Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Май 2007

Содержание номера       Главная страница номера

Неизреченная тайна Пресвятой Троицы

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ

Андрей Рублёв. Троица

27 мая - День Святой Троицы

Тайна Троицы для нас одновременно очень близка и очень далека. Начиная с нашего крещения, когда мы были погружены, можно сказать, с закрытыми глазами в любовь Отца, Сына и Святого Духа, не понимая, что это значит и для чего это нам дано. По мере того как проходили годы (даже если катехизисы прибавлялись к катехизисам и объяснения к объяснениям), тайна не становилась яснее для нашего сердца, слишком косного, чтобы веровать. Оказывается, требуется много времени, а иногда вся жизнь, чтобы углубилась и стала осознанной наша вера.

И это как бы естественно. Сам Христос предупреждал Своих апостолов, что имеет много ещё им сказать, но теперь они не могут вместить. Среди этого многого была, несомненно, тайна Пресвятой Троицы. И мы тоже не можем понять, но, тем не менее, веруем в Отца и Сына и Святого Духа, Единого Бога в трех Лицах. Но мы понимаем в то же время, что эта богословская формула, совершенно отражающая истину, - то, чему мы научились в Церкви или от родителей, - недостаточна для нас и никогда не будет достаточной, чтобы проникнуть в тайну. Речь идёт об определениях, без которых мы не можем обойтись, и которые, однако, недостаточны - о чисто внешнем обозначении тайны нашими ограниченными человеческими понятиями.

В самом деле, не благодаря тому, что мы овладеваем этими понятиями, как бы ни были они абсолютно точны (мы помним, как из-за одной буквы - омоусиус и омиусиус - единосущен или подобосущен Богу Отцу Христос, решалась судьба Церкви и нашего спасения), или лучше сказать, не благодаря одному истинному исповеданию веры открывается нам вся глубина тайны. Только по мере того как мы сами входим в эту тайну, жизнь Пресвятой Троицы может коснуться нас и повести в непостижимые бездны. Только тогда, когда мы будем каким-то образом восхищены, если Бог возблаговолит, - мы будем внутри этой тайны.

Пути приближения к этой тайне различные, потому что различны наши призвания. У каждого из нас есть свой особенный путь, чтобы войти в общение - в меру его смирения и чистоты - с Богом, в Котором каждая Ипостась неслитно и нераздельно связана с двумя другими. Как свидетельствует святой Григорий Богослов: "Когда я говорю об Отце, я тотчас начинаю думать о Сыне, и мысль моя одновременно устремляется к Духу Святому".

Может быть, по милости Божией, кому-то дано было узнать, что Бог - это Отец, со всей Его беспредельной любовью, а не безличный холодный Бог. Его любовь не оскудевает никогда. Он долготерпелив и многомилостив, Он ждёт и прощает всех без исключения приходящих к Нему, как Отец в евангельской притче прощает своего блудного сына. Нет уже Бога отвлечённого, почти отсутствующего, - есть Бог, Который берёт на Себя всю заботу о нас, и к Которому в минуты радости или предельного отчаяния каждый может приqйти просто и доверчиво, как дитя к своему отцу.

И кто познал Отца, тому близок Сын. Точно так же как тому, кто познал Сына, даётся ощутить близость Отца. Мы говорим, что Отец участвует в тайне воплощения и нашего спасения во всём и до конца вместе с Сыном, исполняющим с совершенной любовью и доверием волю Отца. И история спасения такова, что Бог не восхотел иметь другого человеческого лица, кроме того, какое принял Сын Его Единородный. Я и Отец - одно, - говорит Христос. "Видевший Меня видел Отца" (Ин. 14, 9).

Сам Христос во время земной Своей жизни не открывает апостолам в полноте тайну Пресвятой Троицы. Последнее слово Он оставляет Духу Святому. "Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину" (Ин. 16, 13). В день Пятидесятницы Дух Святой начинает дело просвещения Церкви, и в день нашего крещения и миропомазания Он начинает это спасительное служение в сокровенных глубинах нашего сердца. Он не учит нас с помощью слов и определений. Он учит нас, как говорит апостол Иоанн Богослов, "внутренним помазанием" (1 Ин. 2, 27), знанием, которое Он влагает в наши сердца и которое даёт нам вкусить и увидеть, как благ Господь. И Символ веры наполняется для нас дыханием Божественной жизни.

Это служение Церкви Духа Святого - только начало. И всегда будет только началом. Мы никогда не сможем быть больше чем "муравьями лепечущими", как выразился преподобный Ефрем Сирин, когда говорим о вещах Божественных. Никакой человеческой жизни недостаточно, и сама вечность будет слишком мала, чтобы ввести нас в бездонные глубины тайны неизреченной Любви в трёх Ипостасях. Мы, столь мало знающие о Боге будем восходить нашим покаянием и нашей верностью Ему, - от открытия к открытию. И нам будет дано постигнуть в сердце Пресвятой Троицы то, что "око не видело, ухо не слышало, и не всходило на сердце человека" (1 Кор. 2, 9) - то, что Бог уготовал любящим Его.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы