Служба торговли Новоспасского монастыря
 

"Разоблачённый Данилевский"?!

Михаил Анатольевич Тюренков     

   Наверное, мало кто из православных людей не знает имени великого русского мыслителя Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885), о котором так ярко было написано в декабрьском номере журнала "Русский Дом". Автор статьи совершенно справедливо отметил, что "в либеральной, а затем марксистско-ленинской инвентаризации русской культуры Н.Я. Данилевский значится как "реакционер" и "великодержавный шовинист", что в переводе на русский язык означает: православный христианин, монархист и патриот". И, вроде бы, в этой характеристике никто не может усомниться - ни верующий, ни атеист. Но, оказывается, есть иное мнение.
   Не скрою, объявление о конференции "Н.Я. Данилевский: славянский мир и Европа", посвящённой 180-летию со дня рождения мыслителя, меня искренне обрадовало. Не смутило даже то, что организатором ее была заявлена некая региональная общественная организация под названием "Общее дело" по изучению и развитию отечественной культуры. Смутить здесь могло совпадение названия организации с довольно спорным с православной точки зрения учением родоначальника русского космизма Н.Ф. Фёдорова (1829-903).
   14 декабря 2002 года конференция состоялась. Её начало не предвещало ничего необычного: в кулуарах продавали новое издание гениального труда ЕЯ. Данилевского "Россия и Европа", регистрировали участников. Однако уже в программе конференции смутило многое. Например, такой пассаж: "Медитативный акт в память о Николае Яковлевиче Данилевском" или "Первое молитвенное славословие в его же честь".
   Впечатление об этом мероприятии следующее: это гремучая смесь подлинной научной конференции и некоего теософско-шутовского балагана. С одной стороны, в нём действительно участвовали некоторые крупные учёные, как, например, доктор исторических наук, профессор Б.П. Балуев (автор книги "Спор о судьбах России...", пожалуй, самой обстоятельной монографии о H.Я. Данилевском), доктор философских наук, профессор МГУ В.Н. Расторгуев. Но были и довольно сомнительные докладчики от "Общего дела", а также такие маргинальные личности как "акадэмик" и борец с "жидохристианством" Виктор Корчагин. Они говорили не столько о самом Данилевском, сколько излагали свои "наукообразные" идеи. "Общеделовцы", например, целенаправленно продвигали мысль о близости идей Н.Я. Данилевского и Н.Ф. Фёдорова, а также "правопреемника планетарной культурной миссии от собора наших предков махатмы и академика Б. Л. Смирнова". Параллельно с этим читались странные "медитативные тексты годового цикла медитаций", напоминавшие посредственные стихи в прозе. В этих "славословиях" неоднократно поминался Господь, а под конец восславлялась Изида (!).
   Итак, "конференция" состоялась. И православным нельзя игнорировать это событие. К сожалению, нас, единоверцев Николая Данилевского, на проведённом мероприятии оказалось меньшинство. Однако и нам удалось несколько испортить "спиритический сеанс" "общеделовцев". Так, профессор Расторгуев (в кулуарах назвавший организаторов "сектантами") подверг их псевдофилософские идеи основательной критике, затем мне удалось вкратце обозначить несоответствие взглядов глубоко православного русского мыслителя учению как Н.Ф. Фёдорова, так и его последователей. Под конец же профессор Балуев, не получив времени для отдельного выступления, мудро отметил элементарное незнание организаторами "конференции" концепции Данилевского.
   Мы, православные почитатели идей Данилевского, просто обязаны оградить его учение от подобных посягательств.
   Михаил Анатольевич ТЮРЕНКОВ,
   аспирант философского факультета МГУ


Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU