Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Май 2007

Содержание номера       Главная страница номера

Бог поругаем не бывает

Виктор Николаевич ТРОСТНИКОВ

15 мая 1932 года - 75 лет назад Декретом правительства за подписью бывшего семинариста Сталина в церковный праздник первых русских святых - Бориса и Глеба - объявлена "безбожная пятилетка", поставившая цель: к 1 мая 1937 года "имя Бога должно быть забыто на территории страны". Сталин переоценил свои силы или осознал, что "безбожная пятилетка" провалилась в преддверии грозных событий. В первые дни войны Церковь призвала верующих на битву за главную святыню - Родину

Древние греки не знали о себе самого главного: что они древние греки. А именно в этом была их суть, определившая их место в человеческой истории. Подобно этому и мы, русские, не понимаем сути того, что сделало нас главными действующими лицами новейшей истории, - сути Великой Октябрьской революции.

Эмблема Союза
воинствующих безбожников

Но сначала несколько слов об эпитете "великая", который у кого-то может вызвать возражения. Возражений быть не должно. События, которые перевернули мир, разделив его на два противоборствующих "лагеря", не может не быть промыслительным, а всё, что имеет отношение к Промыслу, достойно именоваться великим. Этим сразу и прекращается спор - хорошее это было событие или плохое: великое не укладывается в эти мерки. Не спрашиваем же мы: хорош или плох был Всемирный потоп или смешение языков строителей Вавилонской башни. Творец насылал на нас такие вещи в ходе своего неисповедимого Домостроительства, и нам надо не оценивать их с точки зрения нашей людской морали, а осмысливать.

Потоп и Вавилонское столпотворение во многом осмыслены богословами, а вот Великая Октябрьская революция ещё нет. Может быть мы просто не успели её понять, но основная причина её ложного восприятия заключается в том, что, пытаясь её осознать, мы верим на слово, тем объяснениям её причин и её сущности, которые дают сами революционеры. А это - то же самое что принять за истину объяснения стратегии шахматной партии передвигаемыми рукой гроссмейстера деревянными фигурами, если бы они вдруг обрели способность говорить.

Разрушенная церковь Святой Троицы в г. Кургане

Интерпритация нашей революции теми, кто её совершал вопиюще противоречит историческому материалу. Сопоставив то и другое, приходишь к странному выводу: какие-то глубинные обстоятельства делали революцию неизбежной, и революционеры это чувствовали, так что вроде бы были обязаны делать своё разрушительное дело, но так как всякий человек нуждается в логическом обосновании своей активности, они придумали весьма искуственное её оправдание, заимствовав его из работ Марка и Энгельса. Это подтверждается и известной фразой Ленина: "Мы буквально выстрадали марксизм", которую надо понимать так, что большевики долго не имели такого оправдания и наконец натолкнулись на теорию, которую сочли вполне подходящей.

Необходимость совершения революции, по этой теории, диктовалась отсталостью России, которую надо было выводить на путь "прогресса", и отсутствием в этой "тюрьме народов" элементарных свобод. Но это же беззастенчивая подтасовка! С 1885 года Россия занимала первое место в мире по приросту промышленного потенциала, обгоняя в этом Англию, Францию, Германию и Соединенные Штаты. Что же кажется либерализации, то о её неслыханных темпах проговорился тот же Ленин, заявив, что перед революцией Россия была самой свободной страной на свете. В общем, от большевистской мотивации переворота не остается камня на камне. Но может быть революция была совершена для того, чтобы Россия стала ещё прекраснее? Да, такие обещания раздавались революционерами направо и налево. И как же они их выполнили? Посулив хлеб голодным, создали нехватку продуктов. Пообещав мир народам, спровоцировали страшнейшую из войн - гражданскую. Провозгласив своей главной целью отдать землю крестьянам, превратили их в беднейших рабов, работавших в колхозах за гроши, которые и крепостным крестьянам екатерининского времени показались бы издевательством.

Короче говоря, если учитывать только земные, материальные факторы, совершать в России революцию было совершенно незачем. Кстати, такова была и реакция на неё, уже произошедшую, большинства населения: Боже, да что же мы с Россией сделали! И, тем не менее, революция была неизбежной и неотвратимой - об этом свидетельствуют все документы эпохи, а главное - вся художественная литература, поэзия, искусство рубежа XIX и XX веков.

Но если в материальном, видимом мире не было ни малейшей необходимости в совершении революции в России, а она, тем не менее, роковым образом надвигалась значит её созревание происходило в мире нематериальном и невидимом. Не проще ли сказать - в духовном мире? Нет, здесь может возникнуть недоразумение. Дело в том, что под "духовностью" обычно понимается высшая, божественная нематериальность, а его невидимый мир не исчерпывается, ибо существуют и низшие духи, подчиненные не Богу, а сатане и постоянно старающиеся напакостить не только людям, но и всему, что создаёт Творец. И прийдя к заключению, что сценарий Октябрьской революции писался не в материальном слое бытия, мы ещё не отвечаем на вопрос, какой это был слой - тот, что сверху или тот, что снизу. А это очень важно. Да, в широком понимании этого слова наша революция была духовна, но вот вопрос: какого она была духа - божественного или сатанинского?

"Различение духов", т. е. правильное отнесение вторгнувшейся в нашу жизнь потусторонней инстанции к светлой или к тёмной области, дело очень непростое, здесь нужен особый дар. Сатана умеет принимать образ даже ангела света, к чему неоднократно и прибегал, соблазняя подвижников. Но святые отцы говорят, что есть один безошибочный критерий: надо посмотреть, как эта инстанция реагирует на имя Христа. Дьявол - очень искусный притворщик, но сделать вид, что он любит Христа, он не в силах, ибо одно воспоминание о Нём приводит его в бешенство. И в нашем случае такой критерий сразу ставит всё на свои места.

Откуда проросли большевики, становится ясно из их отношения к Русской Православной Церкви. Вы скажете, ну что ж удивительного, что это отношение отрицательное - ведь большевики исповедовали философский материализм, а это - атеистическая идеология. О, если бы это была просто позиция оппонентов! Такую позицию занимали деятели Великой французской революции, намеревавшиеся создать нового прогрессивного человека с помощью "просвещения". Наша же революция во всём остальном сделанная под копирку с французской, в этом пункте кардинально от неё отличалась. Христова Церковь, как и любой отдельно взятый её символ, вызывала у большевиков ту неподотчётную разуму, неконтролируемую ненависть, которую принято называть "зоологической". Посмотрите на любое старое кладбище в Москве или в других городах, где активность революционеров была особенно сильной, - после Октября оно превратилось во что-то вроде мусульманского некрополя: на надгробиях ни одного креста!

Разве это похоже на дискуссию между материалистами и идеалистами, между последователями Демокрита и последователями Платона? Не пожалели огромных усилий, использовали автоген, израсходовали сотни ножовочных полотен, лишь бы не видеть этих приводящих их в дикую ярость, напоминаний о Христе. И не остановились перед тем, чтобы обезобразить такую важную часть городского ландшафта, каковой является кладбище, чего муниципальные власти никак не должны делать, - нарушили пропорции надгробий, оставили торчать арматуру. Всё превзошла зоологическая ненависть ко Христу...

Сразу после взятия большевиками власти эта ненависть приобрела системный и организованный характер. Не успела закончиться Гражданская война, как стала выходить газета "Безбожник", активно поддержанная партией. Она была замыслена как ядро кристаллизации всех антирелигиозных сил страны. И действительно, стала им. В 1925 году вокруг неё сформировался "Союз безбожников СССР", в 1929 году переименованный в "Союз воинствующих безбожников". ЦК ВКП(б) неизменно поддерживал все эти инициативы, однако их душой, и мотором, и погонялой с самого начала был подходящий для этой роли, а потому пришедшийся ко двору ленинцам по-своему незаурядный человек, назвавший себя Емельяном Ярославским. Он питал ко Христу такую злобу, которая доходила до белого каления. Эта злоба и сделала его естественным лидером воинствующего безбожия, ибо все чувствовали, что превзойти его в ней невозможно.

Кто преподнёс устроителям нового мира такой подарок? Ключ к ответу на этот вопрос даёт его настоящее имя: Миней Израилевич Губельман. Посредством какой-то сложной генетики... в этом еврее "возродился" не апостол Павел и не Иоанн Богослов, а первосвященник Каиафа, снова с пеной у рта требующий распять Христа - на этот раз в Его церковном воплощении. Он был так настойчив в этом требовании, что дело о распятии было возведено на государственный уровень, и в 1932 году Советская власть объявила о начале "пятилетки безбожия". Думается, что после сказанного нет надобности гадать, какой бесплотной силой была инспирирована большевистская революция, - ведь Иисус ясно сказал приспешникам Каиафы ещё две тысячи лет назад: "Ваш отец диавол" (Ин. 8, 44).

И что же произошло потом? То же самое, что и при Каиафе Первом. Тогда Христос взял на себя всё мировое зло, накопившееся от Адама, происками нечистого, прошёл вместе с ним через Голгофу, где оно было умерщвлено вместе с Ним, и воскрес, а зло не воскресло, ибо оно менее живуче, чем добро, и такой способностью не обладает. На этот раз через Голгофу - пятилетку безбожия - мистическое тело Христово - русский православный народ, взявший на себя зло, накапливавшееся в стране от масонов конца XVIII века до марксистов начала XX-го. Зло не выдержало русской Голгофы, а наш терпеливый народ перенёс её и воскрес очистившимся. И, вы знаете, это чудо подействовало на самих большевиков, которые, видя неуничтожимость Христовой паствы, капитулировали перед ней и поменяли свои лозунги на диаметрально противоположные. В начале своего правления она заявляли, что государство отомрёт, а тут стали государственниками. Раньше кричали, что семья и супружеская верность - буржуазные предрассудки, и вдруг стали строгими моралистами. Начинали с беспредельного интернационализма, а превратились в горячих патриотов. И становится понятным, почему Господь не поставил заслона перед сатанистами-большевиками, а, наоборот, как показывают события, зажёг им зелёный свет: без устроенной ими Голгофы не было бы Воскресения и духовного возрождения нашего народа-богоносца. А народ этот, именно как богоносец, очень понадобится всему человечеству в последнее времена, ибо будет свидетельствовать перед всем миром о Христовой истине.

Ну, а чем кончил Каиафа Второй? Самым жалким образом. Правда, его "Союз воинствующих безбожников" никто официально не закрывал, но деятельность его постепенно сошла на нет, не дав желаемых плодов. В 1937 году в СССР была проведена перепись населения, и в анкетные листы, по личному указанию Сталина, был внесён вопрос о религиозных убеждениях. И 55 миллионов человек заявили себя верующими. Но это ещё не всё: в начале войны, по приказу вождя, Миней Израилевич был вынужден написать статью "Почему религиозные люди против Гитлера", в которой ему пришлось запеть уже совершенно по-другому. Такого публичного позора он не вынес и в 1943 году отдал свою душу тому, кто с самого начала был его хозяином.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы