Александр Вяземский - В центре спасения песни

Архив: 

Юбилей замечательного поэта Алексея Ивановича Фатьянова, о котором Ярослав Смеляков сказал коротко и точно: «Русской песни запевала и её мастеровой», — скромно отмечался этой весной (5 марта).

Был вечер в ЦЦРИ, прошла телепрограмма на ТВ, но истинно народное чествование грянет в июле, в день праздника Казанской иконы Божией Матери — покровительницы бывшей царской слободы Вязники, где родился поэт.Алексей Фатьянов

Мы не раз писали о грандиозном, многотысячном празднике поэзии и песни «На солнечной поляночке». Помню, как впервые побывал тут прозаик Владимир Крупин. Он вышел на сцену и со слезами на глазах сказал: «Ну, думал уже не смогу ни в кого и ни во что влюбиться. Но нет — попал на ваш праздник и влюбился в Вязники. Только здесь до конца понял, почему таких песен, как у Фатьянова, таких праздников просто боятся на телевидении. Спасибо, вязниковцы, что здесь, в центре России -центр спасения России, спасения русской песни!» Точнее не скажешь.

Духовный отец либеральных младореформаторов, профессор-одессит Евгений Ясин, издал книгу «Модернизация экономики и система ценностей», в которой выдвинул в качестве первоочередной задачи коренное изменение культуры и традиционной системы духовных ценностей русского народа. Он сетует, что «институционные реформы продвигаются всё медленнее, встречая нарастающее сопротивление, и пока ощутимых результатов не приносят». Мешают, мол, «пережитки прошлого», от которых русским людям необходимо немедленно избавляться. Какие же? Соборность и любовь к совместной работе, убеждение, что не хлебом единым жив человек, доверие к сильному государству, самопожертвование ради других. В общем, всё то, что помогло создать могучую державу, явить русское чудо и повернуть ход мiровой истории, создать величайшую культуру, в многовековом русле которой творил и Алексей Фатьянов, писавший:
Не может быть забыто
                                       никогда
Из нашей жизни самой
                                       малой части,
Как штурмом брали
                                       трудные года
И по песчинке складывали
                                           счастье.

По Ясину, надо всё это забыть, отрешиться от истории, традиций и обратиться к протестантской этике: «Либеральной продуктивной культуре, обычно связываемой с протестантской этикой, нередко противопоставляется культура непродуктивная... Новая задача состоит в том, чтобы, сохраняя самобытность русской культуры, поменять кое-какие традиции, препятствующие развитию и процветанию страны». Ну, под самобытностью понимается тут кокошники да квас. А сама культура, православная по сути? А мораль народа-труженика?

Алексей Фатьянов вместе со своими гениальными композиторами-соавторами песен — Василием Соловьевым-Седым, Матвеем Блантером, Борисом Мокроусовым — обладали даром поднимать нашу певучую лирику до задушевных высот. В знаменитой песне из кинофильма «Весна на Заречной улице» есть такие слова:

Когда на улице Заречной
В домах погашены огни,
Горят мартеновские печи,
И день и ночь горят они.

Этой песней завершается в Вязниках праздник «На солнечной поляночке», тысячи голосов подхватывают слова её, радостно поют про мартеновские печи, которые большинство из них и в глаза не видывали — не горят теперь, — продолжается неустанная работа «на благо страны». Но психологию народа-труженика, запечатленную в песнях Фатьянова, не вытравишь либерализмом и его реформами.

Любил Фатьянов и Вязники, и древнюю столицу Москву, где раскрылся его талант, где создал он лучшие песни для кинофильмов и обрёл всесоюзную славу. Выходец из мастерового рода г.Мегеры, он быстро усвоил и полюбил «наш московский говорок», влился в семью москвичей, писал:

По походке и по песне
Ты узнаешь москвича:
Этот парень с Красной Пресни,
Тот — с Заставы Ильича.

 
Теперь Москва неузнаваемо изменилась. Другие мысли просятся в стихи: этот парень — из Тбилиси, тот — барыга из Баку...

В Москве, на гей-параде «Евровидения», за Россию пела украинка Анастасия Приходько «Мамо», и на национальном отборе даже и конкуренток-то у неё не было. И вот думаешь: в пустыне этого полного «безрыбья» показали бы фрагмент народного Фатьяновского празднества... Но всё «задушено» пеньюарами Пугачевой и стоящей за её пышными формами рати, которая умудрилась даже Страстную седмицу юбилеем примадонны испоганить.

Второй год на Фатьяновский праздник приходит настоятельница возрождённого Благовещенского монастыря в Вязниках матушка Серафима с сестрами. Она даже начала писать духовные стихи. В бывшем доме Фатьяновых работает единственный в России Музей песни XX века.

Приезжайте 28 июля в Вязники на 36-й Фатьяновский праздник!

Александр Александрович ВЯЗЕМСКИЙ