Вадим Коновалов - Жертвы прогресса

 

В России всегда ценили проявления мужества и героизма в противостоянии врагу. Увы, растёт число граждан, которые хорошо если не посмеются над этими прописными истинами, а только изумлённо вскинут брови

И неудивительно, ведь голливудский стимулятор эмоций своеобразно преломляет эти понятия, зато преуспел в детализации зверств и насилия.

Прежние поколения знали об особенностях безчеловечности, пороков, подлости, предательства, доблести, стойкости, отваги, сострадания, доброты только своей эпохи. Современные обыватели, благодаря кино, ТВ, интернету и прочим СМИ, не выходя из дома, имеют наглядное представление о специфических чертах социума многих народов почти всех времён и об их ратном самоутверждении.

Сегодня, вперившись в экран, зритель в мельчайших деталях, с натуралистическими подробностями видит, как истекает кровью расчленённая осколками снаряда или мечом человеческая плоть, знает о всех видах унижений в тюрьмах и в плену, наблюдает, как выглядят слегка присыпанные землёй, гниющие трупы. Никакая книга не даёт такого эффекта, ни одно описание не будет таким зрелищно доходчивым.

Вид крови всегда возбуждал взявшихся за оружие, но кого-то превращал в страшное существо, для которого расправы над себе подобными доставляли странное удовольствие. В кровавом пекле сечи глохло сознание. Страх собственной смерти смущал рассудок до и после боя, притуплялся издевательством над побеждёнными, пьянкой-тризной по погибшим единоплеменникам, жаждой мщения оставшимся в живых врагам даже после победы. Но люди сражались и погибали не в придуманном мире. Жестокость была каждодневной обыденностью, но никак не «киношной» постановкой. Ни одно поколение прошлого не избежало тяжкого знания, что такое война с её калейдоскопом самых разнообразных смертей. Но во все времена большинство людей, насмотревшись на ужасы кровопролитий, стремилось к миру, ценили его и помнили, что такое милосердие.

И сейчас некоторые, сидя на диване, с ужасом смотрят на виртуальные человеческие зверства. А кто-то равнодушно прожёвывает попкорн в кресле кинотеатра. Или с вожделением глядя на экран, пускает слюни в предвкушении, как он сам без всякого повода выпустит кишки из первого встречного человека. И готов сделать это не только из-за извращённого рассудка, мнящего себя «героем», сколько из-за дефекта души, подчиняясь аномальной физиологической потребности самому прочувствовать увиденную на экране «картинку».

Игры-стрелялки в интернете и «большой» экран добавляют эмоций этим реальным клиентам психбольниц. Но кто их туда направит? Юридических оснований пока не придумали. От армии они будут «косить». Ублюдок – не солдат. Умирать за идеалы, Отечество он не собирается. А вот в каратели при случае запишется «по зову сердца», конечно же, уже не человеческого.

Поражают воображение мастерски выполненный видеоряд исторического или современного фона, соответствующие им декорации и детализация быта. Однако большинство современной кинотелепродукции – это уже практически один нескончаемый сериал жестокости и звериноподобия, а заодно и наглядное пособие для потенциальных садистов, уголовников или извращенцев. Зрителя уже не тошнит от безконечных вариаций убийств, стрельбы, мордобоя, и он с нетерпением ждёт детализированного во всех подробностях секса. 

Глаз привыкает, разум притупляется, душа засыпает. Без демонстрации пороков, извращений, примитивной порнухи зрителю скучно от сюжетов сложных человеческих отношений. Без сцен убийств уже нет и комедий…

Уже художественно воспроизведены и многие катастрофы будущего. Может быть, авторы учитывают, что расчёты на благодетельные результаты прогресса и порождают сотворённые людьми катаклизмы и бедствия вроде Чернобыля, Хиросимы, вируса Эбола, СПИДа и т. д. и т. п. Прогресс чаще всего меняет плюс на минус, однако люди, воплощающие в реальность мечты сказочников, фантастов, а ныне киносценаристов, чаще всего не подозревают о последствиях для потомков.

Создатели художественных образов не предсказатели, не ясновидцы. Они всего лишь вдохновлены пришедшими в голову сюжетами, обусловленными желаниями хотя бы в грёзах воспарить над действительностью, или передать обеспокоенность существующим порядком вещей, либо поиграть людскими страхами – вариациям творческих умонастроений нет числа. Пересказанные изустно сказки или книжные фантазии могут столетиями утверждаться в сознании тысяч людей. Экранные – воспринимаются миллионами мгновенно. Именно посредством реализации мечтаний перелистываются страницы нашего бытия в Книге человеческих судеб. Несомненно, что история человечества будет прочитана прямоходячими до последней точки. Бог, дав человеку право выбора своего пути, не может препятствовать нашим глупостям. Увы, Апокалипсис будет рукотворным…

Байка об эксперименте с лабораторной крысой напоминает, что её приучили получать пищу и воду, нажимая лапкой на соответствующие рычажки. После вживления электрода в область мозга, отвечающую за удовольствия, бедняга нажимала лишь этот рычажок и сдохла с голоду.

Вадим Сергеевич 
КОНОВАЛОВ