Владимир Крупин - Солдатские молитвы

Милые, дайте же нам сил хоть как-то внушить нашим детям и внукам, что Родина одна, что выше, чем любовь к ней, мо¬ет быть только смерть за Христа, что ни деньги, ни вещи не заменят Отечество, что его не выбирают. Может быть, солдатские письма, как вещий голос из вечности, помогут нам спасти тех, кто идёт за нами и на чьи плечи постепенно ответственность за Россию.

Чем далее по времени отходит от нас Великая Отечественная война, тем более очевидным становится её духовный смысл: это была война Христа с Велиаром, света с тьмой. Небеса сражались с восставшей на Россию преисподней. И Россия победила! Она не могла не победить: с нею был Христос. Она, наиболее принявшая Господа в своё сердце, ставшая за века Домом Пресвятой Богородицы, вознесла к небесному Престолу за дни, месяцы и годы войны такое количество крови, пролитой за Отечество, что это Отечество стало безсмертным.

Думал ли боец торопливо, перед боем, писавший родным, что его письмо станет документом эпохи? Конечно, нет. Он знал, что его могут ранить, убить, но все его мысли рвались в родимые пределы. Выкопали ли картошку, а как с дровами? И кого из деревни ещё забрали? И кто, может быть, вернулся? А как с налогами? Видно, придётся резать последнюю овцу, чтоб с ними рассчитаться. И есть ли обувка ребятишкам на зиму? Подшиты ли валенки? Наказывал ребятишкам помогать матери, хорошо учиться... И всё. Да, и всё. Так почему же мы плачем над этими треугольниками, почему же нам так невыносимо стыдно перед теми, кто спас нашу Отчизну? Потому, что они вознесены над нами, они уже безтелесны, эти ангелы - хранители России. Именно России, а не систем социа¬лизма. Всяко наша земля на¬зывалась в XX веке, и кто только не садился ей на шеи но она жива таинственной связью с Господом, и это именно Он руками матерей, жён, сестёр зашивал в солдатские одежды псалом 90-й, трогательно называемый "Живой помощью", Он вместе с ними стоял после нескончаемый тяжелейших трудов на коленях перед иконами, высвечивал дивным смыслом суть страданий и помогал переносить.

Протоиерей Алексий Сухих в своём новом труде "Солдатские письма" собрал их. Поклон ему низкий за это сердечное, душеполезное чтение. Это молитвы людей друг за друга, это новое зна¬ние о величии русской души.

Так случилось, что я прочёл немецкие солдатские письма начала войны и её середины. Это не чтение, это гестаповская пытка. Солдаты пишут своим жёнам, невестам, как им радостно убивать этих нелюдей-славян, особенно беременных женщин: "Посылаю тебе детские вещички, не успел отстирать кровь, но она свежая, и ты её легко отстираешь". И ещё письма, уже позднее: как их заедают русские вши, какие, оказывается, упорные эти русские, и как невозможно с ними договориться.

У них, захватчиков, не могло быть таких песен, как "Катюша", "На позицию девушка провожала бойца", "Эх, дороги", "Соловьи", "На солнечной поляночке", "Майскими коротким ночами"... Нет, фашисты были обречены. Вся их забота в письмах: о деньгах и барахле, о будущей сытой жизни. Вначале. Потом животный страх за свою шкуру. Я бы не вырос в величайшей любви к Родине, если бы не поколение отцов.

Милые, дайте же нам сил хоть как-то внушить нашим детям и внукам, что Родина одна, что выше, чем любовь к ней, мо¬ет быть только смерть за Христа, что ни деньги, ни вещи не заменят Отечество, что его не выбирают. Может быть, солдатские письма, как вещий голос из вечности, помогут нам спасти тех, кто идёт за нами и на чьи плечи постепенно ответственность за Россию.

Владимир Николаевич КРУПИН