Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

С Днём Победы, братия и сестры!

Содержание номера       Главная страница номера

Под Солнцем и под луной

Юрий Юрьевич ЗАДОНСКИЙ

Икона мученика младенца  Гавриила Белостоцкого

 3 мая - память мученика младенца Гавриила Белостоцкого

 

"Просто убийств" не бывает вообще. Гибель людей - это всегда осознанные или неосознанные жертвоприношения. Господь их попускает по грехам нашим, но не приемлет. Упивается ими диавол. Война даёт наиболее массовые жертвы: на эту кровь человекоубийца от века обменивает дозу земной власти; правители жадно хватают её и начинают готовиться к новой бойне. Убийство с целью ограбления - приношение жизни маммоне. Из ревности - распутному велиару. О революционном терроре князь Жевахов писал точно: эти жестокости нелепы, если это не жертвы. Да, кровопролития чекистов вызвали такого демона, что он уничтожил их самих... Однако пашет диавол, а плоды собирает Бог. Смерть за православную веру искупает многие грехи. Погибшие за веру прославляются на небесах. Их святость даёт новую жизнь и возрождает веру.

 

КТО ТАКИЕ "ЗЛЫЕ ЛЮДИ"?

3 мая 2003 года. Польша. Крестный ход растянулся по шоссе не менее чем на километр. Его голова - чёрная: идут монахини. Далее - пёстрая лента футболок, ярких рубашек и платьев - большинство здесь подростки и дети. Движутся с окраины Белостока. Впереди - маленькая серебряная рака с мощами. Святой младенец Гавриил направляется в село Зверки, на свою родину.Крестный ход

Он появился на свет 22 марта 1684 года. Крещён был в Свято-Успенском Заблудовском монастыре, едва ли не единственной обители края, не поддавшейся униатскому искусу. И семей православных, таких, какими были родители Гавриила Пётр и Анастасия, оставалось на Белостокщине немного... Не ведали они, что рядом живут люди, в священной книге которых, Талмуде, записано: "Забери жизнь Клифота и ублажишь Бога так, как если бы ты воскурил благовония". Клифот или клипот - нечистое, проще говоря, дерьмо. Не знали Пётр и Анастасия: на языке изуверов это слово относилось и к их тихому, светлому сыночку.

Когда показавшаяся доброй рука неожиданно жёстко схватила его, он, конечно, пытался вырваться. Но что могли сделать слабенькие ручки шестилетнего малыша?! Свою необоримую силу он явит позже. После своей земной смерти. И станет небесным покровителем целого пограничного края.

11 апреля 1690 года, как сообщают судебные книги Заблудовской магдебургии, оставленного дома без присмотра мальчика выкрали. Прямо днём. Житие св. мученика младенца Гавриила, изданное в 1912 году в Слуцке, сообщает: "Живший в то время в деревне Зверках некий еврей, арендатор по фамилии Шутко, схватил его и увёз в г. Белосток. Там собравшиеся евреи Брестского кагала подвергли младенца Гавриила ужасным мукам. Внеся его в тёмный подвал, прежде всего искололи ему бока, выпуская оттуда кровь. Затем, распяв его на кресте, установленном в большом сосуде, кололи разными инструментами всё тело его, источая из него кровь". Мучение длилось девять дней.

Икона, написанная в конце XIX века академиком живописи Ф. Солнцевым, изображает страшное действо: "...святой распят на грубом кресте, прибит гвоздями, ноги сведены вместе. Крест укреплён в корыте, в которое стекает струйками кровь по гвоздям из ран на руках, ногах, из проколотого бока и всего израненного тела. Всё тело в кровавых пятнах, одежда спущена от пояса до колен. Корыто установлено на подставке. На полу находятся: молоток, клещи, два ножа, один из которых - с заострённым концом. Лицо мученика в ореоле...".

Солнце сделало очередной круг - приближался праздник святой Пасхи. Луна указывала свой календарь - наступали Пурим и "пейсах". "Выжав последние остатки крови, - пишется в житии, - вывезли мёртвое уже тело в поле и выбросили на пашню, покрытую ржаной зеленью".Мученик младенец Гавриил Белостоцкий

Над истерзанным телом кружило вороньё, но прибежавшие собаки не только не растерзали его, но "оберегали от птиц". На доносившийся лай и сошлись местные жители. Похоронили мальчика вблизи церкви.

Старик Скавроньский и место нам показал страшное. То самое, где, по преданию, нашли тело. Оказалось, совсем недалеко от дороги. Говорят, она и в старину пролегала на месте нынешнего шоссе, по которому движется крестный ход.

Ненадолго отстав от него, идём по пашне, как будто той же самой, что была здесь и триста с лишним лет назад. Вскоре начинается бурьян, в котором - остатки давно заброшенной пасеки. Впереди - небольшой перелесок. Почему же злодеи не спрятали тело, не закопали? Напротив, рискуя, везли несколько вёрст из Белостока к окраине Зверков! Везли, несомненно, ночью. В небе светился серебряный серп. Где-то рядом завыли собаки - на луну? Мир, такой ясный ещё несколько часов назад, в отражённом свете зашедшего солнца казался уже каким-то иным. Тревожным, полным враждебных сил и подозрительных теней.

...Что-то заставляет нас вздрогнуть и обернуться. Под кустом - труп собаки. Словно напоминание о талмудических заповедях: убитый гой должен быть не похоронен, а выброшен. Как пёс... И на виду. Ради нагнетания "страха иудейска". "Талмуд называет мёртвых христиан падалью, дохлятиной, и вследствие этого запрещает их зарывать в землю, а предписывает выбрасывать их на съедение собакам и хищным зверям".

Ныне этот страх называется "политкорректностью". Только, похоже, довлеет он не над теми, кто идёт сейчас вслед за мощами. А над теми, кто благословил выбросить из молений святому младенцу "некорректные" слова. Кондак, составленный в 1752 г. архимандритом Слуцкого монастыря Досифеем (Голяховским), звучал так: "Отечество твое Зверки бысть, мучениче Христов Гаврииле, идеже от истинных зверей - иудеев восхищен: абие родителей лишен еси, таже вся поряду люте претерпев, в отечество Небесное преселился еси. Восхищай и нас зде от всяких напастей и скорбей и умоли, молим тя, улучити вечное наследие твое"... Модернизированный кондак называет изуверов "злыми людьми". Но почему тогда не каждый убитый злыми людьми становится святым? Почему не каждый творит чудеса?

 

СЛУЦКАЯ ТЕТРАДЬ

С игуменьей монастыря Пресвятой Богородицы Анастасией и монахиней Ириной мы уже знакомы. Встречались несколько лет назад в Дивеево. Теперь сестры этой светлой и тихой обители принимают нас сотоварищи (добрых людей, как шутим мы) в Польше. Принимают с удивительной любовью, помогают в журналистской работе, ведь именно они несут попечение о мощах святого младенца. В канун праздника, в Никольском соборе Белостока, мы снимали на видеокамеру раку. Мать Ирина обращает наше внимание на Богородичную икону, которая находится поблизости. В 1992 г., в день перенесения мощей из Гродно в Белосток, когда святого младенца встречали на его родине не менее ста тысяч верующих, она замироточила. С тех пор её почитают как чудотворную.

Здесь познакомились мы с удивительно светлым человеком, местной жительницей Варварой. На смеси польских и русских слов она рассказала нам свою историю: "В 1988 году я заболела раком. Была тяжелейшая операция на желудке и кишечнике. Что пережила, то пережила. Прошло четыре года, и мне снова стало плохо. Профессор сказал: предстоит рискованная обширная операция. Она длилась восемь часов. Потом больше четырнадцати месяцев я была прикована к постели. Температура поднималась выше сорока. Иногда в голове мелькало: как православные люди томились в лагерях, на Соловках! У них лекарств не было, а был только Бог. Эти мысли ободряли. Молилась Господу, Пресвятой Богородице, святому младенцу Гавриилу. И вышла из всего этого как новорождённая. Как будто кто-то вытянул меня из пропасти, и я увидела свет. Чудесный свет. Так люблю теперь людей! Хотела бы каждого обнять и помочь. Все внешние проблемы, которые привели к раку, остались, но в моём уме их больше нет. Теперь ни за какие миллионы не отдала бы тех четырнадцати месяцев. Как будто старая одежда с меня упала. Хожу и не чувствую под собой ног. Я начала счастливо жить на земле".

Сегодня во время крестного хода мы разговорились с Магдаленой из Белостока. Тоже чудесная история, которая рассказывается как само собой разумеющееся: по молитвам святому младенцу у девушки исчезла опухоль и надобность в операции.

Жительница Заблудова показывает на свою дочь Марию и соседскую девочку Екатерину: когда молишься святому Гавриилу, сердце спокойно за детей, за их воспитание.

Стоящие рядом подростки улыбаются: святой и сдавать экзамены помогает!

Когда начались эти чудеса? Через тридцать лет после убийства шестилетнего Гавриила Белостокщину поразила эпидемия моровой язвы. Умерших детей крестьяне из окрестных селений старались хоронить поближе к могилке младенца, верили в его небесное заступничество и покровительство малым. Во время одного из захоронений гроб мученика повредили. Так были явлены нетленные мощи. Вскоре эпидемия сошла на нет.

Теперь от того старого кладбища не осталось и следа - кругом сосновый лес. Последнее напоминание - белый поклонный крест - стоял здесь относительно недавно. Мы видели его на фотографии 1941 г., которую нам показали в женском монастыре. Но когда крест исчез? Во время войны? Никто не помнит. Восстановить бы его!

Вот ещё чудо. В 1746 г. сгорела сельская церковь в Зверках (говорят, не без умысла "злых людей"), но мощи чудесным образом остались неповреждёнными. Частично обгорела только ручка, да и это, несомненно, произошло согласно Божию промыслу, ради укрепления веры и благочестия в православном народе. Когда мощи были перенесены в Заблудовский монастырь - ручка чудесно зажила и вновь покрылась кожей.

Подобное свидетельство - уже в наше время - принадлежит покойному ныне гродненскому священнику Владимиру Урлику, который дважды, по благословению, брал частицы мощей. Во второй раз он обнаружил, что место на плечике (где частица уже была взята ранее) заросло плотью... Не зарастают только многочисленные рваные раны на теле Младенца. Они напоминают о злодействе.

К середине XVIII века враждебное отношение к святыне и униатов, и местного кагала достигло предела. В 1755 г. мощи начали свой путь на восток - в один из главных бастионов Православия в тогдашней Польше - Слуцкий монастырь Святой Троицы. Раку несли на руках более трёхсот вёрст. Христиане, на коленях стоя по обе стороны дороги, со слезами на глазах просили святого о помощи и даровании им силы на сохранение веры отцов, святого Православия.

С тех пор в Слуцке, как писал архиепископ Филарет (Гумилевский), "в день Сошествия Святаго Духа святые мощи обносят вокруг храма в торжественном крестном ходе, а затем ставят посредине храма для поклонения, причём ясно видны исколотыя руки святаго мученика, держащия крест". В монастыре долгое время велась тетрадь с записями чудесных случаев. Каждый из них был официально подтверждён и государственной властью, и иерархами Церкви...

В тетради были сотни записей, таких, например, как эта, датированная 1908 г.: "Сын жительницы деревни Дрохичен Марии Загоровской, в возрасте 2-х лет и трёх месяцев, имел неподвижные ноги. Когда пронесли над ним святые мощи младенца Гавриила, он, без помощи матери, к её великой радости, смог встать и ходить".

А вот фрагмент описания праздничного крестного хода с мощами 1914 г.: "Среди множества страждущих выделялся больной мальчик. Нет полной ясности, чем он болел, но он не мог ходить самостоятельно, и его держали под руки опекуны. Мальчик плакал и причитал. Во время первого круга епископ Антоний (Храповицкий) окропил его святой водой. Мальчик присел на землю, а затем начал вставать без посторонней помощи. Позднее стал переставлять свои ножки. Епископ Антоний со словами: "Молись дитя, молись", - положил руки на его голову. Мальчик присаживался отдохнуть, а затем снова вставал, и с каждым разом это получалось у него всё лучше и лучше. Его звали Миша, он был уроженец деревни Синявка, Слуцкого округа". Тогда же владыка Антоний отметил, что такой наплыв паломников (35 тысяч) он наблюдал только в Почаеве, да и то редко.

Ныне "слуцкая тетрадь" утрачена. Удастся ли обрести её - как Бог даст, - но то, что для возобновления подобных записей есть все основания - очевидно. Об этом говорил нам и епископ Белостокский Иаков. На глазах сестёр монастыря, постоянно находящихся рядом с мощами, происходит немало чудес. Вот описание одного из них. "В собор святого Николая систематично приходила женщина. Появлялась всегда после службы, становилась перед мощами святого мученика и горячо молилась. Это продолжалось довольно долго. И однажды её поведение изменилось диаметрально - со слезами на глазах благодарила она маленького мученика за заступничество перед Богом. Дежурившая сестра свидетельствует: "Женщина ей призналась, что она католичка и её сын был болен: у него на мозге была опухоль. Но врачи не могли ничем обнадёжить и предлагали операцию исключительно в научных целях. Сердце матери не могло согласиться с таким приговором. Перед телом святого младенца мать начала просить о выздоровлении. Её молитва была услышана. Перед тем, как приступить к вскрытию черепной коробки, врачи сделали рентгенографию. Просвечивание рентгеновскими лучами не обнаружило и следа болезни - опухоль исчезла".

 

МОЩЬ МОЩЕЙ

В дождливой, прохладной погоде начала мая оказалось лишь два тёплых солнечных дня - как раз на праздник. В 2003 году крестный ход, который обычно шёл от Белостока до Заблудова, впервые направляется в Зверки. В селе сооружена новая кирпичная церковь во имя святого младенца Гавриила. Хотя внутри ещё нет иконостаса, праздничная служба сегодня будет именно здесь. Бдение продлится всю ночь.

Крестный ход уже ожидает множество народа из Зверков и других окрестных селений. Храм не вмещает всех. Для тех, кто остался за его пределами, служба передаётся через радиоаппаратуру.

В храме несомая в серебряной раке святыня встречается с Богородичной иконой, которая также чудесным образом не сгорела в пожаре 1746 года.Рака с мощами Святого младенца Гавриила

Сейчас мощи святого мученика вернулись на родину только на праздник, но монахини монастыря Рождества Пресвятой Богородицы надеются, что со временем святыня, проделавшая столь большой путь: Заблудов - Слуцк - Москва - Гродно - Белосток, вернётся в Зверки окончательно. Говорят, что в храме и место для раки приготовили.

Владыка Иаков освящает фундамент новых монастырских построек. Из приходского дома на окраине Белостока, сестры обители, Бог даст, переселятся сюда, к новому храму.

...Ритуально замученные христианские дети должны были стать жертвой в основание нового, неправославного мира. Казалось бы, всё. Кровь пролита, договор заключён. Земной шар уже почти в их руках. И космос - тоже. "Злые люди" выводят на орбиту своего астронавта с набором иудейских реликвий, и он обещает, что по возвращении объяснит всему человечеству мистическую цель своего полёта. Успех полный! Но что это? Вот рядом с космическим кораблём проскочила большая искра. Его окутало оранжевое пламя! Он превратился в огненный шар! "Колумбия" упала, развалившись на тысячи обломков. "Возвратиться и объяснить" израильтянину Илану Рамону было не суждено...

Победа им только мерещится. Хватательные рефлексы развиты у них сильно, но напрасно они гордятся тем, что якобы всё уже "схвачено". Всё "схваченное" и "повязанное" - одним большим куском и рухнет в бездну.

Ночные тайны "злых людей" крадутся под луной. Для православных же вселенная освещена Солнцем Правды. И понятна даже младенцам. Вот этим детям из Польши, Белоруссии, Украины, России, что собрались на праздник в Белосток. Для них очевидно, какой мощью наделено тельце, помещённое в такую маленькую раку! Не будь этой силы - сохранили бы Православие восточная Польша и западная Белоруссия?

Мощи и мощь - слова от одного корня. Гавриил - значит "крепость Божия".

 

Реквизиты монастыря Рождества Пресвятой Богородицы:

Bank Polska Kasa Opieki S.A. I Oddzial Bialystok 15-092 Bialystok, ul. Sienkiewicza 40,12401154-01925375-2700-019782-001-0000.

Kristyna Swietochowska 15-375 Bialystok, ul. Browarowa 50.


село Зверки, Белосток, Польша

Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU