21 сентября 1735 г. - 270 лет со дня рождения Ивана Петровича Кулибина
В нынешнее время продовольственной, технической и долларовой интервенции нам навязывают мнение, будто
русский народ - неумеха, ленивый, инертный, "банкротный". Потому и в давние времена, мол, в Россию приглашались
разные мастера - византийские, голландские, шведские...
Да, приглашались. Но основную работу и в градостроительстве, и в кораблестроении, и в создании архитектурных
ценностей творили русские мастера. Так, Казанский собор в Петербурге построен русским зодчим, выходцем
из крестьянской семьи Андреем Никифоровичем Воронихиным, а здание Благородного собрания в Москве, нынешний
Колонный зал Дома Союзов, спроектировано Матвеем Казаковым, сыном русского чиновника.
Десятки и сотни русских самородков своим рукотворным искусством украшали городские здания и храмы,
деревенские избы и церкви, изобретали уникальные машины, оружие...
Имена многих народных умельцев, к сожалению, забыты. Я хочу рассказать о знаменитом русском механике-самородке
Иване Петровиче Кулибине.
Сызмальства был он упорного ума и труда человек. Его отец, нижегородский мещанин, всячески старался
пристроить Ванюшу к торговому делу, однако отрока невозможно было оторвать от его "изобретений", над
которыми он часами просиживал, уединяясь то на чердаке дома, то в баньке.
Особенно манила его тайна устройства часов. Он развинчивал, разбирал и собирал часовые механизмы,
иногда портил их, за что получал нарекания родителей. Как-то он приехал в Москву, где познакомился с
часовым мастером, несколько месяцев ходил к нему, приглядываясь к его работе. Повзрослев, купил старый
токарный станок, вязальную машину и устроил в Нижнем Новгороде маленькую мастерскую по ремонту часов.
Среди его заказчиков была одна красивая девушка, дочь небогатого купца. Иван отремонтировал ей часы
и влюбился в неё. Вскоре она стала его женой.
С рождением детей появились материальные трудности в семье. Целый день Иван работал в мастерской,
а ночью занимался своим творчеством. Четыре года мастерил он диковинные часы и в 1769 году показал их
знакомому купцу Костромину. Тот, ахнув, посоветовал Ивану Петровичу отправить своё изобретение в Петербург
к самой Императрице Екатерине II.
В столице восхитились изделием Ивана Кулибина, и по высочайшему повелению часы были помещены в Кунсткамере
как "памятник искусства необыкновенного", а Кулибина удостоили звания механика Академии наук, назначив
ему 300 рублей жалованья в год. Диковинные часы имели яйцевидную форму и производили бой не только каждый
час, но и каждую четверть часа. При этом отворялись дверцы и открывали скульптуру Иисуса Христа с двумя
Ангелами-Хранителями по бокам, звучала мелодия "Христос Воскресе".
Вдохновленный вниманием Императрицы, Кулибин в последующие годы изобрёл не только несколько уникальных
часовых механизмов, но и множество астрономических инструментов и измерительных приборов. И если прежде
военные и гражданские научные учреждения обращались к иностранным механикам, то теперь - в академическую
мастерскую.
В среде академиков, состоящей в основном из иностранцев, с брезгливой недоверчивостью глядели на доморощенного
русского механика. Кулибину жилось нелегко. Одна надежда была на поддержку государыни и светлейшего
князя Потёмкина.
В 1772 году "Петербургские ведомости" известили о том, что Лондонская академия назначила премию за
устройство модели дугообразного моста, который нужно было построить без свай-опор. Кулибин вскоре создал
модель такого моста и показал Потёмкину. Князь передал модель Императрице, которая повелела выдать Кулибину
тысячу рублей для постройки модели этого моста в натуральную величину. Кулибин рассчитал, что деревянный
в 140 сажен длины мост мог выдержать давление в 55 тысяч пудов, и приступил к делу.
Более четырёх лет под его руководством десятки рабочих строили этот гигантский мост. В 1776 году при
огромном стечении народа было произведено испытание сооружения. Мост выдержал нагрузку почти в тысячу
тонн, то есть намного больше расчётной. В журнале Академии наук "Месяцеслов" в том же году сообщалось,
что знаменитый академик Леонард Эйлер своими расчётами подтвердил то, что давно уже на практике исполнил
русский механик-самоучка Кулибин.
В 1778 году Ивану Петровичу Екатериной II была вручена медаль на Андреевской ленте с надписью: "Достойному".
В повседневной жизни Кулибин был очень скромен, чурался роскоши, ходил в простом русском кафтане и
никогда не брил бороды. Однажды граф Орлов сказал ему: "Не пора ль отрешиться от старых обычаев?" Кулибин
ответил: "Почестей я не ищу, Ваша светлость, и бороды для них брить не стану".
Смекалка, изобретательский дар, живейшая пытливость ума проявлялась в каждом деле, за которое принимался
Иван Петрович. Однажды в 1800 году начали спускать на воду новый огромный корабль "Благодать". При этом
торжестве присутствовал сам Император Павел. И надо же было тому случиться, что по недосмотру кораблестроителей
спуск в назначенный час не удался. Разгневанный Государь уехал во дворец. Перепуганные кораблестроители
долго искали причину неудачи, потом обратились к Кулибину. До полуночи Иван Петрович производил расчёты,
обмеры и замеры, а утром отдал распоряжение, исполнив которое, строители благополучно спустили гигантский
корабль на воду. Многотысячная толпа, стоящая на берегу, с ликованием приветствовала Кулибина.
Высокочтимые учёные и сенаторы, генералы и адмиралы, академики-естествоиспытатели нередко обращались
к Ивану Петровичу за советом и помощью, понимая, что свою мудрость Кулибин черпает в живой природе,
что он неиссякаемо силён именно этим своим естестволюбием.
Кулибин не закончил ни одного учебного заведения, но отлично овладел наукой счастья, которая в том
и состоит, чтобы трудиться при любых обстоятельствах, надеясь на помощь Божию и проявляя каждый раз
"пристрастия к таким занятиям, которые, вопреки всем суровостям и жестокостям жизни, спасают и наполняют
душу".