Олег Бедуля - Возвращение

В период хрущёвских гонений на Церковь, партийные власти Куйбышевской области приказали директору колхоза Николаю Макарову разобрать старинную церковь. Макаров не подчинился и сохранил храм. Это был невиданный вызов властям. Все ждали расправы над строптивым председателем.

В Самарской области усилиями региональных и местных властей при участии Самарской епархии проводится масштабная работа по восстановлению старинных правос¬лавных храмов и часовен.

А началась эта работа с того, что настоятель Самарского Софийского храма протоиерей Виталий Калашников (ныне покойный) побывал в селе Абашево Хворостянского района,- рассказывает помощник управляющего Самарской епархией протоиерей Сергий Нестеров. - Там, в "глубинке", находится жемчужина русского церковного зодчества - каменный храм в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Люди поведали священнику о трагической судьбе храма и слёзно просили помочь вернуть святыню.

В запустении и небрежении находились каменные и деревянные старинные церкви епархии во многих селениях. Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий и светские власти области пришли к единому мнению: необходимо восстанавливать храмы. В короткий срок была проведена подробная инвентаризация всех разрушенных церквей епархии и собрана информация для их возрождения. Всего было 49 разрушенных храмов - печальное наследие эпохи богоборчества и гонений на Церковь".
 
Одновременно Минкультуры Самарской области приступило к подготовке необходимой технической и проектно-исследовательской документации. Министр взял под личный контроль ход реставрационных работ.Восстановление храмов и часовен в основном осуществляется на средства доброхотов, в числе которых много самарских бизнесменов.

Справедливо замечено: судьба храма часто влияет на судьбы селений, городов, людей. Вот несколько примеров. В Елховском районе когда-то было село Хмелёвка, где стоял величественный храм в честь Архистратига Божия Михаила. Село было зажиточным, люди здесь жили верующие. После революции власти надругались над храмом: он был частично разрушен, лепной образ Спасителя на фасаде церкви расстрелян из винтовок и пулемётов. С той поры прошли десятилетия. Хмелёвки уже давно нет на карте области. Трагически сложились судьбы тех её жителей, кто пошёл против Бога. В степи на месте села ныне стоит лишь полуразрушенная церковь с израненным образом Спасителя, а рядом - заброшенное кладбище.

Возрождение началось после того, как на Пасху в старинной церкви была отслужена пасхальная служба, а на кладбище - панихида. Начался ремонт храма. Схожая ситуация - в сёлах Осиновка, Уваровка, Новая Рачейка, Винновка, Покровка, Каменный Брод, Новая Бинарадка и других. Никто из тех, кто участвовал в гонениях на Церковь, не избежал Божиего гнева. А там, где люди проявляли заботу о Божием доме, Господь воздавал им сторицей.

Весьма поучительная история случилась в селе Верхнее Санчелеево в период хрущёвских гонений на Церковь. Партийные власти Куйбышевской области приказали директору колхоза Николаю Макарову разобрать старинную церковь. Макаров не подчинился и сохранил храм. Это был невиданный вызов властям. Все ждали расправы над строптивым председателем. Но народ решительно встал на защиту церкви и руководителя колхоза. И власти дрогнули. Позднее Макаров стал Героем Социалистического Труда - за высочайшие достижения в области сельского хозяйства. Колхоз сохранился до сей поры и сейчас он также в числе преуспевающих хозяйств области, здесь часть прибыли идёт на содержание и ремонт храма, работу воскресной школы.

Или такой пример. Летом 2007 года собрание представителей муниципального района Красноармейский передало верующим села Каменный Брод полуразрушенное здание церкви. И Господь не замедлил со Своею милостью: в том же году был собран рекордный для района урожай озимых-55 тысяч тонн.

Олег Иванович БЕДУЛА