Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Март 2007

Содержание номера       Главная страница номера

Архипастырь

Священник Алексий ФЕДОТОВ

Поздравляем архиепископа Ивано-Вознесенского и Кинешемского Амвросия с 77-летием!

Впервые увидев архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Амвросия, я был поражён его светлым ликом и величественным спокойствием. Эта особая мирность духа позволяла владыке вот уже около тридцати лет успешно управлять епархией на "родине первых советов". Дар Духа Святого он получил недаром. Много было в жизни его скорбей. Путь к духовным вершинам проходит через терния. Решением Священного Синода от 19 июля 2006 года почислен по его прошению на покой в связи с достижением 75-летнего возраста.

Архиепископ Амвросий (в миру Щуров Анатолий Павлович) родился 28 марта 1930 года в деревне Киселёво Кашинского района Калининской области в многодетной крестьянской семье. Детство будущего архиепископа нельзя назвать легким: жизнь в деревне в те годы, да и ныне, являет собой своего рода огненное горнило, достойно пройти сквозь которое далеко не каждый находит в себе силы. Тогда началась коллективизация, было разрушено множество крепких крестьянских хозяйств. Выжили только бедные, но сильные духом люди.

Воскресенская церковь
(Красный храм). г. Вичуга.
Вид внутри

Владыка был седьмым ребёнком в семье - самым младшим. Его родители не были богаты, их едва ли можно было бы назвать даже зажиточными, и, несмотря на это, их раскулачили, забрали всё, что было в доме. Анатолий остался с матерью и братом Димитрием в пустом доме, все остальные братья и сёстры вынуждены были уйти в город искать пропитание.

Будучи до 16 лет некрещёным, Анатолий не по годам рано начал задумываться о смысле жизни, о том, каким образом устроен мир и какие силы им руководят. Тяжёлые жизненные испытания, перенесённые в детстве, оторвали его мысли от земли и устремили их к Богу. Многими скорбями Господь привёл мальчика, не получившего в детстве религиозного воспитания, к глубокой и чистой вере.

Время юности Анатолия выпало на период так называемой религиозной "оттепели" в советском государстве. Великая Отечественная война дала Русской Православной Церкви возможность показать свой патриотизм, внести свой вклад в дело Победы. С 1943 года в Москве начали открываться храмы, духовные школы, затем открылись Духовная семинария и Духовная академия в Троице-Сергиевой лавре.

Анатолий не только смог креститься, но и беспрепятственно избрать себе путь церковного служения. Он закончил Духовную семинарию в Троице-Сергиевой лавре.

Воскресенская церковь
(Красный храм). г. Вичуга . Фасад

Стать священнослужителем было глубоким и искренним желанием его души. И столь же сильным и искренним было желание молодого человека сохранить своё целомудрие ради Царства Небесного. Он стремился к монашеству.

А между тем началось время хрущёвских гонений на Церковь. Святейшему Патриарху Алексию I приходилось считаться с требованиями безбожных властей. Для того чтобы не вступивший в брак молодой человек мог быть рукоположенным, ему нужно было еще найти епископа, который согласился бы его рукоположить. Анатолию порекомендовали ехать в Ярославль.

На Ярославской кафедре в то время был ныне покойный архиепископ Димитрий (Градусов), впоследствии - схиархиепископ Лазарь. В пятницу Светлой седмицы, в праздник иконы Божией Матери "Живоносный источник", архиепископ Димитрий рукоположил Анатолия в сан диакона.

В Ярославле молодой диакон познакомился с двумя людьми, ставшими вскоре видными иерархами Русской Православной Церкви: иеромонахом Никодимом (Ротовым), впоследствии митрополитом Ленинградским, и в то время прислуживающим в алтаре собора нынешним митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым).

Икона Новые Мученики в иконостасе
Иваново-Вознесенского монастыря.

 

В сан священника диакон Анатолий был рукоположен архиепископом Ивановским и Кинешемским Венедиктом (Поляковым) и назначен настоятелем Воскресенского храма села Толпыгино Приволжского района Ивановской области. А 17 декабря 1954 года архиепископ Венедикт постриг его в монашество с именем Амвросий, и он две недели служил в Крестовом храме Ивановского архиерейского дома.

На первом своём приходе будущий архипастырь прослужил 12 лет. Люди полюбили его, он - их. Сложился хороший церковный приход. Уже тогда о. Амвросия отличали корректность и дипломатичность, какая-то особая духовная любовь в общении с людьми, которая позволила ему благополучно пережить хрущёвские гонения. Толпыгино эти гонения практически обошли стороной. Молитвами батюшки власти о местном храме словно забыли.

В 1964 году на Ивановскую кафедру был назначен митрополит Антоний (Кротевич), он вызвал к себе отца Амвросия и приказал в течение трёх дней перебраться в Иваново, чтобы продолжить своё служение в кафедральном Преображенском соборе города. Когда же, по причине болезни, владыка Антоний решил уйти на покой и стал искать своего преемника на Ивановскую кафедру, то выбор его пал на архимандрита Амвросия.

- Я не соглашался. Святительское служение меня страшило, - вспоминает архиерей, - а между тем владыка отправил на меня характеристику и представление в Патриархию. И потом пришёл указ - быть мне здесь епископом...

- Никогда в жизни у меня не было таких переживаний, как перед принятием сана епископа. Монашеский постриг, рукоположение в диакона, священника, поставление в игумена и архимандрита - все это было с этим несравнимо. Душа моя страшно трепетала. Я просто ночи не спал...

18 октября 1977 года, в день памяти Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, за Божественной Литургией в Богоявленском Патриаршем соборе хиротонию архимандрита Амвросия в особо торжественной обстановке совершили митрополит Таллиннский и Эстонский Алексий (ныне Святейший Патриарх), архиепископ Калужский и Боровский Никон, архиепископ Волоколамский Питирим, архиепископ Дмитровский Владимир, епископ Звенигородский Анатолий и епископ Рязанский и Касимовский Симон.

Владыка Амвросий стал первым епископом Ивановской епархии, рукоположенным из числа её духовенства. Ивановцы очень тепло встретили своего нового архипастыря. Церковь и государство разделяла тогда стена, казавшаяся непреодолимой. В этих непростых условиях и начал владыка Амвросий своё архипастырское служение.

Активизировать церковную деятельность в те годы, тем более на родине первых Советов, было просто невозможно. Более того: излишняя активность архиерея могла в то время только озлобить советскую власть. В ответ на ходатайство об открытии в Иванове второго храма могло последовать закрытие и единственного в городе собора. Необходимо было ждать и молиться о возрождении церковной жизни в России. И такое время пришло.

Когда епископ Амвросий начинал своё святительское служение на Ивановской земле, здесь было 44 прихода и ни одного монастыря. Сейчас в епархии 188 приходов и 12 монастырей, 16 монастырских подворий, Духовная семинария, четыре общеобразовательные православные школы и православный детский сад. Налажены добрые связи с администрацией всех уровней. Священнослужители посещают тюрьмы, войсковые части.

По решению Областной думы бывший правящий архиерей Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии удостоен звания "Почётный гражданин Ивановской области".

Многая лета Вам, владыка, спасибо за Ваши добрые дела. Нам будет примером Ваша подвижническая жизнь.

 

Иваново-Вознесенск

Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы