Алексей Романов - «СО ХРИСТОМ НАМ НИЧЕГО НЕ СТРАШНО!»

 

На улице Орджоникидзе в городе Махачкале стоит православный храм. Дорогу к нему покажет каждый житель многонационального города с преобладающим мусульманским населением…

 

В непростом для России 1905 году рабочие железнодорожной станции Порт-Петровск (ныне Махачкала) обратились к властям и благочинному дагестанского округа Владикавказской епархии протоиерею Иоанну Шаванадзе с просьбой построить для нужд быстро увеличивающегося православного населения города храм. Начали сбор средств.

В числе тех, кто первым сделал взнос, был Государь Император Николай Александрович Романов. Он пожаловал на строительство тысячу рублей — немалую по тем временам сумму. Желающих внести посильную лепту, очевидно, хватало, потому что меньше чем через год, 26 февраля 1906 года, храм из камня, в византийском стиле был уже построен и освящён в честь Моздокской иконы Божией Матери. Первым настоятелем его стал протоиерей Афанасий Алибеков.

В смутное время безбожного лихолетья храм, как и тысячи других, был осквернён, а в 1929 году закрыт. Богоборцы сорвали с куполов кресты, сбросили на землю колокола, разрушили иконостас, растащили и сожгли большую часть икон. В осиротевшем Божием доме устроили общежитие, позже к нему пристроили магазин и ресторан.

В декабре 43-го по просьбе верующих здание вернули Церкви. После ремонта храм заново освятили, но уже в честь Успения Божией Матери. В 60-е годы с южной стороны к нему пристроили придел в честь св. благоверного князя Александра Невского. С тех пор Успенская церковь по праву именуется собором. Иконы для него переданы из московского храма св. Архангела Гавриила и Донского монастыря. Сохранилось и несколько образов из прежнего городского собора.

Сейчас в Успенском храме есть уже свои особо почитаемые прихожанами святыни: Моздокская икона Божией Матери, древние образа святителя Николая Чудотворца, св. благоверного князя Александра Невского с частицей мощей; мироточивая икона преподобного Варлаама Хутынского; написанная на Афоне в XIX в. икона вмч. целителя Пантелеимона, чудотворная икона Феодоровской Божией Матери. А недавно на средства прихожан в Софрино был заказан образ блаженной Матроны Московской, которая пользуется особым почитанием не только у православных, но и у мусульман.

В 2005—2006 гг. в дни празднования 150-летия Махачкалы в Успенском соборе были проведены ремонтно-восстановительные работы. Активную поддержку в богоугодном деле оказали власти города. Заменён иконостас и пол, обустроена прилегающая территория. Силами местных живописцев под руководством народного художника Республики Дагестан А. Мусаева храм заново расписали. Посильную помощь в обновлении собора с разрешения командования оказали и военнослужащие из дислоцированных поблизости воинских частей. Под руководством местного иконописца В. П. Петрова некоторые иконы из иконостаса реставрировал солдат-художник из 102-й бригады внутренних войск, а Царские врата вырезали воины из 1З6-й бригады. По окончании капитального ремонта, в год своего столетия, собор был освящён в третий раз.

Почти З0 лет настоятелем Свято-Успенского собора, ставшего в 2000 году кафедральным, является протоиерей Николай Стенечкин — благочинный православных приходов Махачкалинского округа. Трое его сыновей пошли по стопам отца, стали священниками или учатся в духовных учебных заведениях. Один из них, Андрей, по окончании Духовной семинарии при Свято-Троицкой Лавре вернулся домой и теперь служит в родном Успенском храме, где прошло его детство. Сегодня здесь четыре священника и два диакона. Есть и свой хор. Службы по благословению правящего архиерея совершаются ежедневно. — В начале 90-х прихожан было гораздо больше, все в храме не умещались. Люди стояли даже во дворе, — вспоминает о. Николай. — В воскресенье служили по две Литургии. А теперь…

Ещё 7 — 8 лет назад русских ребят в школах Махачкалы было чуть меньше половины. Сегодня они в подавляющем меньшинстве — два-три ученика в классе. За прошедшее два десятилетия республику покинуло не менее 50 тысяч русских… Создаётся ощущение, будто исход русского народа создал некий вакуум, и в образовавшуюся бездонную пустоту мутным потом хлынуло непонятно откуда взявшееся безвластие, безначалие и беззаконие. К чему это может привести? Думать об этом страшно.

…Сегодня на воскресном богослужении в Успенском храме просторно. Небольшой по московским меркам, светлый и уютный после ремонта, он заполнен едва наполовину. Средний возраст прихожан — З5 — 40 лет, в основном женщины, есть несколько подростков и маленьких детей. А вот бабушек, знаменитых «белых платочков», которые когда-то спасли Русскую Православную Церковь, почти не видать.

«Перед телевизорами сидят, либо в лото играют! — объясняет о. Николай. — Трудно бывшим комсомолкам З0 — 40-х годов самим найти дорогу к Богу. Зато среди тех, кто посещает храм, много представителей дагестанских народов. Некоторые приходят из любопытства, поглазеть, но есть среди них и по-настоящему верующие люди. А недавно были, например, студентки из местного исламского института во главе с преподавателями. Провёл для них экскурсию — слушали очень внимательно, задавали вопросы. Если посчитать, кто в течение дня приходит в храм, то ещё непонятно, кого больше — русских или дагестанцев, — говорит настоятель. — Последние приходят за святой водой, покупают свечки. Немало мусульман приходит в храм, например, в праздник Крещения, когда раздают освящённую воду. К сожалению, это внешнее благочестие чаще вызвано суевериями, которые очень распространены среди местных жителей. Крещенскую и святую воду, свечи, иконы, купленные в храме, используют для своих сеансов расплодившиеся здесь знахари, целители и колдуны, к которым люди тоже охотно идут.

За посещение своих собраний, — продолжает о. Николай, — руководители сект платят новичкам деньги, З0 долларов в час. Помимо этого, раздают им гуманитарную помощь, организуют для них безплатные курсы английского. В результате целые семьи малоимущих жителей, особенно из южного Дагестана, становятся адептами сект.

Благодаря популярной телепередаче «Жди меня» на всю страну прославились каспийские кирпичные заводы (Каспийск — город-спутник Махачкалы), где вкалывают лишённые элементарных прав бомжи, бродяги и просто обманутые обещаниями лёгких заработков люди из центральной России. Работают фактически даром — за похлёбку. Редко кому удаётся расстаться с работодателем полюбовно. Сбежавших ловят, наказывают и часто перепродают другим хозяевам. К сожалению, этот бизнес поддерживается некоторыми сотрудниками дагестанской милиции. Как-то двое работяг решили податься на родину, скопив с грехом пополам кое-какую сумму. На выезде из Каспийска их остановили милиционеры и под дулами автоматов вернули на завод, затребовав за это с хозяев деньги.

Нашим попавшим в беду русским бедолагам искать защиты негде — без паспортов, без денег — кому они нужны? И идут они в храм: подкормиться, приодеться. Настоятель привечает всех. Да только разве это решение проблемы, ею должно заняться государство. Возмущает наглость работорговцев, но что толку гневаться, сотрясать воздух? Немало несчастных, бездомных людей бродят и по Москве, но разве они нужны кому-то? Было время, я подрабатывал сторожем в одном столичном храме, и за то, что благосклонно отнёсся к приходившим бомжам, подкармливал их, обеспечивал одеждой, меня уволили…»

— Отчего, батюшка, в мiре столько несправедливости, почему зло набирает силу? — спрашиваю настоятеля.
— Оттого что враг рода человеческого получил большую власть в мiре, — отвечает священник. — А всё потому, что у людей стало много свободы, и они сходят с ума, не знают, что с ней делать. При советской власти свобода была ограничена, выбор — минимальный, вот и не было таких колебаний-шатаний, искушений. Уж если кто и шёл в храм, то знал — зачем, и был готов за свой выбор дать ответ, а сейчас для многих хождение в храм — дань моде. Престижным считается венчаться, креститься. Всё поверхностно, вскользь. Нет у людей решимости жить по Христу, воля-то дряблая…»

И всё же о. Николай смотрит в будущее с уверенностью и надеждой, как и надлежит православному пастырю.
— У нас есть сто причин для уныния и всего одна для радости, но она перевесит всё плохое. Мы — со Христом, и поэтому нам ничего не страшно! — любит повторять он. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Нам нет дороги унывать!». В храме есть будущее — наши дети. Немного, человек З0, но зато они вместе с родителями составляют костяк прихода — регулярно причащаются Святых Тайн, посещают занятия в Воскресной школе, которые недавно возобновились по просьбе самих прихожан. А ведь было время, когда она закрывалась из-за отсутствия детей. Нет, русское население Махачкалы не увеличивается, просто стали ходить в храм некоторые из тех, кто раньше не знал туда дороги. Часто они узнают о нём из интернета, газетных и журнальных публикаций.

Строятся и новые православные храмы и часовни. И не только в районах, где традиционно компактно проживают русские. По благословению правящего архиерея Бакинского и Прикаспийского Александра и ходатайству военных строится часовня на территории военного городка в высокогорном селении Хунзах, где когда-то стоял русский гарнизон. Строительство часовни планирует и настоятель кафедрального Успенского собора. В ней о. Николай будет служить водосвятные молебны в зимнее время. Ведь очереди за Крещенской водой с каждым годом становятся всё больше. А ещё благочинный собирается заменить колокола, так как большой колокол лопнул и перестал звонить.

Очень хочется, чтобы в Махачкале как можно скорее возобновился колокольный звон, который слышно было бы далеко-далеко, и чтобы каждый ищущий Бога мог найти дорогу к Храму. Помогите!

Адрес: 367009, Республика Дагестан, г. Махачкала,
ул. Орджоникидзе, 148; Телефон:(8-8722) 69-18-09.

Реквизиты:

МПРО Свято-Успенский Православный христианский приход.
ИНН-0560002843, КПП-056001001.
Банк КБСР «Дагестан» (ООО) г.Махачкала,
р/сч 40703810500000000233, к/с 30101810500000000769,
БИК 048209769.

Алексей Петрович РОМАНОВ