Владимир Кузин - "Прелести" либерализма

Причиной "апостасии", т. е. отпадения человека от Бога, явилось, по словам святых Отцов, самовольное изменение людьми цели и смысла своей жизни: вместо духовного совершенствования, заповеданного Творцом (Мер. 5, 48) и предусматривающего определённый уровень аскетизма, большинство людей захотели жить в своё удовольствие, по прихотям плоти.

По рукам дочка пошла.-плакала женщина в автобусе, обращаясь к своей попутчице (видимо, знакомой),- мне, говорит, с ними нравится... Хоть бы этих кобелей как-нибудь привлечь к ответственности...

Мне, как христианину, совершенно очевидна трагедия, происходящая с дочерью этой женщины. Очевидно и то, что "привлечь" в этом случае к "ответственности" никого не удастся: эта ситуация для нынешнего общества считается нормальной, ибо опирается она на основной принцип либерализма - кумира современной европейской цивилизаций (а теперь и России): "Каждый человек имеет право делать всё, что хочет, если его поступки не связаны с насилием над окружающими и не причиняют им вреда".

Попробую очень кратко прокомментировать данный тезис с православной точки зрения.

Когда-то западные страны, и тем более Россия, являлись носителями христианского вероисповедания. И их нравственные (а следовательно, и правовые) нормы опирались на Евангельские заповеди. Однако, с течением времени, европейцы (а затем и мы) постепенно стали от них отходить. В результате Бог стал обществу не просто не нужен, но даже опасен. Ибо Он через пророков и Евангелие раскрывал поклоняющихся бесам и страстям их настоящее обличье. И главное - предупреждал об их незавидной участи за гробом. То есть препятствовал "наслаждаться жизнью". Это и явилось основной причиной возникновения материализма, а вовсе не поиск человеком истины, в результате которого он якобы убедился в первичности материи, а не духа. И сейчас ярые "атеисты", которые с пеной у рта доказывают, что Бога нет, хотят в этом убедить не окружающих, а, прежде всего, самих себя, потому что панически Его боятся. Ибо если правда, что Бог существует, то правда и то, что Он сказал о пьяницах, блудниках, мужеложниках, злословящих, пресыщенных, живущих нечестиво и "смеющихся ныне". Сказать о том, что им необходимо в срочном порядке изменять свои наклонности, характер и образ жизни, а этого закоренелым грешникам как раз не хочется. Покидать свой грязненький мирок у них нет желания.

И потому сначала ими было объявлено, что человек - не образ и подобие Бога, а животное, произошедшее от обезьяны и наделённое, в отличие от остальных представителей фауны, разумом. Затем было "научно" доказано, что нтеллектуальные, волевые и даже нравственные качества человека - результат деятельности его головного мозга; что жизни личности после смерти тела нет и конечная участь человека - могила. А раз так, то земная жизнь - со всеми её наслаждениями и "прелестями" - есть единственная и неповторимая ценность.

Так возникла система морально-нравственных идеалов, великолепно подогнанная под тот образ жизни, который "цивилизованные" люди сейчас ведут. В соответствии с ними принимаются и правовые нормы: уголовные, гражданские и иные кодексы большинства государств мира опираются только на те религиозные ценности, которые говорят о недопустимости лишения человека жизни, здоровья, материальных благ и т.д. (заповедям "не убий", "не укради" и др. соответствуют определённые наказания). А такая духовно-нравственная норма Священного Писания, как нравственная чистота, светскими законами отвергнута практически полностью. Иными словами, человек имеет полное право спиваться, курить, материться, блудить, а теперь уже (например, в Голландии) на законных правах создавать однополые семьи, а также добровольно уходить из жизни (эвтаназия) - то есть совершать, согласно Евангелию, грехи, - лишь бы подобными действиями он не затрагивал свободу и интересы других граждан. И никто из окружающих (в том числе его родные и близкие) не имеют абсолютно никакого права удерживать его от этого. И большинство приняло его идеалы.

Вот только в последнее время изумлённым либералам открылись очень нежелательные для них обстоятельства (христианам они известны уже две тысячи лет): прежде всего, оказалось, что первая часть основного принципа либерализма ("делай всё, что хочешь") стала часто входить в явное противоречие с его второй половиной ("не причиняй вреда окружающим"), и человек, одурманенный алкоголем, не моргнув и глазом, может схватиться за нож; а обуреваемый страстью после просмотра порнофильма - изнасиловать женщину. Подобных фактов много! В "свободных" и "демократических" странах Запада и США (а ныне и в России) высокий уровень преступности - даже среди малолетних. А в государствах, исповедующих ислам, где почти все религиозные нормы нашли своё отражение в уголовных и гражданских кодексах, - этого нет.

"Свобода личности", понимаемая как "свобода удовлетворения страстей", приводит к рабству, зависимости от алкоголя, наркотиков, азартных игр. Христианские подвижники предупреждали, что выпускать "джина страстей" из бутылки, прельстившись сиюминутными утехами - крайне опасно! Плата, которую берут тёмные силы за доставленное человеку "удовольствие", - его душа. Говоря медицинским языком - психическое здоровье.

Девушка, которая "пошла по рукам" и которой её собственное положение "нравится", уже не способна видеть, в кого она превратилась. В качестве характеристики нынешнего состояния общества некоторые христианские авторы иногда приводят... психиатрическую клинику, пациенты которой кричат, визжат, улюлюкают, удовлетворяют всевозможными способами блудную страсть, при этом остаются в своём мире "счастливыми". Но каково здоровым людям наблюдать за ними со стороны? Не мудрено, что православные старцы и подвижники, глядя на этот мир духовными очами, искренне о нём плачут.

Кто Тот Единственный, кто может судить о психическом состоянии человека совершенно объективно? Кто может установить для больных нормы поведения, по которым живут люди здоровые? Правильно, только Бог, Врач душ наших,- Он знает какое прописать больным лекарство. Он видит нас. Он один знает причины наших болезней и методы исцеления человека. Но хотим ли мы Ему довериться, желаем ли увидеть свои недуги воочию и вьиечить свои искалеченные души? Поймём ли, наконец, что те поступки, которые Он назвал ненормальными, таковыми на самом деле и являются?

Владимир Ильич КУЗИН,
г.Владимир