Александр Крутов - Слово редактора - Воскресение

Великим постом пришли со службы. Потрапезничали. Шестилетний внук начал считать, сколько дней осталось до Пасхи. Очень ему нравится говорить всем: «Христос Воскресе!» Как-то я ему объяснил, что если Христос воскрес, то и мы с бабушкой тоже воскреснем, после того как умрём. Это его очень обрадовало. Но и вопросов от Сашеньки посыпалось в изобилии: как, где, какими, кто?.. На все вопросы ответить, конечно, не сумел, пришлось брать в руки Библию и творения святых отцов.

В книге пророка Иезекииля рассказывается, как по слову Божию сухие кости получили жилы, плоть и кожу. Потом им был дан дух, то есть душа. «Я изрёк пророчество, как повелено было мне… и стали сближаться кости, кость с костью своею… и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху… и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои…» (Иез. 37,1-14). 

Пророк Исаия исповедует: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!» (Ис. 26, 19).
В Евангелии мы находим много мест, в которых говорится о воскресении мертвых. Прежде всего, три воскрешения, совершённые Христом (дочери Иаира, сына наинской вдовы и Лазаря), и, конечно, Его собственное воскресение.

Христос сказал: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11, 25) и что наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия (Ин. 5, 28).

Какими окажутся воскресшие тела, можно только догадываться. Досконально об этом узнаем, когда уйдём в вечность.

Апостол Павел сопоставлял погребенное тело с посеянным в землю зерном, а взращённый колос, новое зерно, — с воскресшим телом: «То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет; и когда ты сеешь, ты сеешь не тело будущее, а голое зерно... но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело... Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15, 35-40, 42-44).

Так как зёрна в колосе подобны посеянному, то можно предположить, что и тела воскресших людей будут схожи с нынешними.

В этом не сомневались древние праведники: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам, мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19, 25-27).

Христос говорит, что тела будут духовными, и люди будут жить, как ангелы: «Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» (Лк. 20, 35-36).

По всей вероятности, мужские и женские признаки сохранятся. Ведь Господь, говоря об отсутствии браков в будущем веке, не упомянул об исчезновении полов, не учил, что женщины станут мужчинами или наоборот, либо что место мужчин и женщин займут однополые существа.

У апостола Павла мы читаем, что тела людей после своего воскресения будут нетленными, они «умереть уже не могут» (Лк. 20, 36): «Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное облечется в безсмертие, тогда сбудется слово написанное: “поглощена смерть победою”» (1 Кор. 15, 53-54). 

Воскресшие не будут нуждаться в пище и сне, не будут подвержены изменениям: «Приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6, 35).

Все люди будут одного возраста: и умерший младенец, и тот, кто умер в глубокой старости. Так и в тропаре поётся: «И все единого возраста будут». Все будут в цветущем возрасте, как говорят, возраста Христова, около 30 лет. И будут подобны телу Христа, которое вышло из гроба никем не замеченное, входило и выходило из горницы через запертые двери и мгновенно преодолевало большие расстояния. 

В пище оно тоже не будет нуждаться, а то, что Христос ел вместе с учениками после своего Воскресения, то это, чтобы они поняли, что Он не призрак.

Все части тела, которые были утрачены при земной жизни, воскреснут вместе с человеком. Все тела, уничтоженные огнём, тлением даже не одну тысячу лет назад, восстанут целиком. 

И конечно, тела воскресших людей будут свободны от немощей, присущих для нынешних тел: «Болезни уже не будет» (Откр. 21, 4).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) сравнивает учение о воскресении мертвых с зимним садом. «Гляжу на обнажённые сучья дерев, и они с убедительностью говорят мне своим таинственным языком: “мы оживем, покроемся листьями, заблагоухаем, украсимся цветами и плодами: неужели же не оживут сухие кости человеческие во время весны своей?”

Они оживут, облекутся плотью; в новом виде вступят в новую жизнь и в новый мир.

Так и воскресение мертвых кажется невероятным для мудрецов, блуждающих во мраке земной мудрости, не познавших, что Бог всемогущ, что многообразная премудрость Его может быть созерцаема, но не постигаема умом созданий. Богу всё возможно: чудес нет для Него».

Евангелист Иоанн Богослов возвещал: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут... Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин. 5, 25,28-29).

Апостол Павел, убеждая неверующих, говорил: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15-20).

Воскресение для православного – истина, и потому в Символе веры мы исповедуем: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Ведь Бог сотворил человека не для смерти, которая стала результатом и плодом греха.

Когда Христос вновь придёт в мир, тогда обновится вся тварь, мертвые восстанут, живущие обновятся, и наступит Суд. Его ещё называют Страшным судом, пред которым предстанут все люди – и живые и мертвые. Тело каждого засияет или потускнеет соответственно состоянию его души.

Преподобный Симеон Богослов пишет, что «каждая душа обретёт горницу по своему достоинству, исполненную либо света, либо тьмы». И тела праведников будут отличны от тел нераскаянных грешников: «Звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15, 41).

Но так как мы не знаем, когда случится Второе пришествие, то Христос предупреждает: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын человеческий» (Мф. 25, 13). Согласно одному из мнений, воскрешение произойдёт в границах Святой Земли, там же состоится и Страшный Суд.

Воскресение Христово – это исток нашего собственного воскресения, потому что Христос своей смертью и воскресением победил смерть и даровал всем людям будущее воскресение.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!


Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №4, 2018г.