Николай Кокухин - Севастопольский вальс

 

17 ноября 1854 года, 165 лет назад, началась героическая оборона Севастополя

 

 

Приехав в Крым, нельзя не побывать в Севастополе. Севастополь – это визитная карточка Крыма. Не Симферополь, не Ялта, не Феодосия, не Евпатория, а именно Севастополь. Этот военный порт, этот город-герой держит весь Крым, благодаря ему Крым жив, являясь главной опорной точкой всего Чёрного моря.

Я пробыл в Севастополе всего неделю. Чтобы познакомиться с ним, этого, конечно, маловато. Но и этого оказалось достаточно, чтобы полюбить этот город, воздать ему хвалу, увидеть на его улицах, на его заливах, на его холмах сияние боевой славы, почувствовать, уловить русский патриотический дух, который, кажется, разлит в его воздухе.

Нельзя не побывать на Приморском бульваре, откуда открывается вид на памятник затопленным кораблям. 

Долго стоял у красивого парапета и смотрел на этот удивительный памятник, и чем дольше смотрел, тем сильнее убеждался в том, что русского человека победить нельзя, убить его можно, но победить нельзя – он и мёрт-вый страшен своему врагу.

Пребывание в Севастополе, даже краткое, преображает человека, заряжает его новой энергией, укрепляет дух, помогает лучше понять то, что заключено в понятии «русский».

Вернувшись в Москву, я перечитал «Севастопольские рассказы» Льва Толстого. В качестве артиллерийского офицера он принимал участие в обороне Севастополя, был и в тылу, и на передовой, своими глазами видел смерть, кровь, стоны раненых, все ужасы долгой-предолгой осады. Это позволило ему с предельной откровенностью и с предельной правдивостью запечатлеть севастопольскую «страду».

«Севастополь 
в декабре 1854 года»

Толстой ведёт рассказ от второго лица. Этот приём гораздо выигрышнее: действующим лицом автор делает как бы самого читателя, который видит то, что происходит в Севастополе, приходит на четвёртый бастион, разговаривает с солдатами, слышит свист летящих бомб, которые взрываются недалеко от него, а он чудом остаётся живым, правда, набравшись немалого страха. Вокруг него солдаты, которые невозмутимо, без паники выполняют свою нелёгкую работу, не обращая внимания на непрекращающийся свист вражеских снарядов.

«Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, – это убеждение в невозможности поколебать где бы то ни было силу русского народа, и эту невозможность видели вы не в этом множестве траверсов, брустверов, хитро сплетённых траншей, мин и орудий, одних на других, из которых вы ничего не поняли, но видели её в глазах, речах, приёмах, в том, что называется духом защитников Севастополя».

Офицер Лев Толстой сам горел этим чудным духом, вместе с другими героями выполняя свой воинский долг. Он был полностью солидарен с адмиралом Корниловым, который, объезжая войска, восклицал:
– Умрём, ребята, а не отдадим Севастополь!
И солдаты отвечали:
– Умрём! Ура!
Они «готовились к смерти – не за город, а за Родину».
Толстой заключает: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский».

«Севастополь 
в мае 1855 года»

Эта художественная повесть гораздо сильнее, чем первая. (В литературоведении почему-то принято называть севастопольские произведения Толстого рассказами, хотя это самые настоящие повести – и по размеру, а главное, по мысли.) 
Война показана без прикрас. Снаряды, бомбы сыплются на защитников города, как дождь, смерть подстерегает людей на каждом шагу; ни один человек, находящийся на бастионе, не знает, останется ли он сегодня жив или нет.

Нельзя без внутренней дрожи читать те страницы, где показана санитарная часть: сотни и сотни раненых солдат, многие из них ранены тяжело, и они умирают, испустив последний вздох.

А на бульваре вечером, как всегда, музыка и гулянье. Здесь нет геройства, нет выстрелов и взрывов, здесь на первый план выступает… тщеславие, нет, не солдат, а образованных господ – как же не похвастаться перед друзьями и знакомыми, что был на четвёртом бастионе, и рядом, в нескольких шагах, разорвалась бомба, а я хоть бы что, и бровью не повёл. Как же упустить редкую возможность показать себя в лучшем свете, как же не прихвастнуть слегка, а может быть, и солидно приврать – ведь слушатели не были в том горячем месте, где я был…

Толстой рассказывает о штабс-капитане Михайлове, о князе Гальцине, об адъютанте Калугине, подполковнике Нефердове, о ротмистре Праскухине и других участниках обороны Севастополя. Но ни один из них не является героем произведения. «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, – правда».

«Севастополь 
в августе 1855 года»

Самая большая повесть. В центре этого произведения – судьба двух человек, двух братьев: Козельцова-старшего и Козельцова-младшего. Первый возвращается в Севастополь после лечения (рана в голове), а второй приезжает добровольно, в порыве юношеского патриотизма. Оба попадают в страшную мясорубку, в город, где, не переставая, звучат выстрелы, грохот пушек, каждую минуту умирают солдаты и офицеры… Остаться живым в этом пекле практически невозможно.
Умирает Козельцов-старший: осколок снаряда поразил его в грудь. Но он горд, что выполнил свой воинский долг, увлекая за собой солдат в атаку на прорвавшихся на бастион французов. В последнюю минуту перед смертью он вспомнил о своём брате. «Дай Бог ему такое же счастье», – подумал он.

Козельцов-младший тоже погибает, и тоже геройской смертью.
Малахов курган пал: силы были слишком неравны. Солдаты, офицеры, генералы спешно переправляются на Северную сторону.

Лев Толстой заканчивает повесть оптимистической нотой.
«Разве он тут разгуляется, – сказал один из солдат о враге. – Как же! Гляди, наши опять отберут. Уж сколько б нашего брата ни пропало, а, как Бог свят, велит Император – и отберут!.. Погоди, ещё расчёт будет с тобой настоящий – дай срок, – заключил он, обращаясь к французам».

Пока Толстой был молодым и ещё не впал в дикую гордость и безбожие, то мыслил и писал о Боге правильно. Герои повести частенько, как мы видели, вспоминают Господа Бога. Володя Козельцов, младший из братьев, молится перед лицом опасности, и молится хорошо. Автор добавляет, что Господь слышит мольбы детей Своих и помогает им.

Почему Толстой назвал свои повести таким образом: «Севастополь в таком-то и таком-то месяце»? Он писал эти произведения на основе личных впечатлений, избрав «узловые» моменты севастопольской «страды». Поставил первый заголовок, а остальные – по инерции.

Если бы он вёл повествование от первого лица, например, в виде дневника, то не достиг бы нужного художественного эффекта. Но он пошёл другим путём, создав три пронзительных произведения, объединённых одной идеей.

Лев Толстой создал неумирающий памятник героям Севастополя, оптимистический реквием, который и сегодня звучит так же мощно и сильно, как и полтора века назад.

Севастопольские повести несут необычайно высокий заряд патриотизма. В этом смысле они очень современны. «Вот как нужно защищать Родину! Вот как нужно умирать за её свободу! Вот какой непоколебимый дух нужно иметь каждому защитнику нашего любимого Отечества!» – как бы говорят каждая страница и каждая строка этих замечательных произведений.

Героическая оборона Севастополя продолжалась 349 дней, то есть почти год. Но этот год по своей напряжённости, силе огня с обеих сторон, потокам пролитой крови, силе духа русского солдата равен, наверное, десяти, а то и пятнадцати годам. В мировой военной истории нет ничего равного этому событию!

Мы могли победить в этом неравном поединке, если бы не некоторые обстоятельства. Не только профессиональные историки, но и рядовые читатели знают о том, что главнокомандующий русскими войсками – князь Меньшиков – принимал такие решения, которые, мягко говоря, не способствовали победе. Если бы во главе армии стоял русский патриот, например, адмирал Корнилов или адмирал Истомин, то, без сомнения, победа была бы за нами.

…Хочется ещё и ещё раз вернуться в Севастополь, чтобы увидеть боевые корабли, стоящие в бухте на якоре, его чудные заливы и холмы, на которых когда-то русский солдат стоял насмерть, защищая родные рубежи, прикоснуться к неувядаемой славе города-богатыря. Здесь начинаешь дышать глубже, смотреть на мир веселее, петь мажорные песни. Покидая город-герой, ты как бы увозишь его в своём сердце, и он не даст тебе впасть в уныние или в отчаяние.

Севастополь – это дивный, вольно развевающийся на ветру флаг Победы, флаг несокрушимого Русского Духа.

Севастополь – это совесть России.
Севастополь – это торжественный гимн Русскому человеку.

Николай Петрович Кокухин
Фото автора