Протоиерей Александр Шаргунов - Тайна родства со Христом

2008-й - год святого прлведного Иоанна Кронштадтского. Столь велико значение святого праведного Иоанна Кронштадтского для нашей Церкви, что на всё происходящее в ней, особенно в наши дни, мы невольно смотрим его глазами. Господь призвал его к блаженной вечности накануне праздника Рождества Христова.

Неслучайно, наверное, память его порой совершается за неделю до Рождества, когда за Божественной литургией читается книга родства Иисуса Христа. Святые - это те, кто записан в эту книгу, кто вступил в родство со Христом Богом, как Он Сам говорит: "Кто матерь Моя и братья Мои? Исполняющий волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь".

Но книга родства - это также естественная наша родословная, в которой в течение всей истории действует Сам Бог. Это память богоизбранного народа, память человечества. Каждый народ и каждый человек имеет свою родословную, которую мы, увы, не храним. Память богоизбранного народа хранится вечной памятью - Духом Святым. Вся родословная Господа Иисуса Христа делится в Евангелии от Матфея на три части по четырнадцать родов в каждой. Первая часть рассказывает об истории народа до Давида, величайшего царя Израиля: Давид был тот, кто превратил Израиль в славный народ, иудеи стали могущественной силой в мире. Вторая - до вавилонского пленения, которое было позором нации и крушением её, третья - до Иисуса Христа, Который спасает Свой народ от рабства и гибели. Всё это люди, избранные Господом, праведные и грешные, но такие грешные, в которых была святость любви к Богу. Так они отдавали Богу свою жизнь, свою плоть и кровь, что в течение веков из рода в род ткалось из их плоти и крови Пречистое Тело Спасителя, воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Это родословная всего человечества: не только в лице избранных его, но и каждого из нас. Накануне Рождества Христова каждый призывается с новой силой осознать своё человеческое достоинство. Бог сотворил человека по образу Своему и подобию, человек создан для общения с Богом. Мы имеем родство с Самим Богом, "мы Его и род": каждый из нас рождается, чтобы быть царём, наследником Царства Божия, чтобы принадлежать царскому Христову роду. И каждый из нас прежде, чем наступил светлый праздник, должен глубоко осознать свою греховность, своё отпадение от Бога, потому что Господь наш приходит спасти не праведников, но грешников. И оттого, что Бог становится человеком, в Нём крепость и любовь неодолимая. Нет ничего для Него невозможного, чтобы восстановить плененных диаволом в достоинстве, которое даёт благодать. И сегодня самое время для нас поразмыслить о судьбах человечества и нашего русского народа - тоже богоизбранного, как свидетельствует святой праведный Иоанн Кронштадтский, хотя по-другому и на другом историческом этапе. Ибо народу нашему вручён был для хранения и умножения драгоценный талант единственно спасительной православной веры. Что стало с богоизбранным народом, с тем, из которого родился Христос? Всех ли спас Господь, или не те чада Авраамовы, которые по плоти, как говорит апостол?

Услышим голос нашего великого пророка, святого праведного Иоанна Кронштадтского: "Людям первого допотопного мира, - говорит он, - дано было времени на покаяние сто двадцать лет, и они были предупреждены, что за грехи будет наказание от Бога, потоп. Время шло, а люди развращались и не думали о покаянии, и не верили проповеднику покаяния, праведному Ною. И слово Божие исполнилось в точности. Евреи не верили пророкам, что они будут пленены вавилонским царём, и продолжали идолопоклонствовать, и пошли в плен, Иерусалим был разорён, и всё богатство перешло в Вавилон. Современные Иисусу Христу иудеи не уверовали во Христа как в Мессию и умертвили Его Крестною смертью, и пророчество Христа о Иерусалиме вскоре исполнилось: иудеев истребили римляне без пощады". Это рассуждение святого праведного Иоанна - не богословие вообще, а боль горячо любящего сердца в связи с тем, что происходит в России. Каждое слово великого пастыря как будто сказано сегодня, вернее, звучит сегодня ещё сильнее - настолько сильнее, насколько глубже открылось разрушение жизни в течение последних лет. Раскройте наугад любую страницу его проповедей, и вы услышите этот плач об Отечестве нашем: "Россия мятётся, страдает, мучается от кровавой внутренней борьбы, от безбожия, крайнего упадка нравов. Злые времена! Люди обратились в зверей, даже в злых духов. Жизнь обыденная воссмердела всякими грехами. Вероотступничество, неведение Бога, богохульство, особенно в учёном сословии, сделались как бы повальными, общими. Разврат вошёл в ежедневный обычай, печать и литература пропитаны соблазном. Тем именно и страдает ныне русское общество, что оно помешано на всяких свободах, превратно понятых, творит всякие несуразности, нелепости и гоняется за новомодным образом правления, к которому оно совершенно неспособно".

"Браки поруганы, - говорит он в другой проповеди, - семейная жизнь разлагается, твёрдой политики не стало, всякий политиканствует, все желают автономии. Не стало у интеллигенции любви к Родине, и они готовы продать её инородцам, как Иуда предал Христа злым книжникам и фарисеям. Настал, в полную противоположность Евангелию, культ страстей плотских, полное, неудержимое распутство с пьянством, расхищение, воровство казённых и частных банков, и почтовых учреждений и посылок, и враги России готовят разложение государства".

И всякий раз, читая святого Иоанна Кронштадтского, не знаешь, чему более поражаться: исполнившимся ли уже в точности страшным пророчествам или тому, что эти пророчества раскрывают в сегодняшнем дне. "В последнее время, говорит он, - русское царство сделалось царством неслыханных и нечаянных ужасов, мятеж крамольников опустошает русскую землю, и злодеи угрожают превратить престолы сильных, и на место их хотят воссесть сами".

Говоря о надвигающейся на Россию гибели за беззакония русских людей, святой праведный Иоанн соединяет её с близостью Второго Пришествия Христова. "По-видимому, скоро наступит день Второго Пришествия Христова, ибо наступило предсказанное в Писании отступление от веры, апостасия, хотя ещё не открылся человек греха, сын погибели, антихрист, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею. Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь - Самодержец, удаления которого домогается известная публика. И тогда откроется беззаконник, антихрист, которого Господь Иисус убиет духом уст Своих, и истребит явлением пришествия Своего. Того, которого пришествие по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями, и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви Истины. Слышите, за что? За то. что они не приняли любви Истины для своего спасения. И за сие, слышите, пошлёт Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие Истине, но возлюбившие неправду. А теперь исчезла правда, и повсюду неправда, и в печати, и жизни".

Как бы нам научиться у святых отцов и святого праведного Иоанна Кронштадтского давать духовную оценку не тем только событиям, о которых мы читаем даже в Писании, не тем, которые были вчера, а тем, которые происходят сегодня! Разумеем не мимоходящую пёструю суету, а самую суть, Промысл Божий, раскрывающийся всегда в очень конкретных, порою решающих судьбы мира событиях. Хорошо заниматься изучением того или иного богословского вопроса и церковной истории. Но всё это, в конце концов, имеет значение только тогда, когда прилагается к реальной жизни. Это настолько важно, так связано со всем церковным опытом, что хотелось бы остановиться на этом подробнее.

Епископ Леонид Кавелин передаёт следующий важный эпизод из жизни святителя Филарета Московского. Рассказ об этом был написан в 1871 году, через четыре года после смерти святителя, и напечатан в "Русском архиве" в 1901 году. "Однажды, - пишет он, - я заметил владыке, что было бы желательно закрепить письменно его мысли по поводу разногласия с раскольниками. Митрополит Филарет ответил: "Какой смысл?" "Для будущего", - возразил я. Тогда с волнением и подъёмом митрополит начал говорить о том, что он чувствует, что будущее покрыто тёмной тучей, и когда гроза разразится, люди, глубоко потрясённые ударами этой грозы, потеряют память обо всём, что было перед этой бурей. Месяца за два перед смертью он сказал настоятелю Сергиевой лавры, что начинает видеть своё прошлое яснее, чем раньше. Настоятель его спрашивает: "А будущее?"
-Будущее тоже, - ответил митрополит.
-Что видите вы в будущем?
-Ужасную грозу, которая идёт к нам с Запада".

Такому же видению учит нас святитель Феофан Затворник, давая духовную оценку происходящим на его глазах сбытиям. Ещё в 60-70 годах XIX века он говорил: "Завязли в грязи западной по уши и думают, всё хорошо. Через поколение, много - через два, иссякнет наше Православие. Зачем это приходили к нам французы в двенадцатом году? Бог послал их истребить то зло, которое у них же мы и переняли. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему".

В 1907 году святой праведный Иоанн Кронштадтский во время полного затишья на Руси, видя общую нечувственность и нераскаянность, грозно пророчествовал: "Кайтесь, приближается столь ужасное время, что вы и представить себе не можете". Впечатление было потрясающее: ужас овладевал присутствующими, и в храме раздавались плач и рыдание. "Мы с женой, -говорит Сурский,-недоумевали, что же это будет, война, землетрясение, наводнение? Однако по силе слов пророка мы понимали, что будет что-то многоужасное, и высказывали предположение, что ось земная перевернётся".

Как известно, святой о.Иоанн открыто выступил против революции в защиту веры и престола. Он торжественно благословил хоругви, знамена "Союза русского народа" и стал почётным его членом. В книге о св.о.Иоанне, выпущенной издательством им.Чехова, приводятся слова одного известного богослова, где он, гово-ря об этих "винах" св.о.Иоанна, замечает:"Однако все эти вины О.Иоанна нисколько не омрачают чистого и привлекательного его духовного облика". И затем снисходительно прощает эти вины: "В оценке о.Иоанна,- говорит он,- надо стать выше всех этих внешних и случайных сторон его жизни".

Ось земная перевернулась, моря человеческой крови пролились, а для людей отвлечённого богословия всё это было всего лишь внешнее и случайное, политика!

Точно также и сегодня, когда западная и собственная наша грязь, в которую мы влипли больше, чем по уши, выражаясь словами святителя Феофана, обернулась страшной кровью, - это всего лишь внешнее и случайное для людей, на самом деле растворившихся в политике, и ничего особенного не случилось.

Прежде победы зла совершается торжество лжи. Слово Божие не должно быть для нас никогда отвлечённым. То, что мы слышим в Евангелии о величии, и позоре, и новой славе каждого человека и каждого народа, будем прилагать в полной мере к себе, храня, как самое драгоценное сокровище, тайну нашего родства со Христом и со всеми теми, кто на протяжении тысячелетий вступил в это непостижимое, страшное, бессмертное родство. В этом тайна нашего спасения и участие в спасении нашего народа.

Как сказал другой великий пророк крестного пути России, преподобный Серафим Саровский, благодать истинного причащения столь велика, что запечатлевается на всём роде причащающегося. Такую благодать принял святой праведный Иоанн, великий литургийный чудотворец. И нас он призывает к истинному причащению, когда жизнью всей, телом и кровью своей мы соединяемся со Христом, и это значит, вместе с Ним находимся там, где сегодня Его Крестные страдания.

Слово Божие обладает такою силою проникновения, что присутствует во всех исторических событиях. Апокалипсис - это не только книга, завершающая Библию. Мы должны научиться читать эту книгу в том, что открывается сегодня. Накануне Рождества Христова, праздника Воплощения Слова Божия, не забудем о празднике, когда Слово Божие, читаемое в Евангелии, как свидетельствуют святые отцы, воплощается в человеческой жизни.

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ