Служба торговли Новоспасского монастыря

Станет ли Россия безмозглой?

Сергей Николаевич Новохатский

УЧЕНЬЕ - СВЕТ. А УЧЕНЫХ УЖЕ НЕ ТЬМА
   НИЦ "Химпром" в свое время был крупнейшим в Нижнем Поволжье отраслевым научным центром химической промышленности. Коллектив высококвалифицированных специалистов мог разработать и внедрить сложнейшие новые технологии. Сегодня НИЦ "Химпром" влачит жалкое существование. Не лучше обстоят дела и на НПО ВНИИТМаш. Здесь разрабатывалась новая техника для сельского хозяйства и автомобильного машиностроения от проекта до окончательного внедрения. В плачевном состоянии и волгоградский "научный городок", а также подавляющее число не только волгоградских, но и всех российских научных отраслевых институтов. Более того, многие из них прекратили свое существование, а другие "ради жизни" занялись сдачей своих площадей в аренду торговым фирмам. Можно без преувеличения сказать, что прикладная наука в России находится на последнем издыхании.
   Естественно, научные работники потянулись в поисках лучшей доли либо в другие отрасли хозяйства, либо за границу. Особым спросом за границей пользуются российские физики, химики, математики, биологи, программисты. Они с успехом выдерживают конкуренцию с тамошними учеными, занимают ведущие места в целых отраслях науки. Например, в США 30% математиков и 50% физиков-теоретиков составляют русские. В знаменитой Силиконовой долине - центре создания новейших технологий - русские составляют 60% от всех ученых, а в корпорации "Майкрософт" трудятся 250 наших программистов.
   Система подготовки ученых в России пока остается одной из лучших в мире.
   Например, в прошлом году на Всемирной математической олимпиаде студенты Санкт-Петербургского университета заняли первое, а Санкт-Петербургского института точной механики и оптики - первое и третье места.
   В течение последних 10 лет за границу выехали многие высококвалифицированные ученые старшего и среднего возраста. Сегодня наблюдается тенденция "отбора" для учебы и последующей работы за границей российских студентов. Повышенным спросом пользуются выпускники МГУ, МВТУ, МФТУ. Проректор по научной работе Волгоградского технического университета Владимир Лысак признал, что проблема утечки мозгов существует: "Практически повлиять на выезд наших ученых за границу мы не можем. Мы часто узнаем об их отъезде после того, как они уже уволились. Сейчас, например, на работу в Англию уехали двое аспирантов".
   Более двух третей студентов, обучающихся за рубежом, по данным Центра демографии и экологии человека института народнохозяйственного прогнозирования РАН намерены остаться работать за границей. Лишь каждый четвертый вернется и будет трудиться на благо России. Специалисты Центра утверждают, что при подобной тенденции к 2010 году Россия безвозвратно утратит свой научный потенциал. Уже сейчас за границей работают 200 тысяч русских ученых и это невосполнимая потеря для нашего государства не только в экономическом, но и в культурном плане.
   УТЕЧКА МОЗГОВ ИЛИ СОВЕСТИ?
   Чтобы удержать наших ученых и студентов в России, явно недостаточно обеспечить им должное, хотя бы по российским меркам, материальное благополучие. Надо понимать, что предложения из-за границы всегда будут более весомыми. Да и почему русский ученый должен жить беднее итальянского или немецкого, или даже малограмотного торговца с рынка?
   Ныне наши ученые, занимающиеся фундаментальными исследованиями, продают по дешевке свои открытия за рубеж, а потом мы будем вынуждены покупать втридорога за границей новые технологии, созданные за счет наших же открытий в фундаментальной сфере.
   В течение последнего десятилетия в России при активном участии зарубежных правительств, а также различных общественных фондов и организаций, создана целая система отбора и отправки для учебы и работы за рубежом одаренных студентов, молодых ученых. При помощи фантов и бесплатных стажировок в школах, вузах, например, американский совет по международному образованию (АСПРЯЛ) выявляет таланты по всей России и отправляет в США. Правительство США тратит колоссальные средства, чтобы насытить свою науку новыми талантами. Даже в военных программах США выделены строки на "покупку" русских молодых ученых. Там знают им цену, у нас же ученый - нищий человек даже по российским меркам.
   Естественно, Россия обязана защитить свои интересы в этой сфере, чтобы российские "мозги" не утекали за границу.
   Два года назад мне довелось присутствовать на чествовании лучших студентов волгоградских вузов. О чем только не говорили в своих выступлениях высокопоставленные чиновники. Но ни один из них даже не заикнулся о том, что в первую очередь наши таланты должны добросовестно трудиться на благо России. Как тут не вспомнить, что одной из причин успеха Японии в научно-промышленной сфере является воспитание японца в духе творческого труда на свою фирму и Великую Японию. Впрочем, не стоит искать зарубежных примеров. До 60-х годов, когда наша наука и промышленность жили своим умом, именно идея величия Родины подвигала многие отечественные умы на великие открытия и дела.
   Несмотря на воспитание наших детей в течение 90-х годов прошлого столетия в духе презрения к своему народу, к России, у нас не перевелись те, которые уже сейчас составляют нашу гордость, наш золотой запас. На Всемирном смотре научного и технического творчества школьников наши дети завоевали 12 наград. Самое поразительное и приятное: все победители единогласно заявили, что будут учиться и заниматься наукой исключительно в России. А студентка Астраханского государственного технического университета Валерия Григорьева отказалась продать свой патент по утилизации отходов производства голландской фирме за 10 тысяч евро, заявив, что найдет применение своему изобретению в России. Однако в будущем Валерии надо будет кормить своих детей, и если ей не заплатят на Родине, то и она может начать сотрудничать с иностранной фирмой.
   В бюджете России на 2003 год увеличено финансирование науки до 40 млрд. рублей, что почти на 10 млрд. больше по сравнению с нынешним годом. Конечно, этого мало. Необходимые финансы можно взять из сверхприбылей сырьевых олигархов. Нужна политическая воля и законодательная инициатива. Но самое главное - нужно действительно любить Россию.
   Сергей Николаевич НОВОХАТСКИЙ,