Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Август 2004

Содержание номера       Главная страница номера

Во успении мира не оставила

Марина Александровна АНАШКЕВИЧ

 28 августа - Успение Пресвятой Богородицы

 

После крестных страданий Спасителя по Его завету Богоматерь оставалась на попечении возлюбленного ученика Христова Иоанна Богослова. За три дня до успения Её посетил архангел Гавриил и, вручив Богоматери райскую ветвь, известил о скором Её отшествии из мира сего.

Славное Успение Пресвятой Богородицы совершилось на 72-м году Её земной жизни. В назначенный день у Владычицы чудесным образом собрались апостолы, проповедовавшие Евангелие в разных концах земли. Настал третий час, и тут внезапно заблистал неизреченный Божественный свет, и все увидели в его лучах Самого Иисуса Христа в окружении множества ангелов и святых. Просветлённая и без всяких телесных страданий, словно засыпая, Богородица предала душу в руки Сына Своего и Бога.

Апостолы погребли Её пречистое тело в Гефсимании у Елеонской горы. Один из апостолов, Фома, лишь на третий день прибыв в Гефсиманию, очень скорбел, что не дал Богоматери прощального целования. По его неотступной просьбе апостолы открыли гроб, но обнаружили в нём только погребальные пелены.

Вечером, по окончании трапезы, во время молитвы они услышали ангельское пение и увидели в воздухе окружённую ангелами Божию Матерь, в сиянии небесной славы.

- Радуйтесь! - приветствовала Она апостолов. - Я с вами во все дни и всегда буду Молитвенницей вашей пред Господом.

Празднование Успения Божией Матери всегда совершалось на Руси с особой торжественностью. Его даже называют Второй Пасхой. По церковному толкованию, "праздник 15./28 августа является новой, таинственной Пасхой, в которой Церковь прославляет сокрытый плод своего эсхатологического исполнения перед концом времён".

Святая Русь всегда была чуткой к Божественному Откровению. Это выразилось и в особом почитании на Руси Божией Матери, Её святых икон и праздника честного и славного Её Успения.

Чрезвычайная степень внутренней связи Пресвятой Богородицы и Святой Руси, а часто и прямое вмешательство Заступницы Усердной в дело спасения и духовного устроения державы нашей, дали последней право именоваться Домом Пресвятыя Богородицы, Её "третьим уделом". И не случайно строительство Софийских соборов, воспринятое от Византии, постепенно перешло в традицию строительства соборов в честь Успения Божией Матери. Богородичные Успенские соборы во Владимире и в Московском Кремле, в Киево-Печерской и Почаевской лаврах, свыше двадцати храмов в честь Успения в одной только столице и - не счесть - по всем городам и весям российским - явный символ посвящения Пресвятой Деве самой Русской земли, которую, по откровению святых провидцев, Она избрала в Свой "третий, неотменный жребий".

"В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавлявши от смерти души наша", - поётся в тропаре праздника. Оставив землю телом, Богородица не оставила её Своей милостью. Любящим взором она смотрит на каждого из нас и, как ласковая мать, исполняет наши благие прошения. Она, Матерь Жизни и Света, спасает наши усыновлённые души, ходатайствуя о грешниках перед Божественным Сыном.

Не зря тропарь праздника Успения напоминает нам о Рождестве. "Поелику Приснодева, - утверждает митрополит Филарет (Дроздов), - носила на руках Своих Сына Божия во время Его земного младенчества, то в воздаяние за сие, Сын Божий носит Её душу на руках Своих в начале её небесной жизни".

Это несомненно так: на иконах Успения мы видим, как Иисус Христос принимает душу Богоматери в виде младенца в белоснежных пеленах...

И ещё об одном поведало нам предание. Некто Афоний, ревнитель иудейского закона, хотел опрокинуть одр с телом Богоматери, который апостолы несли на своих плечах к месту погребения. Но руки святотатца были чудесным образом отсечены - явился незримый ангел с мечом. Афоний в ужасе тут же раскаялся, проникся величием Божией Матери и уверовал в Её Сына. Он получил исцеление и примкнул к процессии.

Да будет этот урок назиданием всем, кто зарится на Дом Пресвятой Богородицы и тянет руки к православным святыням. Лучшая часть нашей Родины слагается из них, и недаром Соборную площадь Московского Кремля называют архитектурной иконой Успения Богоматери, а на фреске над южным порталом Успенского собора, с парадного входа, изображена Богоматерь с архангелами Гавриилом и Михаилом - по левую и правую стороны. Вот какие сопровождающие у Девы Марии - главные выразители Божией воли. При взгляде на эту древнюю фреску и на стоящих рядом с Успенским соборы Михаила архангела и Благовещенья (с приделом архангела Гавриила) поражает орлиное духовное зрение наших благочестивых предков, создавших эту икону-назидание в века. Наиболее же дальновидным их потомкам видится в ней обетование спасения и воскресения Богом хранимой, Христолюбивой Руси.

Не случайно подобный образ мы находим и в Свято-Успенской Псково-Печерской обители. К востоку от церкви Успения - храм Благовещенья, а купол Михайловского собора виден издалека ещё на пути в Печоры. И обратите внимание: над собором Успения, образуя как бы второй этаж, парит "на воздусех" храм Покрова Богородицы... И сразу пронзает мысль: Василий Блаженный на Красной площади тоже ведь - Покрова! И вопрос - может ли архитектурный ансамбль иметь предначертанную свыше судьбу - становится бессмысленным. Особенно если помнить, что со дня отдания праздника Успения (5 сентября) до праздника Покрова, промыслительно установленного святым Андреем Боголюбским, - ровно сорок дней...

Матерь Божия! Царица Неба и земли! Спаси и утверди Православие!



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU