На главную Оглавление номера Главная страница номера

Природный Патриарх Земли Русской Филарет

Андрей Сергеевич Мельков

    Митрополит Московский Филарет (Дроздов), без сомнения, является крупнейшим деятелем в истории Русской Церкви XIX столетия. Соединив в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был одним из тех людей, которые избраны Самим Богом к миссии высшего духовного водительства. Святитель Филарет Московский прожил долгую жизнь (1782-1867). Только на Московской кафедре его служение протекало почти полвека (с 1821 по 1867 год), а авторитет к концу жизни был таков, что современники именовали его митрополитом Всероссийским, "природным Патриархом" русской Церкви.
    Время правления Николая I называют николаевской эпохой в русской истории. Историк Церкви со своей стороны вправе назвать тот же период, включая и последующее время вплоть до 1867 года, - эпохой филаретовской. Святитель Филарет постоянно стоял в центре церковно-политических событий. Говоря от имени Церкви о проблемах Церкви и государства, он, насколько позволяли обстоятельства, формулировал свою позицию и предлагал решения. И они были всегда столь основательны, что не считаться в церковной политике с авторитетным мнением этой могучей личности было попросту нельзя. Жизнь митрополита Филарета можно с полной уверенностью назвать эпопеей, ибо она действительно была таковой, как по гармонической стройности пройденного пути, так и по почти неимоверному количеству свершенных дел.
    Родился святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) в 1782 году в семье священника древнего подмосковного города Коломны. Первоначальное образование Василий Дроздов получил в Коломенской Духовной семинарии, а закончил в семинарии Троице-Сергиевой Лавры. Исключительные, в том числе и поэтические, дарования Василия в полной мере раскрылись в семинарии Лавры. В 1801 году он написал четверостишие по-гречески в честь митрополита Московского Платона и тем обратил на себя внимание как самого владыки, так и учителей. Вот как этот стих читается по-русски:

    Пой в песнях великих героев, Омир!
    Дела же Платона ты петь не дерзай;
    Поэты наклонны и правду превысить,
    А как превозвысить деянья отца?

    По прошествии короткого времени ученик лаврской семинарии Василий Дроздов был оставлен при ней уже учителем поэзии (1803), заслужив от ректора архимандрита Евграфа следующую рекомендацию: "Отлично остр, прилежен и успешен". Сам митрополит Платон отметил Василия, теперь уже молодого учителя, оценив в нем педагогическое и проповедническое дарование, постриг его в монашество с именем в честь святого праведного Филарета Милостивого 16 ноября 1808 года и сам рукоположил во иеродиакона 21 ноября того же года в Свято-Духовской церкви Лавры. Отныне молодому иноку всю дальнейшую жизнь предстояло сочетать подвиг внутренний с общественным служением.
    Уже в 1809 году иеродиакон Филарет был вызван в северную столицу, в самый день Пасхи рукоположен в иеромонахи митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Амвросием (Подобедовым) и назначен инспектором и преподавателем философии Петербургской Духовной семинарии. В 1810 году Филарет уже профессор богословия, церковной истории и археологии, в 1811 году возведен в сан архимандрита, а в 1812 назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной академии, в каковой должности и оставался до 1819 года. Как справедливо указывает прот. Г. Флоровский, архимандрит Филарет "выдвинулся, прежде всего, своим усердием и отличием в проповедании слова Божия, своими назидательными и красноречивыми поучениями об истинах веры". Проповедь Филарет всегда была благовестием. Никогда не бывала только красноречием.
    Весьма интенсивной была в Петербурге учебно-педагогическая деятельность архимандрита Филарета. В истории русского богословия в новое время Филарет Московский был первым, для кого богословие стало вновь задачею жизни, непреложной ступенью духовного подвига и делания. Филарет не только богословствовал - он жил, богословствуя. По отзывам студентов, он был профессором блестящим и вдохновенным. Говорил остро, высоко, премудро: свободно изъяснял Священное Писание. Ученикам так интересно было его слушать, что когда учебные часы кончались, всегда оставалось великое усердие слушать его еще более и более. Всем казалось истинно приятно, совершенно его учение. Все доказывало, что он много науками занимался. Тогда же вышли три первые книги архимандрита Филарета, составленные из лекций, читанных студентам Академии в продолжении нескольких лет: "Начертание церковно-библейской истории", "Записки на книгу Бытия" и "Опыт объяснения псалма 67".
    Нельзя не упомянуть об еще одном важном труде, осуществленном архимандритом Филаретом в бытность его ректором академии. В августе 1814 года последовал указ Императора Александра I Святейшему Синоду об установлении 25 декабря благодарственного празднества "За избавление Церкви и Державы Российской от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков". Митрополит Амвросий поручил архимандриту Филарету составить особый чин молебствия в этот день, что последним и было выполнено. К 1817 году чин был утвержден и разослан по церквам для совершения молебствия в день Рождества Христова. Это был первый литургический труд архимандрита Филарета, принятый в употребление Российской Церковью.
    Неутомимые духовные подвиги молодого пастыря были справедливо оценены Церковью. Священноначалие благословило его на путь высокого архипастырского служения. В то время имя святителя Филарета уже было широко известно по всей России. Авторитет его в глазах как простого народа, так и церковных иерархов вырос необычайно. И в июне 1821 года Синод единогласно избрал архиепископа Филарета на освободившуюся Московскую кафедру. Так в жизни святителя открылась новая страница его деятельности, полная скорбей и радостей, а в истории всей православной России началась новая эпоха - эпоха филаретовская.
    В. О. Ключевский писал о митрополите Филарете: "...его мысль не лишена была смелости, но он не считал смелость доблестию мысли. Истину он не любил открывать вдруг, чтобы ее неожиданное появление не смутило ума или не внушило ему надменной уверенности, что пытливому уму легко найти ее".
    Когда мысль многих была искушаема то мечтательным мистицизмом, то духовным формализмом, достойным разве римского католицизма, то, наконец, рабски мелочным обскурантизмом, свойственным только духу иудейства, митрополит Филарет сохранил независимость ума. Он ставит великую задачу для нравственного развития русского духа и всей национальной жизни: чтобы ум, взвесив свои силы и средства и осознав их недостаточность для овладения истиной и добром, а, с другой стороны, испытав и узнав всеобъемлющую и животворную истину именно во Христе, сумел вполне отдаться "в благородный плен веры".
    Проповедь митрополит Филарет считал неотъемлемым долгом епископа. Слава проповеднического дара была постоянным спутником его служения, предваряя славу его на всех других поприщах. Его испытующая мысль поднимается выше плоскости философских идей и понятий времени, она на них не опирается и с ними не борется. Она стремится, по мере возможности, постигнуть начала и священнотаинственные факты, о которых возвещает Божественное Откровение. И в своих изысканиях желает опираться исключительно на боговдохновенные слова Священного Писания в его церковном святоотечееком истолковании. Не даром утвердилось за Филаретом Московским название "Филарета Мудрого". Поистине, он вполне заслужил имя учителя Церкви не только московской, но и русской.
    По свидетельству архиепископа Филарета (Гумилевского), все проповеди святителя "писаны за один раз, в несколько часов". По точной характеристике И. С. Аксакова, проповедническое слово Филарета было неподражаемое художественное важное слово, глубоко проникавшее в тайны Богопознания.
    Таким предстает для нас образ великого Московского святителя, стяжавшего своим непоколебимым подвигом благочестия и остроты ума любовь и уважение многих его современников. Святитель Московский Филарет воплощал в себе образ "пастыря доброго", объединявшего всех любовью, верой, состраданием и человеколюбием. Он явился для Русской Церкви в один из самых сложных и трудных для ее судеб период. Время митрополита Филарета приходится на самый апогей Синодального периода, сильным эхом отразившееся на судьбах всего российского церковного организма. Но святитель Филарет всегда находил силы, чтобы разогнать тучи, живым словом проповеди и деятельным отважным поступком защитить идеалы Православия, восстать против порока властей и самодурства чиновников.
    Андрей Сергеевич Мельков,
    Коломенская Духовная семинария

На главную Оглавление номера Главная страница номера

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU