинскому клану вначале подходящим вариантом показался Е. Примаков, опытный, работавший у Бориса Николаевича на должности именно руководителя внешней разведки. Но Евгением Максимовичем, как показали краткие дни его премьерства, управлять легковесным вертухаям из приемной Ельцина было бы непросто. Хотелось более исполнительного дисциплинированного. К примеру, бывшего военного, как Степашин, ставшего премьером на мгновенье и переадресованного в руководители Счётной палаты. Перестраховались: хотелось ещё скромнее и непритязательнее. И выбрали толкового, дисциплинированного, невысокого бывшего военного, не москвича, да ещё и из ведомства, бывшему работнику которого всегда было бы легко "пришить вину" за всю предшествующую историю страны, начиная с Феликса Дзержинского.

В расчёте на "серость", непритязательность в своё время выбрали генсеком вместо Н. Хрущева - Л. Брежнева.

По воплям Березовского из-за рубежа ясно, что "выборщики" из "семьи" Ельцина промахнулись. Уж слишком мелкими с головокружительной высоты казались им окружавшие их людишки. А специалист по хитростям силовой борьбы Владимир Путин действовал очень осторожно. Вспомним, чтобы сменить главу администрации Волошина он дождался конца 2003 года, чтобы сменить премьер-министра Касьянова - февраля 2004 года. Как и большинство правителей, он изначально был заинтересован в том, чтобы поставить на ключевые посты в Москве, в проблемных или стратегически значимых регионах своих людей из Санкт-Петербурга. Что и произошло, но позже. Процесс смены элит ускорился в результате введения нового порядка избрания губернаторов, хотя первые перемещения начались раньше.

До недавнего времени 65 руководящих постов в 30 основных федеральных министерствах и службах стали занимать люди, которые работали с Путиным в северной столице. Министр финансов РФ Алексей Кудрин и глава Минэкономразвития Герман Греф вместе с Путиным трудились в мэрии Петербурга. Дмитрий Медведев, которого Путин ныне посадил на своё место, директор ФСБ Николай Патрушев, министр обороны, а затем премьер правительства Сергей Иванов, председатель Совета Федерации Миронов и глава Думы Борис Грызлов, министр связи Леонид Рейман, руководитель Федерального агентства по использованию недр Анатолий Дедовских и председатель Высшего арбитражного суда России Антон Иванов и так далее - все они из Питера.

Нельзя сказать, что с приходом во власть Путина у элиты появилось принципиально новое лицо. Отбыл к своим покровителям за рубеж небольшой верхний слой, оккупировавший информационное пространство: такие, как Березовский и Гусинский. Хозяевами на телевидении вместо них стали не претендующие на особую политическую роль Эрнст, Добродеев, Кулистиков. Тихо исчезли с телеэкрана те, кто не смирился с фактом неожиданной для них самостоятельности нового Президента. Однако многие бывшие "либералы", приспособленцы по своей сути, приняли правила игры, продиктованные сверху. Одна часть переместилась с первых мест на вторые, изменив место "кормления", сохранив вес и влияние. Другая, сохранив контроль и собственность в ключевых сферах экономики, ушла в тень, притаилась, дожидаясь лучших времён, "подкармливая" оппозиционные издания, пользующиеся самыми низкопробными приёмами, и привечая даже явных, лишь бы деструктивных по направленности, "отморозков". Третья - получила места в синекурах с показным "либеральным" фасадом без реальных полномочий.

Поубавилось сепаратистских настроений и заносчивости у вождей некоторых "титульных наций" и экономически сильных регионов. Не случайна замена Строева Мироновым на посту председателя Совета Федерации. Шаймиев мудро скорректировал республиканскую конституцию, ограничив "проглоченную" при Ельцине абсурдную часть "суверенности" Татарстана. Стали явно работоспособней органы управления, когда в государственном аппарате бывших привилегированных комсомольцев Бориса Пастухова, "либералов" с улицы, потеснили бывшие фээсбэшники и кадровые военные.

И беспокойство Запада вызывала не только боязнь "стай диких гусей", отлично владеющих оружием, которые разлетятся по горячим точкам планеты. А, прежде всего, то, что военные могли создать взрывоопасный материал внутри самой России. В своё время выброшенные из армии офицеры Наполеона Бонапарта привели к власти другого Наполеона

Кого-то из "либералов" огорчает, что такое стремительное "нашествие военных" произошло в аппараты федеральных округов, где люди в погонах составили от 15 % до 70 % штатных сотрудников. Лично я испытываю прямо противоположное чувство - радуюсь пришедшим на госслужбу профессиональным организаторам и ответственным государственникам.

В каждом федеральном округе были созданы советы по безопасности, куда вошли руководители всех силовых и правоохранительных структур региона. Аппараты полпредов и федеральные инспектора консолидировали силы федеральных структур в субъектах Федерации, укрепили "вертикаль власти". И если раньше начальники местных ФСБ, МВД ФСНП, прокуроры находились под контролем губернаторов, то теперь такой контроль получили полпреды. Это сделало картину на местах лучше видимой "сверху, лишило местную элиту, проглотившую при Ельцине вместе с "суверенитетом" общественную собственность, серьёзной поддержки. Потом и губернаторы стали избираться представительными органами. Но по кандидатурам Президента Путина.

Политическая элита не может существовать обособленно, только силой и террором, без социальной поддержки. При Брежневе произошёл процесс, когда слой "умеющих жить" и "блатных" создал почву нестабильности и будущего развала страны. При Путине произошёл процесс накопления социального пласта, подобного брежневскому времени, но противоположный по направленности. Бывшие кадровые военные, пришедшие на государственную службу, стабилизировали обстановку в стране и сохраняют её от развала. То, что мы наблюдаем ныне и за что люди ценят В. Путина.

Тем не менее, утверждать, что обстановка полностью стабилизировалась, не стоит. Кардинального замещения в элитах не произошло. Остались в ней олигархи, "монетизаторы" и меценаты-показушники. Назначаемый Совет Федерации стал клубом миллионеров и миллиардеров. И дело не только в том, что в обществе на первые роли выходят новые люди. Важно видеть, прежде всего, общественные группы, доминирующие в государстве сегодня. Те, что и возводят к главным рычагам власти политическую элиту.

Если "пришествие военных во власть", как и "питерцев", является поводом для постоянных стонов "либеральной" прессы, то ею не афишируется другой процесс. Анализ 3500 биографий членов правительства, руководителей администрации Президента РФ, депутатов обеих палат Федерального собрания РФ, региональной элиты и крупных бизнесменов исследования, проведенного Институтом социологии РАН в 2001-2003 гг., показал, что особенностью путинского правления стал приход во власть и ставленников крупного бизнеса. Их представительство в сфере принятия ключевых решений увеличилось в семь раз. Этот процесс начался ещё при Ельцине и не связывается с Президентом Путиным. В парламентах их доля местами достигает 60-70 % от численности депутатского корпуса.

Беда в том, что многие из них входят в закрытые теневые группы бизнесменов, политиков, бюрократов, объединённых общими деловыми интересами и неформальными отношениями, включающие иногда и работников правоохранительных органов, представителей организованной преступности. Важнейшей чертой такой системы является обеспечение благоприятных условий работы крупнейших кланов, монопольный захват ими важнейших ресурсов, получение преимуществ перед всеми другими участниками политической и экономической жизни. Систему характеризует специфический монополизм, который в ряде ключевых сфер экономики до сих пор носит практически нерыночный характер. Институционализация теневой экономики с неформальными правилам поведения определяет успех не в силу экономической эффективности, а согласно "весу" (соотношению влияния и ресурсов) того или иного клана или персоны. В этом одна из важных причин "непобедимости коррупции", взяток, откатов и других нарушений законов.

И, наконец, для характеристики современной политической элиты важно понимание особенностей массовых процессов, соотношение и положение в ключевых звеньях государственного управления. Во времена И. Сталина профессиональной группой, решающей судьбы граждан, были "начальники" из ведомства Г..Ягоды и Н. Ежова, посылавшие, на "воронках" глубокой ночью стучать в двери граждан. Во времена Н. Хрущёва -партработники, подписью на характеристике открывавшие или закрывавшие дорогу к служебному и даже профессиональному росту. Во времена Л. Брежнева - сидевшие на распределении общественных благ. Ныне во власти господствуют ростовщики, манипулирующие коммуникативными, банковскими и биржевыми технологиями. На ключевых постах доминируют не специалисты сектора реального производ¬ства, а лоббисты сферы финансово-спекулятивной экономики, разрабатывающие и реализующие финансово-экономическую политику государства, занимающиеся в основном обеспечением финансовых и финансово-спекулятивных операций. Особенно в сфере торговли энергоносителями. Сомневающимся достаточно сравнить цены на бензин в России, добывающей нефть, и в тех странах, в которые она отправляет её на продажу. Этому, в частности, не противодействует, а способствует совмещение Центральным банком РФ функций государственного регулятора с деятельностью по извлечению прибыли. Банк сам стал коррупциогенным фактором.

И как показатель характера нынешней реальной власти - Национальный банковский совет. Орган, стоящий над руководством Центробанка и призванный защищать в финансовом секторе экономики наши национальные интересы. В этот совет делегируют своих представителей как сам Центральный банк, так и Президент, правительство, палаты Федерального собрания. Но в нём нет специалистов из промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства, образования, медицины, наконец, ныне модных "нанотехнологий". Одни финансисты. И прав обозреватель "Литературной газеты" Юрий Болдырев: инструментом развития реального сектора национальной экономики такая организация никоим образом не является. Более того, национальная финансовая система суверенного с виду государства практически превратилась и до сих пор остаётся насосом по выкачиванию ресурсов из национальной экономики и подпитыванию этими ресурсами экономики другого государства - США.

Во имя всеобщего благоденствия гражданам и власти не следует давать сверх меры воли современным Гобсекам и Шейлокам. Стоит помнить мнение исследователя падения Римской империи и основоположника принципа разделения властей Шарля Монтескье: "Финансисты поддерживают государство точно так же, как верёвка поддерживает повешенного". Президент Ф. Рузвельт, выводивший США из предвоенного финансового и экономического краха, говорил: "Правительство, которым управляют деньги, так же опасно, как правительство, которым управляют бандиты".

Евгений Григорьевич АНДРЮЩЕНКО