Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Август 2004

Содержание номера       Главная страница номера

Я Свет миру

Надежда Александровна ИЛЬИЧЁВА

19 августа - Преображение Господне

 19 августа - Преображение Господне

 

Произошло это чудесное событие на горе Фавор за сорок дней до распятия Спасителя. Господь предстал пред Своими учениками в блистании славы Божественного, нетварного света. И ученики Его, как поётся в тропаре праздника, увидели этот свет "якоже можаху", т. е., как могли, в меру чистоты своего сердца, в меру своей любви к Богу.

Духовная реальность пребывает в другом измерении, и потому далеко не все способны прикоснуться к ней. Но свет Христов, который видели апостолы на горе Фавор, и поныне просвещает всех. Если бы он покинул наш мир, на земле воцарились бы тьма и хаос.

Апостол любви Иоанн, наверное, более других способен был к восприятию Божественного света, и он единственный из евангелистов, кто хранит святое молчание об этом великом событии, понимая бессилие слов перед Словом. Но в самом начале своего Евангелия он сообщает нам главное, что хотел сказать Господь Своим Преображением: "В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Ин. 1,4-5).

Это ведь каждому понятно. Конечно, тоже "якоже можаху", т.е. в свою меру. Здесь глубина мысли совершенно бездонная. Но главное даже нам, грешным, очевидно: жизнь - это свет. Если ты вне света, ты вне жизни. В Великом славословии Богослужения утрени мы слышим, как святые отцы понимали сущность Преображения: "Слава Тебе, показавшему нам свет... Во свете Твоем узрим свет..."

Однажды я спросила известного современного старца, а как это - "во свете... узрим свет"? И вот что он мне ответил, передаю дословно, пусть каждый понимает, "якоже можаху": "Свет Божественный всегда один и тот же, он всегда в полноте, но человек воспринимает этот свет по мере своего духовного возрастания. Чем он ближе к Богу, тем более способен видеть этот свет, который просвещает только того, кто сам идёт к нему. Но даже если человек начинает видеть свет, то в этом свете он ещё ничего не может увидеть до тех пор, пока сам не просветится этим светом. Вот тогда он уже всё начинает видеть в этом свете Божественном".

На нашей Русской земле под Саровом есть свой Фавор. Здесь преобразился, сияя славой Божественного света, наш великий старец преподобный Серафим Саровский. И свидетелем тому был только Николай Александрович Мотовилов, подобно апостолу Иоанну хранивший святое молчание об этом великом событии. Запись о нём была обнаружена С.А. Нилусом лишь через много лет: "Не могу, батюшка, смотреть на вас, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!"

Отец Серафим сказал ему: "Не устрашитесь, ваше боголюбие! И вы теперь сами так же светлы стали, как и я. Вы сами теперь в полноте духа Божиего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть".

Большинство из нас наизусть знают эту беседу старца с Мотовиловым, но в день Преображения Господня необходимо о ней вспомнить. Это наше, русское учение о нетварном, Божественном свете, такое простое по форме и неисчерпаемо мудрое. Кажется, всё это своими глазами видишь... "якоже можаху".

На горе Фавор и ныне свет и тишина. Здесь небо навеки соединилось с землёй. Неизреченная благодать, повергшая ниц учеников Христа, останется на этой горе до скончания века. Здесь понимаешь, что означают слова: "Времени больше не будет". Время - земная величина временного мира. Ему нет места в вечности. Апостол Петр, увидев эту вечность в преображённой нетварным светом человеческой плоти Христа, всем сердцем почувствовал, что ничего прекраснее в мире никогда не было и не будет, надо остановить мгновенье, чтобы остаться в этом блаженстве навсегда: "Господи, хорошо нам здесь быть..." Когда ты с Богом, - ничего больше не надо.

Почему мы всё время забываем духовный закон: "Ищите прежде всего Царство Божие, а остальное приложится вам"? Легкомысленно попирая духовные законы, более незыблемые и вечные, чем законы физические, мы потом ещё и удивляемся: "Почему это как-то всё не так в нашей жизни?" Об этом с покаянным чувством думаешь на Фаворе и здесь вдруг понимаешь, почему Христос сделал свидетелями Своего преображения только троих самых близких учеников, да ещё и велел им никому об увиденном не рассказывать до Его воскресения из мертвых. Значит, другие просто не смогли бы ничего увидеть, а если им рассказать - смутятся.

Гора Фавор

Вот и мы стоим на Фаворе, как слепые, только смутно чувствуем, что благодать вокруг разлита безмерная, можно пить эту воду живую "вёдрами", а нашим грешным душам не во что взять. Но душа, по милости Божией, под действием благодати омывается, просветляется, яснее становятся мысли, что-то такое открывается, чего раньше не знал, т. е. вполне реально, в тишине и свете, происходит самое главное чудо - преображение человека.

Господь, укрепив на горе Своим Преображением веру учеников, затем повёл их вниз, на Голгофу. И впереди шёл Сам. Это путь, указанный всем нам. Вспоминаешь слова одного из наших старцев: "Побывал на Фаворе, надобно быть и на Голгофе", - т. е. после благодатной радости жди искушения, испытания. Прими его как должное - "приготовился, и не смутился". Так быть должно. Через Фавор и Голгофу - в Царство Небесное.


Гора Фавор

Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU