Сергей Моисеев - «Нет у нас Царя – нужен Патриарх»

 

18 ноября 1917 года, 100 лет назад,на Всероссийском Поместном Соборена Патриарший престолбыл избран святитель Тихон (Беллавин)

 

В Москве есть известный художник, который половину своей жизни посвятил написанию картин великого святого исповедника, святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Чтобы увидеть жизнь Патриарха в картинах, мы отправились в мастерскую художника.

Филипп Москвитин с 1992 года принимает активное участие в выставочных проектах в разных городах России. Автор многих персональных выставок, состоявшихся в таких центральных залах, как музей Храма Христа Спасителя, Александро-Невская лавра, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, залы Союза художников, Союза писателей России, Российского фонда культуры. Картины Филиппа Москвитина находятся в собраниях музеев, частных коллекциях в России и за рубежом.

Развивая московскую школу живописи, он создал обширную галерею портретов святых и великих людей России. Людей, которые внесли большой вклад в сохранение и созидание православной цивилизации. Значительная часть его работ посвящена осмыслению эпохи революционной смуты. В этом году на выставке церковного искусства в Московском союзе художников была экспонирована его работа «Патриарх Тихон». А в октябре открылась выставка работ Москвитина в музее Храма Христа Спасителя «Патриарх Тихон и его время – 1917 год».

Мне стало интересно, как в современных условиях выковался дух, по сути, классического русского художника. Как пояснил художник: «В 90-е годы стали доступны книги, которые ранее издавались в эмиграции за рубежом. Мы читали Ивана Ильина, “Бесов” Достоевского, “Народную монархию” Солоневича, “Окаянные дни” Бунина и других мыслителей, которые пытались осмыслить, что же случилось в революцию 1917 года. Обращаясь к этой теме, я писал портреты государя, государыни и постепенно стал понимать, что ключевой фигурой новомучеников был не только государь и его святая семья, но и Патриарх Тихон. Он нёс на себе бремя России во время гонений.

В 1917 году он восходит на патриарший престол, видя, что уже расстреливают Кремль, обстреливают иконы. Он шёл на свою голгофу сознательно. С одной стороны мы видим почести Патриарха. На нём митра Патриарха Никона, жезл святителя Петра и две панагии – Патриарха-мученика Гермогена и первого Патриарха Иова. Он – глава Церкви. Но на него падает крест всей гонимой Церкви, ведь он во главе.

По сути, народ сформулировал задачу на Поместном Соборе так: “Нет у нас Царя – нужен Патриарх”. Одна глава пала – надо восстановить Патриаршество. Тогда народ получил опору и заступничество в лице Патриарха Тихона. Его задача была спасти Церковь от полного уничтожения. Патриарх Тихон возвышает свой голос, обличая советскую власть в её годовщину: “Вы довели народ до людоедства, вы обещали свободы, но эти свободы обернулись свободой греха”.

Люди готовы были по призыву Патриарха собрать средства для голодающих и собирали, но мы же знаем, каким было секретное письмо членам политбюро Ленина: “Мы можем провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и безпощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления”.

Большевики не давали Церкви самостоятельно собирать помощь голодающим. Голод в стране стал предлогом для борьбы с Церковью.

По замыслу автора, на картине Патриарх собой закрывает алтарь. За ним фреска “Тайная вечеря”. Он держит в руках жезл святителя Петра, опирается на святость предыдущих первосвятителей Киевских и Московских, и он благословляет нас – будущее поколение русских людей. Не только золотой первосвятительский цвет присутствует в его одежде, но и синий – Богородичный. Мы знаем, что он почил на Благовещение и его мощи сейчас в Донском монастыре, в котором он был практически заточён».

«Только Великая Отечественная война отрезвила страну от большевицкого угара. Нужно было опираться на народный патриотизм, на русских героев, святых Александра Невского, Дмитрия Донского, Феодора Ушакова. С каждым годом имя святителя Тихона всё больше будет значить для России», – отмечает автор картины.

Филипп Москвитин убеждён, что придёт время, когда именами новомучеников будут называться улицы и площади. «Мы не радуемся столетнему юбилею гражданской смуты в России, но радуемся, что у нас есть миллионы защитников и их предстательством мы ещё живём в России, и Господь нам даёт ещё время на покаяние. Но подлинного покаяния ещё не было – это видно по тому, что раскол в обществе ещё не уврачеван».

Мне думается, что очень важная задача художника приблизить образы новомучеников к нам, вложить эмоциональный заряд, достучаться до сердец зрителей. Эти образы становятся частью нашей жизни благодаря визуализации. Это очень важно сейчас, ведь современного человека отличает клиповое сознание, клиповое мышление. Многие привыкли всё воспринимать на уровне картинок. Очень важна правильная визуализация смыслов, их надо прописывать через образные ряды. И Филипп Москвитин один из немногих поистине русских художников в России, которые работают в области церковно-исторической живописи, поднимают эти темы. Художников, подобных ему, можно по пальцам пересчитать.

Его работа – это активация спящего культурного кода русского самосознания. Здесь есть та составляющая, которая интересна широкой аудитории. Мы видим, как наш народ изголодался по настоящей русской живописи. Наша задача – помочь художнику донести своё творчество до самой большой аудитории, достучаться до школьников, молодёжи, до всех тех, кто интересуется историей России.

«В своих картинах я показал разные ипостаси святителя. Есть образ Первосвятителя как Божьего избранника, на которого падает крест страданий за всю Церковь. Есть трагический сюжет, когда его уводят на Лубянку, на допрос, но то малое стадо, которое присутствует при его аресте, получает первосвятительское благословение.

А есть сюжет, когда он осуществлял миссию в Северной Америке, объезжал Аляску на оленях, на байдарке алеутов. У него окормлялись индейцы, эскимосы, алеуты. Это принятие в нашу православную цивилизацию других народов. Русское Православие не смотрит на национальности. В русский народ вливались и вливаются разные этносы и становятся единым русским народом.

Вот на одном из полотен он прощается с Америкой и уезжает в Россию. Этот сюжет прощания навеян картинами Нестерова и где-то перекликается с картиной Рембрандта “Блудный сын”.

Поэтому Патриарх Тихон мною изображён и как миссионер, и как Первосвятитель, и как исповедник. Есть полотно, где он с государем выходит из собора после молитвы. Это год 300-летия празднования Дома Романовых. Тогда он уже после Америки, будучи архиепископом, возглавлял Ярославскую кафедру. Эта картина навеяна кинохроникой и фотографиями. Но фотография – это сиюминутно, а картина заставляет созерцать, картина учит зрителя смотреть.

На выставки русских реалистов – Серова, Левитана, Айвазовского – стоят огромные очереди. Люди стоят на морозе, подходят иностранцы и спрашивают:
– Вы идёте на Малевича, на квадрат?
– Нет, какой квадрат? Мы идём на Серова!
Сейчас ощущается голод на реалистическую живопись.

У меня практически готова тематическая выставка, посвящённая Патриарху Тихону. На некоторые картины потрачено по несколько лет жизни, ведь каждая требует подготовительной работы. Сделано много эскизов. Для каждого человека, изображённого на полотне, сделаны рисунки с натуры, этюды. Это такой художественный метод, который заложили Александр Иванов, Василий Суриков и другие наши великие художники.

В этом году будет четверть века, как я работаю над этой темой. Ещё в 2006 году мною была проведена персональная выставка в музее Храма Христа Спасителя. Было представлено 130 работ. Из них 100 живопись и 30 графика. Сейчас эта выставка усилилась, появились образы сподвижников Патриарха – святителя Илариона, священномученика Владимира, митрополита Киевского, Вениамина, митрополита Петроградского, и митрополита Серафима (Чичагова), портреты государя Николая Александровича и государыни Александры Феодоровны, великой княгини Елизаветы Феодоровны. На этой выставке будут представлены не только современники Патриарха, но предшественники на Первосвятительской и Московской кафедре, а именно Патриархи Иов, Гермоген и Адриан и митрополиты Филарет и Иннокентий. А также образы русских апостолов, предшественников его миссионерского служения. На новой выставке в музее Храма Христа Спасителя “Патриарх Тихон и его время – 1917 год” сейчас более 100 работ».

Сергей Валерьевич 
МОИСЕЕВ