Иван Миронов - Аляска, которую мы потеряли

 

18 октября 1867 года, 150 лет назад, Российская империя официально передала США свою североамериканскую колонию Аляску 

 

18 октября 1867 года Российская империя официально передала США свою североамериканскую колонию Аляску. Свыше 1,5 млн км² богатейшей земли, которую десятилетиями обустраивали поколения русских, продали за $ 7,2 млн – примерно $ 0,04 за гектар. О том, чем была Русская Америка для нашей страны и как мы её потеряли, беседуем с кандидатом исторических наук, адвокатом, автором книги «Аляска преданная и проданная. История дворцового заговора» Иваном Борисовичем МИРОНОВЫМ

Флаг и прибыль

– Иван Борисович, о продаже Аляски спорят полтора столетия. Одни утверждают, что сделка была продиктована государственной необходимостью, другие считают её результатом заговора группы высокопоставленных лиц, пекущихся исключительно о личных интересах.

– Противников сделки во времена Российской империи не жаловали: решение принимал император Александр II,а инициатором продажи стал великий князь Константин Николаевич. Порицание их действий могло быть приравнено к порицанию самой монархии. А позднее, в советскую эпоху, эта тема почти не затрагивалась: продали, да и ладно. Некоторые учёные, например академик Н.Н. Болховитинов, почти дословно повторяли тезисы инициаторов «сделки века»: североамериканская колония якобы была обузой, ни удержать, ни содержать её Россия не могла, поэтому продажа стала единственным верным решением. В 90-е, когда нам внушали, что американцы – лучшие друзья, подобное мнение озвучивали историки, старательно отрабатывающие «дружеские» гранты.

– Чем же была Аляска для России на самом деле?

– Её значение трудно переоценить. Чтобы в полной мере понять это, обратимся к истории. Северо-западные берега Америки исследовались русскими первопроходцами со второй половины XVII века. Через столетие на Алеутских островах появились русские поселения, а после образования в 1799 году Российско-Американской компании (РАК) началось активное освоение и континентальных территорий.

РАК создавали по образцу Голландской или Британской Ост-Индских компаний?

– Она полностью отвечала колониальным традициям того времени. Крупные европейские державы активно присоединяли отдалённые территории, но управлять ими из метрополии было непросто, да и обустройство новых земель обходилось весьма дорого. Поэтому империи предоставляли частным акцио-нерным обществам (акциями которых, к слову, владели и государственные деятели) право управления колониями при условии выплаты налогов и определённого процента прибыли. Проще говоря, метрополия давала колониальным компаниям свой флаг и покровительство, а остальные вопросы решались, как говорится, «на местах».

Россия прирастала Аляской

– Что отличало РАК от иностранных «коллег»?

– У западных колонизаторов была одна задача – извлечение прибыли. Они не заботились о коренном населении, а иногда попросту уничтожали его. Судьба индейцев в США – наглядное подтверждение того, как насаждалась «цивилизация» на североамериканском континенте, а «просвещённые» европейцы не брезговали работорговлей.

Совсем иной была политика РАК на Аляске. Первый правитель Русской Америки Александр Андреевич Баранов предписывал подчинённым гуманно обращаться с индейцами. И это не просто слова. Креолы – дети от смешанных браков – получали все права российских подданных. Они могли учиться в университетах Центральной России, поступать на службу и получать жалование. Туземцы европейских колоний и мечтать не могли о таких «вольностях». Певец британского колониализма Р. Киплинг чеканил: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут». Но на Аляске Запад и Восток сошлись и гармонично сосуществовали.

Вместе с РАК на американский континент пришла и Русская Православная Церковь. За счёт средств компании строились многочисленные храмы, где крестились тысячи индейцев. В сентябре 1859 года РАК удостоилась благодарности архиепископа Камчатского Иннокентия и обер-прокурора Святейшего синода. В неофициальной столице Русской Америки, городе Ново-Архангельске, компания построила семинарию.

Православные священнослужители стали для туземцев не только миссионерами, но и просветителями. Для алеутов и других индейских племён издавались буквари, Евангелие и Катехизис на местных наречиях. На острове святого Павла, например, все взрослые индейцы умели читать на родном языке. К середине 1860-х годов православная община Русской Америки насчитывала 13 тысяч прихожан, и по сей день потомки индейцев, когда-то крещённых нашими миссионерами, остаются верны Православию.

Ещё в школе нам рассказывали о первом кругосветном путешествии русских моряков под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского в 1803–1806 годах. Вот только не упоминалось в учебниках, что финансировалась экспедиция руководством РАК. Именно «русские американцы», а не петербургские чиновники стали инициаторами этого и многих других морских путешествий. Благодаря РАК русские корабли крейсировали по всему миру, гордо неся Андреевский флаг.

– Чем ещё обязана Россия Русской Америке?

– Аляска способствовала активному освоению и развитию Сахалина, Курильских островов, Камчатки и Приморья. Принято считать, что расширение Российской империи шло исключительно с запада на восток. Мол, достигла волна переселенцев Аляски, да так и заглохла в этом «медвежьем углу». Ничего подобного! К середине XIX века Русская Америка сама стала «локомотивом» развития не только Дальнего Востока, но и всего тихоокеанского региона. Вспомним хотя бы знаменитый Форт Росс в Калифорнии. А ещё – активное участие в установлении торговых отношений России с Японией, переговоры с владыкой Гавайских островов, появление русского консульства в Сан-Франциско.

РАК снабжала припасами Петропавловск-Камчатский и Охотск, построила стратегически важный порт на берегу Охотского моря, поселение близ устья Амура (на его месте затем возникнет город Николаевск), завозила на Сахалин русских колонистов. По договорённости с министерством финансов РАК получила разрешение на разведку и разработку золотых месторождений в Сибири.

Активно участвовала компания и в разрешении деликатных международных проблем. Так, в середине XIX века РАК активно осваивала территории в Приамурье, являвшиеся яблоком раздора между Россией и Китаем. Официально Санкт-Петербург открещивался от «русских американцев», заявляя обеспокоенным китайцам, что все работы на спорных территориях ведут на свой страх и риск «какие-то купцы». Проще говоря, в случае чего чиновники готовились свалить всю ответственность на РАК. Однако в итоге конфликт разрешился благополучно: спорные земли вошли в состав Российской империи. Словом, Россия многим обязана Русской Америке, но, увы, забыла о её заслугах.

Цифры и факты

– Но сторонники продажи Аляски утверждали, что она приносила убытки, став тяжким бременем для государственной казны. И этот «минус» перевешивал все «плюсы», получаемые страной от Русской Америки.

– Обратимся к фактам. Например, к «Краткому историческому обозрению образования и действий Российско-Американской компании с самого начала учреждения оной и до настоящего времени». Эта книга, изданная в 1861 году, обстоятельно и безпристрастно отражает деятельность РАК. Цифры говорят сами за себя. Так, например, с 1852 по 1861 годы компания выделила на содержание государственных (!) экспедиций, а также на освоение Приамурья и Сахалина примерно 388 тыс. рублей. При этом правительство возместило расходы в размере 136 тыс. рублей. Выходит, РАК оплатило две трети затрат государства. И подобных примеров можно привести множество.

Иногда доходило до абсурда. В пограничных водах Аляски промышляли иностранные браконьеры-китобои, наносившие немалый ущерб. Руководство РАК обратилось в Санкт-Петербург с просьбой прислать военный корабль для защиты территориальных вод и экономических интересов страны. В ответ ушлые чиновники предложили судно… купить. Причём за весьма солидную сумму.

Листаем отчёты компании за 1854 и 1855 годы. Как известно, в это время Россия ведёт тяжёлую Крымскую войну, враждебный англо-французский флот отрезал Русскую Америку от метрополии. По признанию руководства РАК, эти годы – самые тяжёлые для Аляски. Но даже тогда колония приносила доход – около 300 тыс. руб. Мало того, руководство компании умудрилось прислать корабль с продовольствием в Петропавловск-Камчатский буквально за несколько дней до появления на его рейде англо-французской эскадры. Помощь оказалась для защитников города безценной.

– При этом сама Аляска не подверглась нападению…

– Очень интересная и необычная история. Две североамериканские колонии – русская РАК и британская Гудзонбайская компания, управлявшая обширными территориями в Канаде, – заключили между собой договор о нейтралитете. Инициатива исходила от российской стороны. Руководство РАК, проявив недюжинные дипломатические способности, смогло убедить соседей не нарушать «священное право частной собственности» и продолжать взаимовыгодную торговлю, пока государственные мужи России и Англии выясняют отношения на поле боя. План сработал: Аляску удалось сохранить в неприкосновенности.

– А ведь сторонники продажи Аляски утверждают, что Россия рано или поздно утратила бы эту территорию. Мол, отторгли бы её Англия или США...

– Опыт Крымской войны утверждает обратное: нейтралитет колоний всех устраивал. Парадокс в том, что именно «незащищённую» Аляску враг обошёл стороной. Англия не смогла бы забрать Русскую Америку: слишком большим «куском» она была для британских лордов. А США долго не могли оправиться от последствий кровопролитной гражданской войны, поэтому поход американцев на Аляску представить просто невозможно.

Да и вообще, как можно оправдывать раздачу территорий иностранными притязаниями? У России в разные времена возникали конфликты с соседними государствами и в Европе, и в Азии. Претендовали на многие наши приграничные территории, и что – от всего следовало избавляться? Как говорил герой известного фильма, «так никаких волостей не напасёшься». Важно и то, что Аляску мы ни у кого не отвоёвывали: ни у европейских колонизаторов, ни у туземных племён, с которыми нас связывали мирные взаимовыгодные договоры. На Русскую Америку никто никогда не покушался.

Апологеты сделки утверждали, будто уступка «ненужной» Аляски позволит государству сосредоточиться на обустройстве Дальнего Востока. Ничего подобного: продажа колонии резко замедлила их развитие. В итоге после поражения в русско-японской войне Российская империя практически полностью утратила влияние в тихоокеанском регионе.

«Карфаген должен быть разрушен!»

Случайно ли, что Аляску продали в разгар либеральных реформ Александра II?

– Конечно, нет. В правление его отца, императора Николая I, ничего подобного быть не могло. Ведь именно этот государь произнёс: «Где раз поднят русский флаг, там он уже спускаться не должен». А правлению Александра II убийственную характеристику даёт обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев: «В руках у него рассыпалась и опозорилась власть, вручённая ему Богом, и царство его, может быть и не по вине его, было царством лжи и мамоны, а не правды».

Однако в разгар Крымской войны, в 1854 году, с лёгкой руки Константина Николаевича появился якобы «фиктивный» договор продажи Аляски. Причём речь шла об уступке США не только нашей североамериканской колонии, но ещё Курильских островов и Сахалина. Вроде как для того, чтобы вывести их из-под возможного удара англичан и французов. По окончании войны американцы, как утверждали инициаторы сделки, отдали бы всё обратно.

Разразился скандал, и сделку удалось остановить. Разве бывали в истории прецеденты, когда государство А понарошку отдавало территории государству Б, а затем получало их обратно? Ни одного! Если Б получает все официальные права на уступленные земли А, то с какой стати станет их возвращать? В политике нет места альтруизму, а есть государственные интересы. Горький парадокс: на Русскую Америку покушался не внешний враг, а свои же высокопоставленные чиновники.

– Надо полагать, эти же люди продолжили посягать на Аляску и после завершения Крымской войны?

– Именно так. В 1857 году в недрах МИД России рождается секретный план продажи русских земель – «Записка об уступке Соединённым Штатам наших владений в Северной Америке». Продажа планировалась на 1862 год. Вместе с Аляской Россия отказывалась от Алеутских и Курильских островов. Цена за Аляску определялась в 7 442 800 рублей серебром. Сделка должна была готовиться в строжайшей тайне, круг посвящённых не превышал пяти человек из окружения Константина. 

Известно, что Николай I старался по мере сил держать «в узде» чиновников, но в правление Александра II они вышли из-под контроля и, что называется, «закусили удила». Государственные мужи активно занялись бизнесом, в стране процветала коррупция. «Злой гений» Аляски – великий князь Константин Николаевич, пользовавшийся большим влиянием на государя, убедил его продать Русскую Америку и получил от сделки основные дивиденды.

– По официальной версии, средства от продажи Аляски пошли на строительство железных дорог…

– В то время железные дороги принадлежали частным компаниям, их владельцы получали баснословные барыши. Вспомните наших нефтяных и газовых олигархов образца «лихих 90-х» – та же история… Железнодорожные компании в эпоху Александра II умудрялись получать колоссальные государственные субсидии, во много раз превышавшие их доход. Часть дорог принадлежала «эффективным менеджерам» из ближайшего окружения Константина Николаевича. Именно на зарубежные счета этих аффилированных с великим князем компаний поступили все деньги, вырученные за Русскую Америку. Таким образом, были эти деньги выведены сразу или инвестированы в «дружественный» бизнес, значения не имеет.

Как же Константину Николаевичу удалось убедить императора продать колонию, приносящую доход?

– Благодаря схеме, которую впоследствии успешно использовали «приватизаторы» 1990-х гг.: доведение до банкротства. Сначала предприятие разоряют, затем – продают за копейки.

– Но Аляска не завод…

– Схема искусственного разорения универсальна. Великий князь и его окружение поставили перед собой задачу – превратить Аляску в убыточную территорию. Константин Николаевич делает всё возможное, чтобы не допустить продления императором экономических привилегий РАК, срок которых истекал в 1861 году. Он пишет доклады государю с огульной критикой компании: мол, они в Америке индейцев линчуют, работают неэффективно и т. п. В 1860 году на Аляску приезжают правительственные ревизоры, чтобы тщательно исследовать деятельность РАК. А проще говоря, «нарыть компромат» на её руководство. Но тут Константина Николаевича ждало разочарование: ревизоры оказались порядочными людьми. В своём докладе они положительно оценили работу РАК, благодаря которой Российская империя ежегодно получала 430 тыс. рублей серебром.

Однако инициаторы сделки уже подписали приговор Русской Америке. В газетах, как по команде, началась настоящая травля РАК: стали появляться информационные вбросы о том, что экономические привилегии компании продлены не будут. А это означало серьёзные финансовые потери для акционеров и торговых партнёров РАК. Разумеется, они запаниковали, и в результате с 1862 года компания (впервые за всю историю!) начинает нести убытки.

Тем временем Константин Николаевич убеждает своего венценосного брата покончить с монополией РАК и ликвидировать компанейское управление Русской Америкой, взвалив все административные функции и социальные обязательства на плечи государства. А добившись своего, спешит доложить Александру II, что Аляска стала непосильной ношей для империи. Не упоминая, разумеется, о том, что до недавнего времени с этой «ношей» успешно справлялась РАК. От убыточной Русской Америки нужно срочно избавляться! Вот, кстати, и потенциальный покупатель дожидается – США, наши добрые друзья и союзники.

Искусственное банкротство завершилось, наступил последний акт драмы. Осуществил его русский посланник в США барон Э.А. Стекль, договорившийся с американцами о цене и деталях сделки. В итоге в 1867 году русский флаг на Аляске сменил звёздно-полосатый штандарт.

Сторонники продажи могут сколько угодно манипулировать понятиями «государственные интересы», «рациональное решение», «экономическая необходимость» и т. п. Но любой объективный исследователь, взвесив все «за» и «против», поймёт: так называемая уступка Русской Америки является не чем иным, как предательством национальных интересов России.

Беседовал 
Дмитрий Александрович КАЗЁННОВ