Евгения Алёхина - Пастырь, зажегший русскую свечу

 

Церковная община в эмиграции – это большая семья, где на протяжении нескольких поколений все знают друг друга, а батюшка помогает прихожанам не только душу спасать, но и обустраивать повседневную жизнь. 

 

Поэтому когда пастырь-отец такой семьи-общины оставляет её, перейдя в мир иной, люди чувствуют себя потерянными и беззащитными. Именно в таком положении оказались прихожане Покровского храма Московского Патриархата в канадской столице Оттаве 2 апреля 2019 года, когда митрофорный протоиерей Димитрий Север отошёл ко Господу, прослужив на приходе без малого пятьдесят лет.

Напомним, что после Гражданской войны за рубежом оказалось 10 миллионов русских, а после распада СССР – 25, которые, находясь вдали от Родины, внесли огромный вклад в духовную жизнь России.

Димитрий родился в 1933 году в Турции в семье «некрасовцев» – общине донских казаков. В XVIII веке под предводительством атамана Некрасова старообрядцы с боями ушли за Кубань, а дальше – в Османскую империю. Прожив в изоляции от России три века, община сохранила язык, веру и верность России. 

В 1953–54 годах Турцию потрясли христианские погромы, именно тогда Димитрий Север решил покинуть эту страну. С супругой и родителями уезжает в Германию, устраивается работать на сталелитейный завод, одновременно служит иподиаконом в русском храме. Потом Канада, где с первых дней он включается в церковную жизнь русской общины.

В книге посла России в Канаде в 1992–1998 гг. А.М. Белоногова «Миссия в Канаду» анализируется состояние Православия в Канаде, из чего становится понятной особая значимость служения о. Димитрия. «Сложившаяся из нескольких волн эмиграции разноликая русскоязычная община… страдала ещё и от расколов религиозного порядка, поскольку в Канаде параллельно действовали несколько православных церквей. До 1919 г.
все эти приходы принадлежали единой Русской Православной Церкви, но после революции начались расколы. В 1924 г. от Московской Патриархии отошла возникшая Русская Православная Церковь в Америке. Тем не менее РПЦ МП сохранила определённые позиции, ей принадлежало 24 прихода, каждый из них имел храм и священника».

В 1970 году глава Русской Православной Зарубежной Церкви митрополит Виталий (Устинов) посвящает Димитрия Севера в свя­щеннический сан и назначает настоятелем общины в Оттаве. Отец Димитрий задумал строительство главного русского храма в Канаде вместе с домом для престарелых на 64 квартиры и русским культурным центром. «Русский человек жив православной верой, – объяснял батюшка своё решение. – Больно наблюдать, как отходят русские люди от Православия, как в русских семьях за рубежом рождаются “Иваны безродные” уже во втором поко­лении... 300 лет мои предки в изгнании хранили преданность православной вере, России и всему тому, что делает нас русскими, пусть и на чужой земле. Всё это я впитал с молоком матери». Отец Димитрий много сделал для русскоязычной общины Оттавы. Под его руководством и при непосредствен­ном участии были построены и открыты Свято-Владимирский русский дом, где смогли поселиться многие наши соотечественники, культурный центр, русская православная школа.

В 1986 году начали строительство грандиозного пятикупольного Свято-Покровского храма. Средства на его постройку собирали по всему Русскому Зарубежью (руководство РПЦЗ никакой финансовой помощи в строительстве и украшении храма не оказывало). Религиозный подъём в России усилил притягательность РПЦ МП.

 В 1999 году по инициативе о. Димитрия приходской совет принимает решение о выходе из Зарубежной Церкви и присоединении к Московской Патриархии. Вот ещё одно чудо: священник, чьи предки пострадали от раскола XVII века, возвращает свой приход в лоно Церкви-Матери, ломая барьеры, вставшие между людьми вследствие революции. 

В Оттаве всё оказалось сложно и драматично. Батюшка всегда говорил: «Сатана не спит». Увы, по несправедливому решению суда непреклонная часть «зарубежников» отсудила у отца Дмитрия его детище – храм. В результате на улице осталось порядка 200 прихожан и 90 учеников церковно-приходской школы. С тех пор приход кочует по городу, снимая помещения для служб, что создаёт трудности, требует финансовых затрат. Однако община храма Покрова Пресвятой Богородицы не уменьшилась, в неё пришли новые люди.

Несмотря на скорби и трудности, о. Дмитрий считал себя счастливым человеком. Если собрать вместе всех детей, которых в разное время он крестил, то получится население небольшого города. О. Димитрий нередко бывал в России, знаком с Патриархом Кириллом, а Патриарх Алексий II за пастырские труды наградил его митрой. Протоиерей Сергий Рассказовский, настоятель Свято-Тихоновского подворья Русской Православной Церкви в Торонто, вспоминает: «Основным и единственно значимым для него в жизни было всецелое служение Русской Церкви и людям, основанное на горячей – иногда просто детской – вере в Господа и надежде на Его милость. Другой огромной любовью отца Димитрия была Россия, – каждый, входящий в его дом, сразу погружался в Русский мир…».

У православной русской общины Оттавы сохранялась надежда на поддержку и после праведной кончины отца Димитрия. Между тем проблемы обострились. Но хочется думать, что Свято-Покровский храм в Оттаве всё же вернётся к тем, кто его созидал. Происшедшая смена руководства РПЦЗ, а затем и нормализация её отношений с РПЦ позволяет на это надеяться.

Отец Дмитрий прошёл долгий путь. Да вознаградит Господь Бог пастыря сыновей и дочерей России за отеческую заботу о них.

Евгения Викторовна Алёхина