Служба торговли Новоспасского монастыря
 

Зловластие

А.Н. Крутов     

   На пленарных заседаниях и заседаниях секций состоявшихся в Москве одиннадцатых Международных Рождественских чтений, часто слышалось сетование на то, что в большинстве средств массовой информации (СМИ), особенно на центральных телеканалах, не дают возможности Церкви нести слово Божие людям. Почему же у Церкви и СМИ не складывается плодотворное сотрудничество? На мой взгляд, существует разное представление друг о друге. Если Церковь рассматривает средства массовой информации как одну из возможностей для своей миссионерской деятельности, то СМИ рассматривают Церковь как конкурента, врага в борьбе за души людей. Если Церковь говорит о духовном мире, то СМИ вводят человека в мир падших духов.
   СМИ, прежде всего телевидение и Интернет, создают заэкранный мир, призрачное бытие, которое заменяет реальное и, в конечном счете, отменяет его. Люди начинают жить жизнью и событиями духов, поставляемых и создаваемых СМИ.
   Церковь говорит, что Господь дал человеку свободу выбора, и человек волен выбирать между добром и злом. Человек должен измениться, придти к Богу, чтобы сделать правильный выбор. СМИ этот выбор не дают, они предлагают свои представления о добре и зле. Они вам представят и Бога, и святых, и ангелов, и сатану и вложат в их уста то, что нужно медиакратии, тем, кто владеет СМИ. Они так умело предложат вам сделать выбор того или иного товара, той или иной услуги, того или иного кандидата, той или иной партии, что вы будете убеждены в том, что это именно ваш выбор, а не продукт пропаганды.
   Принято считать СМИ четвертой властью. Но если все остальные власти: законодательная, исполнительная и судебная, ограничивают друг друга, то власть СМИ, (медиакратия), стремится к преодолению любых ограничений, к полной самостоятельности, действию по своему собственному усмотрению, своей логике. Повышение независимости СМИ увеличивает и её властный потенциал.
   Вместо отражения действительности, информирования общества, средства массовой информации, прежде всего телевидение, претендуют на большее: они решают чему быть, какому событию дать право на существование. Если событие не получило своё отражение в СМИ, если о нём не говорят в СМИ, то его как бы и не было. Будь это хоть стотысячная демонстрация или голодовка.
   Сегодня СМИ - это реальный социально-политический фактор, активно влияющий на общество, экономику, политику, эстетику, который определяет и формирует взгляды, вкусы, приоритеты, спрос.
   Если исполнительная, законодательная и судебная власть манипулируют реальностью, стремясь осуществлять над ней контроль, то СМИ создают призрачную реальность по своему усмотрению, заменяя реальность на виртуальность.
   Исполнительная власть, традиционно выступающая как центр решений и требований, стремится ограничить власть СМИ и считает, что может управлять средствами массовой информации. Но в виртуальном мире правит не исполнительная власть, а образ исполнительной власти. Виртуальный президент, председатель правительства, губернаторы, чиновники и т.д. Все решения исполнительной власти претворяются через шустеров, познеров, киселевых, сванидзе, искажаются и подаются людям как истинные.
   СМИ устраивают посмешище и над исполнительной и законодательной властью. Возьмите ту же Думу. Она тоже стремится выражать интересы разных групп общества, влиять на реальность, представить себя в СМИ как властный институт, но в итоге она предстает в телевизоре как сборище демагогов, объект для насмешек. СМИ формирует лидеров, политиков, депутаты становятся статистами медиакратии.
   СМИ подменяют не только судебную власть, но и Суд Божий. Они оспаривают судебные решения, намекая на их несправедливость, проводят ток-шоу и выносят приговоры по важным делам, имитируя судебные процессы, навязывают мнение, что все власти связаны с преступностью и только СМИ объективны. Предлагая зрителям сериалы, романтизирующие братков, детективы и криминальную хронику, СМИ внушают зрителям, что аморальные явления - это норма, а власти коррумпированы и не вызывают доверия. В результате они подменяют собой судебную, исполнительную и законодательную власти.
   СМИ претендуют на владение умами и жизнью общества, создавая своих кумиров и идолов, свою ценностную систему, и сами становятся политикой, продавая и подавая себя как великую ценность. Ведущие телепрограмм становятся хозяевами человеческих душ, верстают общество по своему вкусу, и люди измеряют мир их ценностными установками.
   Года два назад президент страны Владимир Путин призвал телевизионщиков: "Нужно создавать созвучные времени системы культурных ценностей. Причем не только создавать, но и тиражировать, внедрять в сознание..." И телевизионщики откликнулись "созвучными времени ценностями", тупыми развлекательными программами, якобы реальными шоу, последними героями, шоу за стеклом, окнами, фабриками звёзд, гаремом и сериалами про бандитов.
   Главное - поразить, ошеломить, шокировать зрителя, вызвать у него низменные страсти и эмоции. Сегодня молодежь в восторге от "Бригады", которую показало государственное телевидение. Какие мальчики, какое братство, большая мужская дружба! Из бандитов сделали романтиков. И что получили? "Мне десять лет, - пишет Алёна Тычинина из поселка Тамала Пензенской области, - и я не могу жить без героев "Бригады". А сколько таких Алён по России? И когда рванет эта телевизионная бомба?
   Обычно теледельцы говорят, что никто никого не заставляет смотреть то, что противоречит вашим убеждениям или культурным запросам. Это оправдание моральной нечистоплотности. Ибо у миллионов людей ни того, ни другого нет. Особенно у детей. И они воспринимают увиденное, как модель для подражания.
   Журналисты "Комсомольской Правды" 17 октября провели исследование телевизионного дня России. Итог - 202 убийства, 160 драк, 66 пьянок, 302 "чёрные" новости из информационных программ.
   Нам говорят - спрос определяет предложение. Ложь. На телевидении предложение во многом определяет спрос. Между этими понятиями существует диалектическая связь. Здесь нет того, что есть зритель, и ему показывают то, что он желает. На самом деле зритель хочет то, что ему предлагают.
   Закваской разрушения или, говоря современным языком, пятой колонной, стала часть влиятельной российской интеллигенции и номенклатуры, пропитанная духом антиисторичности, антиправославия, антирусскости, захватившая власть в средствах массовой информации и ведущая страну по пути либерализма. Это они превратили средства массовой информации в особый вид оружия массового поражения.
   И нет ничего удивительного в том, что СМИ отказывают Церкви в эфирном времени. Было бы удивительно, чтобы они своему конкуренту давали возможность проповедовать его взгляды.
   Я не устану повторять, что национальное телевидение должно превращать телевизионную аудиторию в народ. Если этого не происходит, как сегодня, то это, мягко говоря, антинациональное телевидение.
   И хотя Церковь, слава Богу, отделена от государства, она не должна и не может быть отделена от общества, ибо члены общества и составляют Тело Церкви. Нам нужно добиваться открытия православного телеканала в православной стране. Открыли же власти спортивный канал. Требовать бесплатного эфирного времени на государственных телеканалах.
   Уверен, что нужно начать, а Господь поможет.
   А.Н. Крутов


Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU