Служба торговли Новоспасского монастыря
 

Мысли о Москве

Михаил Викторович НАЗАРОВ     
(По материалам книги "Вождю Третьего Рима")

   12 марта 1918г. правительство Ленина, опасаясь взятия Петрограда немцами, эвакуировалось в Москву, тем самым сделав её вновь столицей государства - уже советского.
   А за несколько месяцев до того в Москве произошло знаменательное событие: 5 ноября 1917 г., в храме Христа Спасителя, Всероссийский поместный Собор избирает Патриарха. В православной традиции власть в государстве имеет две главы - Царя и Патриарха, взаимодействующих по принципу симфонии. И вот, после падения в марте одного законного столпа православной государственности - царской власти, в конце того же года в Москве происходит восстановление другого (около 200 лет отсутствовавшего) законного столпа - Патриаршества.
   Многие русские эмигранты, начиная со "сменовеховцев" (авторы и последователи сборника "Смена вех"), усматривали в восстановлении Москвы как политической и духовной столицы мистический смысл революции, которому предстоит вскоре раскрыться. Особенно ярко эту идею выдвинули в 1921 г. евразийцы, истолковавшие революцию как крах попыток рационалистической европеизации России, начатой Петром I, и выход России на свой национальный путь, который будет вскоре осознан народом - так русская стихия преодолеет большевизм. К тому же объявленный в советской России в марте 1921 г. нэп (после множества крестьянских восстаний и прогремевшего Кронштадского мятежа), казалось, выявил и усталость самих большевиков от террора...
   Эти надежды не оправдались. Евразийцы верно отталкивались от апостасийного Запада и петербургского периода, но преувеличивали географическое толкование призвания России как Евразии в ущерб историософскому её пониманию как Удерживающего во всемирном масштабе. Ведь именно против Удерживающего и была совершена революция мировыми антихристианскими силами. Причем марксизм стал секулярным вариантом иудейских чаяний "земного рая", - в этой оценке сходились и русские философы (B.C. Соловьев, о. Сергий Булгаков, НА Бердяев, СЛ. Франк, Г.П. Федотов, А.Ф. Лосев), и один из духовных лидеров сионизма - М. Бубер ("Еврейство и человечество"), и даже некоторые связанные с масонством большевики (А.В. Луначарский, "Религия и социализм"). Последующие сатанинские гонения на Церковь показали, что для преодоления богоборческого "жидо-большевизма" (так его называли правые круги эмиграции) одной лишь географической перемены столицы недостаточно, - его преодолели сотни тысяч Новомучеников Российских своим жертвенным подвигом... Однако всё же не кроется ли в том факте, что после революции Москва снова стала столицей России, какое-то промыслительное значение? Ведь Москва была историческим сердцем российской государственности в её главном призвании - как Удерживающего Третьего Рима. Мог ли этот факт остаться совершенно без влияния на советский период истории?
   Несомненно, что большевики перенесли столицу вынужденно: подальше от границы, откуда могла исходить опасность во время продолжавшейся Мировой войны и начинавшейся гражданской (в 1919 г. Юденич не взял Петроград только из-за предательства англичан и эстонцев). Большевики не связывали свое решение о переезде ни с какой идеологией. Наоборот: Петроград был им удобнее своей налаженной правительственной инфраструктурой, да и "прогрессивная интеллигенция" там была более активна, - тогда как Москва воспринималась ими как город купеческий, менее революционный и даже "черносотенный". Например, переездом в Москву был очень раздражен главный "мотор революции" в те годы - Троцкий: в русской архитектуре, древних кремлевских храмах, даже в Царь-пушке и Царь-колоколе он видел "тяжелое московское варварство" (см. его автобиографию "Моя жизнь").
   Троцкого можно понять: географическое и историческое окружение, действительно, может влиять на чувства, мысли и поведение людей. Поэтому большевики уничтожали не только церкви, но и многие русские исторические памятники, особенно в столичной Москве. Но только ли на Троцкого оказывала своё влияние московская старина? Может быть, она влияла и на его оппонентов в годы конфликта троцкистов со Сталиным во второй половине 1930-х годов?
   Во всяком случае, тогда у Троцкого эта "варварская Москва" совместилась с представлением о сталинском "термидоре": некоей русской "волне самобытности, которая угрожала... смыть Октябрьскую революцию" ("Портреты революционеров"). Этот внутрипартийный конфликт был связан с отношением к русскому народу: продолжать ли жесточайшую войну с ним, какая велась до тех пор (запрещение слова "русская история", террор против Православия, разгром крестьянства, начало "безбожной пятилетки")? Или же прекратить эту войну и использовать русских как державообразующий народ для "укрепления социализма в одной стране"?
   Убежденные интернационалисты-троцкисты видели в русском народе лишь "охапку хвороста" для разжигания мировой революции, а окружавшее их "московское варварство" еще больше вызывало их раздражение против русских (немалую роль в этом играло их прежнее воспитание в духе "Шулхан аруха", см. об этом в №1, №2 "Русского Дома"). Однако прагматику Сталину, к тому же выходцу из православного народа, проще было признать русскую державообразующую реальность и оседлать ее, - при этом дискредитируя своих соперников их антирусскостью. Иначе ни сохранить власть компартии, ни тем более выиграть позже войну с Германией было бы невозможно.
   Некоторые патриоты готовы за это признать Сталина "национальным героем" (забывая, что этот бывший семинарист оставался богоотступником, и в те же 1937-1938 г.г. только на одном Бутовском полигоне под Москвой было расстреляно более тысячи священнослужителей). Настоящим героем тогда был русский народ, заставивший своим жертвенным сопротивлением сталинской коллективизации и "безбожной пятилетке" изменить политику партии.
   И этому, возможно, хотя бы в какой-то мере способствовало "самобытное московское варварство", ставшее катализатором внутрипартийного конфликта. В результате "черносотенный" русский народ не был брошен троцкистами в топку мировой революции, а интернационалистический коммунизм претерпел национальную мутацию. Западные советологи назвали ее "национал-большевизмом" - самым страшным, по их мнению, временем в советской истории: началом "государственного антисемитизма". Хотя, разумеется, так называемая "чистка партии от евреев" получилась не потому, что цель была вычистить именно евреев, а потому, что их было очень много в руководстве и они были в основном интернационалистами и русофобами ленинского образца, не приемлющими прагматичный сталинский поворот.
   Как признавал даже сионист М. Агурский, в этой замене евреев "новым социальным слоем народа, большей частью крестьянского происхождения... была реакция огромной славянской страны на интернационалистические, космополитические эксперименты 1920-х и 1930-х годов, которые игнорировали национальный фактор. Сталин просто поднял этот новый слой к власти: он не создал его. Без преувеличения можно рассматривать чистки 1936-1938 годов как один из последних этапов гражданской войны в России" ("The Birth of Byelorussia"). В результате большевики отбросили и многие постулаты марксистского "Манифеста коммунистической партии" (уничтожение семьи, нации, государства) и стали паразитировать на традиционных православных чертах русского характера (соборность, нестяжательство, верность долгу, готовность к служению высокой идее), - которые сегодня воспринимаются коммунистами-патриотами в качестве самого коммунизма.
   С тех пор западная советология (созданная эмигрировавшими меньшевиками и троцкистами) прочно связала сталинский национал-большевизм с "русским варварством". В Холодной войне пропагандно обыгрывался именно тот факт, что большевики перенесли столицу в Москву и тем самым переняли "деспотическое" наследие Московской Руси и кровавой опричнины Ивана Грозного. Это помогало мировой закулисе маскировать истинные истоки и цели марксизма, который она привела к власти в России - именно для разрушения наследия русской православной государственности, духовный пик которой как раз и был в Московской Руси, осознавшей себя Третьим Римом, удерживающим мировое зло.
   В данной статье нет места для апологии Московской Руси - отсылаю хотя бы к книге И. Л. Солоневича "Народная монархия", где собрано много верных фактов (жаль только - без их религиозного осмысления). Несомненно, что петербургский период нанес тяжелый удар по идеалу Святой Руси: верхи отменили симфонию государства и Церкви, впустили в русское общество западные апостасийные веяния (масонство), отдали закрепощенных крестьян в собственность освобождённым от обязательной службы дворянам, - все это стало внутренней причиной ослабления и падения монархии в 1917 году под натиском внешних сил.
   Уточним: Россия не была грешнее западных демократий, их грехи стократно превосходили русские: достаточно упомянуть их отход от Православия и борьбу против него, реформацию с освящением стяжательства как "богоизбранности", сотни тысяч жертв инквизиции, геноцид аборигенов на колонизируемых континентах. Но их греховную суету Господь терпел и продлевал всю земную историю, поскольку на земле еще оставался один народ, готовый служить Богу: русский народ и его Третий Рим.
   К нему, однако, отношение у Господа. Бога было иное: когда и его правящий слой стал отказываться от своего Удерживающего призвания, теряя осознание своей миссии Третьего Рима и тем самым теряя оправдание своего бытия в Божием плане, тогда у Бога уже не было причин продлевать историю и удерживать землю от гибели. Разве что, по великой милости Божией, этому последнему народу дастся последний шанс: на пути небывалых страданий и жертв понять причины своего падения, вынести из него должный урок и захотеть восстановиться в "удерживающем" качестве Москвы - Третьего Рима.
   Именно поэтому нашему народу было суждено пережить совершенно небывалый строй: антихристианско-богоборческий, который стал "репетицией апокалипсиса" и в наиболее откровенном виде явил нам для уразумения всю мировую раскладку сил противоборства добра и зла и роль России в этой борьбе.
   Несомненно, что большевистская революция стала концом петербургского западнического периода русской истории и в том смысле, что большевики довели до логического богоборческого предела западный атеизм, тем самым показав его несостоятельность, и в том, что Промыслом Божиим удержали Россию от присоединения к западной апостасийной "общечеловеческой семье", оставив нам шанс на воссоздание подлинно русской государственности после неизбежного изживания утопического марксистского режима.
   С этой точки зрения перенос столицы из Санкт-Петербурга (Петрограда) в Москву, независимо от намерений духовно слепых большевиков, можно рассматривать как промыслительное Божие указание зрячим православным людям смысла попущенного испытания. Ведь многое в истории имеет значение в Промысле Божием, независимо от целей действующих политических сил и даже вопреки им. Именно в древней столице Третьего Рима борьба русских и антирусских сил наиболее наглядно могла раскрыть свою историософскую суть для выявления верного направления русского возрождения.
   К сожалению, мирное перерождение коммунистического режима в русскую национальную власть (на что надеялись многие и в брежневский период: так называемая "русская партия" в КПСС) так и не удалось по причинам обязательного государственного атеизма. В конце XX века на место КПСС ценою разрушения исторической России пришли духовные наследники Троцкого, поддержанные наследниками его заокеанских финансистов.
   Однако не одни они составляют многотысячный правящий слой РФ. Он и сегодня стоит перед знакомой проблемой: подавлять ли по-прежнему "черносотенный" русский народ для вхождения в глобальную олигархическую семью с награбленными миллиардами, - чтобы вместе со всем цивилизованным миром готовить свою гибель в царстве антихриста? Или же опереться на державообразующий народ для укрепления своей власти в своей разрушенной России, чтобы удержать и её, и себя, и весь мир от антихристианской диктатуры нового мирового порядка? И быть может, в этом конфликте сохранившиеся древние святыни Третьего Рима смогут сегодня пробудить хотя бы в ком-то из правителей чувство русской удерживающей ответственности?..
   Впрочем, не потому ли русские составляют в правящем слое убывающее меньшинство, ибо прозревающие постоянно отторгаются, как Глазьев, Полеванов, Миронов, Ивашов?.. При виде этого часто думается: если в правящем слое и силовых структурах еще остались их единомышленники, то не лучше ли им сейчас использовать свое влиятельное положение и возглавить "реакцию огромной славянской страны на космополитические эксперименты", - в надежде на помощь Божию, - чем после унизительной отставки оправдываться, кто и почему им этого долго не позволял?
   Многие наши святые подвижники предсказывали и революцию, и возможность восстановления удерживающей государственности, если наш народ вынесет из своей катастрофы должный урок и этим станет достоин Божией помощи. Продолжающиеся страдания России, с одной стороны, являются следствием того, что правящий слой РФ не хочет вынести из XX века никакого духовного урока, но, с другой стороны, - Бог еще не прекращает существования мира; следовательно, Он продлевает сроки и вряд ли Он стал бы делать это, если бы не было надежды на восстановление Третьего Рима перед концом времен.
   Вот только границы его вряд ли уже будут совпадать с историческими границами России. Они определятся в точке пересечения двух идущих сегодня процессов: разложения сверху (из олигархического правящего слоя) и оздоровления снизу (из церковного народа). Скорее всего, при нынешней прозападной политике руководителей РФ (как мелкий штрих отметим и их тенденцию к переносу некоторых государственных структур в Петербург) Россия потеряет еще большие территории согласно известной карте Бжезинского - к выполнению этого плана США уже приступили в Азии после провокации 11 сентября 2001 года.
   Если сейчас наш народ, на всех уровнях, не найдет в себе сил для изменения нынешней политики - то после "грянувшего грома" Третий Рим в лучшем случае успеет еще восстановиться "на малое время" лишь в размерах Московской Руси. Но будем надеяться, что и тогда этот "стан святых и город возлюбленный" (Откр. 20,7-8) выполнит свою последнюю миссию, чтобы этим чудом возрождения православной государственности свидетельствовать истину Православия всему миру, спасая последних достойных людей для жизни вечной в преображенном мире Царства Божия.
   Михаил Викторович НАЗАРОВ


Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU