Служба торговли Новоспасского монастыря
 

Кряшены. Тернистый путь к памяти

Андрей Викторович ПОЛУШИН     

   Весной 2002 года "Русский Дом" рассказал о кряшенах, народе, компактно проживающем на территории Татарстана. Кряшены - тюркская народность, очень давно принявшая Православие. В 1926 году, когда стала реализовываться сталинская национальная политика по укрупнению этносов, кряшены были приписаны к татарам. С карты республики как неперспективные стали исчезать кряшенские села, до них почему-то не доходили асфальтовые дороги и коммуникации, всё меньше кряшен, оставалось среди руководителей районов, колхозов, школ.
   Эта политика особенно усилилась в пору "проглатывания суверенитетов". Но появилась и надежда. Надежда, связанная с демократическими переменами и со Всероссийской переписью населения, когда в перечень национальностей кряшены были включены отдельной строкой, ведь по переписи 1926 года кряшен насчитывалась 101 тысяча человек. И по оценкам института этнологии и антропологии сегодня они должны находиться примерно на 23 месте среди 190 народов Российской Федерации. Однако политика федеральной власти, направленная на сохранение всех народов России, была воспринята в штыки властями Татарстана. Беспрецедентное давление на кряшен привело к тому, что часть из них, занимающая высокие должности, вынуждена была призвать своих соплеменников накануне переписи отказаться от своей национальности. С грубыми нарушениями проходила и сама перепись.
   Людмила Даниловна Белоусова, член правления Центра кряшен республики Татарстан, вспоминает: "Когда ко мне домой пришла переписчица, я заявила, что записываюсь кряшенкой. Но она не захотела меня так записывать. Сказала: "Говорите конкретно, русская вы или татарка. Кряшенкой я вас записывать не буду". Когда я спросила: почему? - Она мне ответила, что так ей сказал её начальник.
   Я возмутилась, письменно обратилась к федеральному инспектору. Была организована "горячая линия", и я туда позвонила. Со мной разговаривал председатель статуправления республики Татарстан. Рядом с ним находились журналисты. После моего звонка передо мной извинились. Таким образом мой вопрос и вопрос моей дочери был решен. Но дело в том, что очень многие кряшены не сделали этого. И сотни, тысячи из них оказались неправильно записанными".
   В чем же причина столь откровенного неприятия права кряшен на свое самоопределение? Видимо, татарские националисты боятся, что признав кряшен, число которых по некоторым данным составляют 10% от числа всех татар, живущих в республике, они не смогут стать большинством у себя в Татарстане, и вторыми по численности в России. Есть и другая версия. Всё чаще в Татарстане звучат голоса, что республике нечего делать в составе России. Её место в турецком мире. При этом чем меньше насчитают кряшен, русских, удмуртов, марийцев и других народов, тем легче эта идея сможет осуществиться. Не этим ли объясняется торможение под разными предлогами строительства православных храмов в Татарстане в последнее время?
   В республиканской прессе не скупились на оскорбления в адрес кряшен. Их называли "платными агентами Москвы", "неполноценными", "предателями" татарского народа. Прекратила своё существование выходившая 8 лет кряшенская газета "Кэрэшен сюзе". Кряшен пытаются убедить в том, что они не народ со своей историей и культурой, а крещённые татары. Так ли это? В поисках ответа отправляемся в соседнюю с Татарстаном Башкирию, где уже много лет не подвергаясь дискриминации компактно проживают кряшены. В граничащем с Татарстаном Бакалинском районе Башкирии их насчитывается 13% от национального состава всего населения. Глава районной администрации Рамис Махиянович Давлетов с гордость говорит о том, что Бакалинский район отличается своей многонациональностью: "Когда человек знает свою национальность, когда нет ущемления его прав, это как бы внутренний резерв в жизни, в работе, он чувствует себя гражданином своей родной республики, своей родной страны. Все народы равны в Башкирии. Все имеют равные возможности в развитии языка и культуры".
   В кряшенских селах гостей принято встречать хлебом-солью. Гости - глава районной администрации Рамис Махиянович Давлетов и генеральный директор "Баштрансгаза" Александр Алексеевич Веремеенко приехали обсудить с жителями села место под строительство храма. До сих пор в районе, насчитывающем 12 тысяч православных, действовала только одна церковь, разместившаяся в здании бывшего кинотеатра райцентра Бакалы.
   Клавдия Константиновна Куптараева, жительница села Староазмеево, известие о строительстве храма встречает с радостью: "Очень нужен храм. Автобусы в райцентр редко ходят. Особенно бабушкам трудно до Бакалов ездить, чтобы в церковь попасть. Дай Бог, чтобы была церковь. Тогда бы и молодёжь наша к вере потянулась".
   За хлебосольным столом узнаем, что помимо Башкирии и Татарстана кряшены компактно проживают в Удмуртии и Челябинской области. Причём кряшены, живущие за Уралом, выходцы как раз из этих мест.
   В 1736 году за верность Отечеству они были определены в казачье сословие. А в 1842 году переселены для защиты границ Российской Империи на юг современной Челябинской области. Попрощавшись с гостеприимными хозяевами, мы вместе с уроженцем села, предпринимателем Олегом Крисановичем Петровым, отправляемся в дорогу. Ему интересно взглянуть на своих соплеменников, переехавших 160 лет назад, нам - узнать, сохранили ли они свою национальную культуру в русской среде.
   Ранним утром, наблюдая, как над холодными горами медленно встает величавое солнце, мы пересекаем уральский хребет. Еще примерно два часа пути, и мы на месте.
   Район Челябинской области, где уже 160 лет обитают кряшены-нагайбаки, так и называется - Нагайбагский. В центре района три села с необычными названиями - Фер-шампенуаз, Париж и Кассель. Связаны они со славными победами над армией Наполеона, в которых конница нагайбагских казаков сыграла важную роль.
   "Наши нагайбаки своих коней в Париже поили, когда Наполеона гнали", - с гордостью говорит жительница села Остроленко Клара Игнатьевна Корсакова.
   Кряшены, переселившись в Челябинскую область, сохранили не только память о славных победах, но и о своей родине. Нагайбак - название кряшенского села в Бакалинском районе Башкирии, откуда мы только что приехали. Сегодня так называется не только район в Челябинской области, но и сам народ. Хотя о том, что они вышли из кряшен, нагайбаки не забыли.
   "Мы себя считаем кряшенами. На своем языке так и говорим - "кряшены" и добавляем - "нагайбаки", - объясняет Любовь Алексеевна Теплеева.
   Нагайбакам повезло больше, чем их собратьям-кряшенам в Татарстане. Они внесены в перечень коренных малочисленных народов России и во время переписи беспрепятственно записывались нагайбаками.
   Сотрудник районной администрации и большой любитель старины Валерий Алексеевич Маметьев с удовольствием признает: "Официально подтвердили государственным документом, что мы являемся малой народностью. Мы этим очень гордимся. И чтим нашу память. Сохраняем нашу культуру. Но строим наши отношения с другими народами вполне естественно. Мы ни на что не претендуем, хотя и называемся Нагайбагским районом. Мы живем в согласии и в мире со всеми народами, которые населяют наш район. А их более двенадцати. И каких-то обостренных национальных чувств мы не питаем ни к кому. В нашем районе очень демократично строится вся жизнь, и поэтому у нас нет таких проблем, какие есть в Татарстане. Мы там бываем - общаемся с кряшенами, которые проживают на территории Татарстана, и, конечно, мы им сочувствуем".
   Культурная жизнь Нагайбагского района поражает своим нешуточным размахом. Здесь действует пять музеев, в Фершампенуазе есть даже своя картинная галерея, где рядом с картинами профессиональных художников замечательные работы детей, для которых сегодня открыты десятки кружков. В каждом селе есть свои фольклорные коллективы: "Сак-Сок", "Гумыр", "Чиш-мэлек", "Коробейники", "Сара-шлы". Наблюдая за этим культурным многоцветьем, понимаешь: да, кряшены способны хранить свои традиции. К слову, институт этнологии и антропологии РАН, совершив несколько этнографических экспедиций, сделал четкое заявление: "Кряшены - высококонсолидированный тюркский этнос, исповедующий преимущественно Православие и обладающий самобытным этническим самосознанием".
   Олег Крисанович Петров, являющийся членом межрегионального Совета кряшен Башкирии, Удмуртии и Татарстана, с грустью заметил: "Сейчас, если введут латиницу, то вся литература, переведенная на русский алфавит, будет утеряна. Следующее поколение уже не сможет читать её. То есть политики Татарстана, видимо, хотят с нуля переписать всю историю."
   Да не будет этого!
   Андрей Викторович ПОЛУШИН
   P.S. Когда материал был уже подготовлен к печати, пришло сообщение, что Олег Крисанович
   Петров трагически погиб в автомобильной катастрофе.
   Упокой, Господи, душу раба Твоего Олега!


Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU