Протоиерей Виктор Иванов - Боевое самбо – для настоящих мужчин

Клирик Свято-Пантелеимоновского храма Уфы протоиерей Виктор ИВАНОВ – человек уникальный. Автор-исполнитель собственных песен, талантливый живописец, яркий миссионер, а ещё руководитель и тренер Православного военно-патриотического объединения «Александр Невский», объединяющего несколько военно-патриотических клубов, основной частью которых является преподавание боевого самбо.


– Отец Виктор, как вы пришли к тому, что, будучи священником, стали преподавать детям боевое самбо?

– После того, как вернулся из армии в родной город, я продолжил занятия по единоборствам, а вскоре стал преподавать рукопашный бой.  Потом, уже будучи священником, однажды пришёл в воскресную школу и увидел, как мальчики вышивали крестиком. Это меня смутило. Я решил, что для мальчиков это не совсем то занятие, что нужно. Мужик должен быть мужиком. И постепенно у нас стали складываться занятия сначала по физическому развитию, затем по самообороне, а потом я пришёл к тому, что в России мальчикам должно преподаваться боевое самбо. Ведь это лучший отечественный вид единоборств. Сегодняшнее боевое самбо как система спортивного и патриотического воспитания, созданная в России, соединило лучшие достижения мировой культуры в области боевых искусств.

– Ваши тренировки посещают не только православные, но и невоцерковлённые дети, а также мусульмане. Как вы выстраиваете мировоззренческую основу в таком разношёрстном коллективе?

– Я не считаю себя агитатором, и моя главная задача – дать в первую очередь детям нравственные ориентиры, несмотря на разные национальности и веро-исповедания. Как это было в Российской Императорской армии до революции, когда вместе служили и православные, и мусульмане. И живота своего не щадили за Отечество. Был даже случай, когда наши солдаты попали в плен, и российским мусульманам было предложено перейти в другой лагерь, с лучшими условиями, с возможностью свободно совершать намаз. А эти мусульмане встали и дружно спели «Боже, царя храни!» Вот таких понятий, как мне кажется, я добился на наших занятиях. А уж определяться в вере каждый человек должен самостоятельно. А я как православный христианин могу лишь дать образец для подражания.

– Вам, человеку, начавшему большое дело, наверняка приходилось сталкиваться со множеством трудностей и каким-то образом их преодолевать…

– Нужно признаться, что не все были рады нашему начинанию, откровенно ставили палки в колёса, осуждали и жаловались. Самое удивительное, что это зачастую были не только невоцерковлённые, но и люди Церкви. Начинать было трудно: многим была непонятна сама необходимость существования такого клуба, других смущала возможность православным христианам заниматься военным делом, если есть заповедь «Не убий». А дальше ещё страшней – священник будет преподавать детям военное дело! Сколько было нареканий и недовольств! Государственным людям приходилось доказывать, что человек в рясе и с крестом на груди не враг, а помощник в воспитании подрастающего поколения. Православным – объяснять, что не все дети должны стать монахами и священниками, кому-то и оружие придётся взять в руки для защиты Родины. Прочим же приводились доводы о необходимости патриотизма, что, в свою очередь, вызывало у людей раздражение. Нас называли и скинхедами, и террористами…

Но Господь Своей милостью не оставлял – дети шли, работа кипела.  Я написал несколько статей в местную прессу, в которых объяснял позицию Церкви по вопросу военно-патриотического воспитания. И в результате нам удалось склонить общественное мнение в нашу пользу. Люди нам поверили.

– Вы достаточно компетентный тренер – я видел несколько ваших обучающих видео. Какая у вас спортивная база?

– Свой спортивный путь я начинал с дзюдо. Затем занимался тяжёлой атлетикой, плаванием, парашютным спортом, стрельбой, боксом, тхэквондо.

Может быть, вы поэтому пришли к боевому самбо как к системе, соединяющей в себе все эти элементы?

– Да, попробовав всё, я убедился, что самая универсальная система – это как раз боевое самбо. Есть спортивный раздел, есть работа с оружием, без оружия, против вооружённого соперника, конвоирование и т. д. То есть это полная система. Полнее её я на данный момент не встречал. Настоящий воин должен быть универсалом.

– Как объединить веру и занятия боевыми единоборствами? Нет ли здесь противоречия?

– Православие учит побеждать себя, побеждать свою немощь. Попробуйте победить свои гордость, тщеславие, самолюбие, боль и лень. Попробуйте преодолевать препятствия. Это вырабатывает бойцовский характер, который был у наших предков. Выходя на ринг или борцовский ковёр, боевой самбист действует через не могу. Если человек понял, что может победить на ковре, значит он сможет победить и в жизни. И если обычного человека какая-то жизненная ситуация согнёт в бараний рог, то боец способен её пересилить. А от физической борьбы человек подготавливается и к духовной брани, потому что он уже подошёл к тому, чтобы учиться преодолевать духовную лень и духовные страхи.

– Обычно оценку учителю дают по его ученикам. Кем становятся ваши ученики?

– Выпускники объединения «Александр Невский» идут по разным направлениям. Пятеро из них уже окончили духовную семинарию. Из них четверо священников. Один из них уже организовал свой военно-патриотический клуб, другой стал руководителем отдела военно-патриотического воспитания и спорта Салаватской епархии. По другой линии ребята пошли в военные училища, некоторые уже закончили своё обучение там. Один воспитанник учится в Рязанском институте ВДВ, у него уже есть три государственные награды. Я очень рад за ребят. Все они грамотные и честные люди, осознанно сделавшие свой выбор. Наши ребята служат в ВДВ, морской пехоте, спецназе и в других военных соединениях. В принципе, не так уж и важно, где они служат, главное, что они не откупаются от армии, а идут выполнять свой сыновний долг. Кроме того, мои выпускники прошли две войны на Кавказе, а также войну в Донбассе. Это был их личный выбор, они поехали туда добровольцами, увидев, что там происходит.

– В залах единоборств встречаются люди разных вероисповеданий. Скажите, как правильно православному бойцу воспринимать мусульман?

– Нам надо просто вспомнить своих предков и наши традиции в отношениях с людьми разных национальностей и вероисповеданий. Русский православный воин всегда должен оставаться сильным и спокойным. Сильные люди – добрые люди.

– А как мусульманину относиться к православному бойцу, который крестится, выходя на бой?

– Просто по-человечески, доброжелательно. Люди всегда должны оставаться людьми по отношению друг к другу. Об этом говорил мой первый тренер. У нас – одна страна. И, выходя на поединок, мы просто меряемся силами. Ну кто-то сегодня выиграет, кто-то проиграет. В следующий раз они могут поменяться местами. И при этом мы продолжаем сосуществовать и проявлять уважение друг к другу. Более того – должны помогать друг другу. В единстве – наша сила.

– Я знаю, что боевое самбо – это только одна из дисциплин, которая преподаётся в клубе «Александр Невский». Клуб работает по определённой программе?

– Изначально у нас не было определённой программы, мы долго думали, как именно назвать наш клуб. Но время сделало своё дело. Сейчас мы имеем свой шеврон, флаг, программу, которая периодически дополняется и улучшается, цикл подготовки которой – два года по 18 дисциплинам. Основная – боевое самбо, а также акробатика и ОФП. Есть и высотная подготовка, и медицинская, и парашютная. Пытаемся привить воспитанникам хорошие манеры: как правильно себя вести за столом и на улице. Кроме этого, вместе посещаем различные выставки, ребята научились танцевать вальс... Периодически преподаю им классическое письмо акварелью – лессировку – метод, который сейчас почти забыт, но которому раньше учили детей в дворянских семьях и в художественных заведениях. Когда мы ездим на соревнования в другие города, то обязательно идём на экскурсии по святым местам и местным достопримечательностям. В Москве, например, побывали на Красной площади, в столичных музеях, в школе акварели Сергея Андрияки – такая вот культурная программа.

В общем, ребята получают всестороннее образование. Я даже рассказываю им, как правильно выбрать вторую половинку, жену. Для нас большая радость, когда выпускники нашего клуба женятся и создают семью. И такой пример уже есть: теперь в этой семье воспитывают двоих детей.

Пока Господь даёт нам силы, занятия будут продолжаться, чтобы, подражая небесному покровителю нашего клуба св. блгв. кн. Александру Невскому, послужить славе Отечества небесного через прославление Отечества земного.

Беседовал 
Маршалл Викторович САВЧУК