На главную Оглавление номера Главная страница номера

Сила любви к Отечеству

Татьяна Пынина

    Павел Михайлович Третьяков родился 15 декабря 1832 года в купеческой семье, в доме, который еще в конце XVIII века купил его дед Захар Елисеевич в Москве, близ церкви Николы Чудотворца, что в Голутвине на Бабьем городке в Замоскворечье. По праздникам вся семья Третьяковых ходила в храм, где отец Павла Михайловича, Михаил Захарович, был церковным старостой. В 1835 году в типографии Московского университета вышла в свет книга под названием "Цветы нравственности, собранные из лучших писателей, к назиданию юношества Михаилом Третьяковым". Вот две цитаты из этой книги: "Без религии живет лишь сумасшедший, или во всем сомневающийся. Тот и другой - болен духом". И другая: "Сила любви к Отечеству препобеждает силу любви ко всему, что нам драгоценно и мило, - к женам и детям нашим и к самим себе". Эта заложенная в детстве нравственная основа любви к Отечеству и к храму Божию, предопределившая судьбу Павла Михайловича Третьякова, объясняет весь его жизненный путь.
    Отец Павла, серьезно относясь к воспитанию детей, рано стал приучать его к делу: сидеть в конторе, общаться с покупателями, подносить и отпускать товар. Лавки Третьяковых были в так называемых "средних торговых рядах", между Ильинкой и Варваркой, здесь, в Китай-городе, исстари сосредотачивалась вся торговля Москвы. Уже в пятнадцать лет старший из детей в семье Павел был в курсе всех дел отца, который доверял ему их со всеми документами и обязательствами.
    Павлу Михайловичу было восемнадцать лет, когда отец умер, оставив сыновьям дело свое торговое, купеческое, капитал, нажитый честным и кропотливым трудом и завещав продолжать семейную стезю. Волю отца он исполнил, а работая много, умело и добросовестно, Павел Михайлович, имея и смекалку, и удачу, при непременной честности в делах, довольно быстро и значительно приумножил капиталы. Так что вскоре Третьяковы купили новый дом вблизи Николо-Толмачевского храма, куда и переехали. Постепенно братья Третьяковы Павел и Сергей становились крупными и известными купцами, а впоследствии знаменитыми меценатами, значительными общественными деятелями: старший из них во многом определит развитие русской живописи, младший будет московским городским головой.
    Надо сказать, что уже в то время молодого купца Павла Третьякова серьезно интересовали книги по истории искусств, археологии, русской истории и географии. А в Москве той поры купечество буквально охватила настоящая "картинная горячка": купцы скупали картины в магазинах, заводили знакомства с художниками, следили за распродажами работ на аукционах. Некоторые специально начинали вкладывать деньги в это весьма прибыльное дело - произведения искусства ценились и как весьма выгодное вложение капитала. В отличие от Петербурга, где купечество искало знакомств с аристократией, в Москве купцы сближались с ученым и художественным миром. Павел Третьяков в 1854 году купил девять картин западных художников, однако ближе и понятнее ему было искусство свое, национальное.
    Здесь нелишне напомнить, что к середине 19-го столетия в обществе заметно начал проявляться интерес к отечественной культуре и традиции. Ведь на протяжении многих десятилетий в России высшие слои общества были уверены в превосходстве европейского над русским. Молодой собиратель картин Павел Третьяков был убежден, что искусство России находится на пороге национального самоутверждения.
    Третьяков вдохновился идеей устроить в Москве "Общественную картинную галерею", которая должна состоять из картин русских художников, то есть быть национальной, и отражать развитие русского искусства, то есть быть исторической. В этом Павел Михайлович видел осуществление своего нравственного долга перед русским народом. Уже на склоне лет писал он: "Моя идея была с самых юных лет наживать капитал для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидал меня никогда во всю жизнь..."
    Как отмечал Александр Бенуа, Третьяков по натуре и по знаниям был ученый. И по характеру деятельности был не только собирателем русских картин, но и историком русского искусства.
    История Третьяковской галереи начинается в 1856 году, когда 24-летний московский купец, владелец мануфактурных фабрик и крупного торгового дома Павел Михайлович Третьяков приступил к собиранию картин русских художников. Позже в письме к Репину он писал,- "Я задался целью по возможности собрать всех русских художников".
    Когда в 1856 году Третьяков был в Петербурге, он посетил картинную галерею государственного сановника и общественного деятеля Федора Ивановича Прянишникова, что подтолкнуло его к целенаправленной собирательской деятельности. Он познакомился с академиком Василием Григорьевичем Худяковым, у которого купил его картину "Контрабандисты". Спустя некоторое время Павел Михайлович приобрел картину "Искушение" у художника Николая Густавовича Шильдера. Эти два полотна и положили начало ставшей впоследствии такой знаменитой коллекции Третьякова. Знакомясь со все новыми и новыми художниками, Павел Михайлович стал покупать у них картины. Третьяков таким образом и помогал им материально, способствовал тому, что они участвовали в выставках и постепенно становились известными. 22 августа 1865 года Павел Михайлович женился на Вере Николаевне Мамонтовой. Вскоре жена стала не только его единомышленницей, но и верной помощницей мужу во всех его делах, кроме торговых.
    Уже в 60-е годы в коллекции Третьякова появляются картины Боровиковского, Щедриных, Брюллова и других крупных мастеров. В это же время им задумана и знаменитая портретная галерея выдающихся русских людей. В основном она складывалась в 70-е и 80-е годы. К ее созданию были привлечены признанные отечественные портретисты Перов, Крамской, Репин.
    С возникновением Товарищества передвижных художественных выставок собирательство Третьякова самым тесным образом связано с этим объединением. Павел Михайлович разделял и убеждение передвижников в том, что искусство призвано служить серьезным интересам народа, и их желание знакомить с искусством русскую провинцию. Передвижники же признали в Третьякове своего единомышленника. Он оказывал этим молодым тогда художникам материальную и моральную поддержку. Так что отчасти передвижников - эту независимую группу художников, можно даже считать "Третьяковской школой".
    Вместе с тем, собирательство Третьякова не ограничивалось передвижниками. Современную ему художественную жизнь он стремился отражать максимально объективно и полно, исключая из собирательства лишь откровенно заказные и парадные картины.
    Роль Третьякова в художественной жизни России становилась столь велика, что Академия художеств, несмотря на то, что в своем собирательстве коллекционер следовал собственному выбору и чутью, признала его в 1868 году почетным, а позже и действительным членом. Он счел своим долгом приносить посильную помощь Академии, и уже в следующем году передал ей в дар большую коллекцию литографий с картин европейских мастеров, собранную им по время зарубежных поездок.
    Масштаб и характер деятельности Павла Михайловича потребовал пристройки двух залов чисто музейного назначения к его жилому дому, где размещалась коллекция. И в 1874 году была ограниченно открыта для публики первая экспозиция картин. Этот год Павел Михайлович считал началом существования галереи как музея. А с 1881 года галерея полностью открывается для свободного посещения.
    Так постепенно осуществлялась идея Павла Михайловича Третьякова создать общенациональную художественную галерею, отражающую историческое развитие русского искусства - музей на благо и во имя интересов общества.
    И мало кто тогда мог предположить, какие коллизии ожидают третьяковское собрание через двадцать лет, какие страсти будут обуревать общество в связи с музеем истории русского искусства, созданным и оставленным Третьяковым.
    Охватывая мысленным взором деятельность Третьякова, можно утверждать, что он был не только меценатом и собирателем, но, в первую очередь, историком русского искусства, которому удалось в своей коллекции и в подборе картин и икон, и в том, как они были поданы, то есть развешаны в его доме-галерее, создать уникальную наглядную историю развития русской живописи от иконописи до конца XIX века.
    В 1892 году Павел Михайлович Третьяков передал в дар городу свое собрание русских художников (1287 живописных полотен, 518 рисунков и 9 скульптур) вместе с завещанной ему братом Сергеем небольшой, но мастерски подобранной коллекцией картин иностранных и русских художников. И уже в августе 1893 года музей открылся для всеобщего бесплатного посещения как московская городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых. Московской городской думе Павел Михайлович завещал и капитал на ее содержание. Сам же он оставался пожизненными попечителем галереи, заботился и о нуждах этого городского уже музея, и, что важно, о дальнейшем пополнении его собрания. И до 1897 года приобрел еще 20 произведений
    Когда в 1913 году попечителем Третьяковской галереи стал известный историк искусства Игорь Эммануилович Грабарь, в галерее начался так называемый "период реформ", в первую очередь принципиальная перестройка ее экспозиции. Непосредственная третьяковская коллекция, отражавшая его видение истории русского искусства, и новые поступления, приобретенные Советом галереи вопреки последней воле Третьякова (кстати, на деньги Павла Михайловича, завещанные им на содержание галереи), были слиты воедино, что в дальнейшем растворило цельное собрание в новой музейной экспозиции. Так что именно Грабарю мы обязаны принципиальным изменением содержания и характера Третьяковской галереи. Смешение двух коллекций, иная развеска картин фактически означали иную расстановку акцентов. Третьяковскому прочтению русского искусства Грабарь противопоставил свой принцип хронологической последовательности и монографической (по авторам) упорядоченности. (Кстати, этот принцип экспонирования произведений русского искусства "по-Грабарю" сохранен и строго соблюдается в галерее и поныне).
    Передел экспозиции музея длился долго, работа шла кропотливая, Грабарь четко вел свою линию, утверждая свой взгляд на развитие русского искусства. Так в музейных залах появились не только произведения, созданные после ухода из жизни Павла Михайловича (и вопреки его последней воле), но и о существовании которых он знал, видел, но не приобретал, исходя из своего понимания истории русской живописи. В музее столкнулись два взгляда двух историков искусства - Третьякова и Грабаря. Причем последний одержал верх.
    Когда новая развеска картин была завершена и ее посетили художники, знавшие Третьякова и его художественную галерею, не было предела их возмущению! "Не совершили ли мы преступления перед памятью Третьякова и русским народом", - восклицал Васнецов, а Репин говорил, что ему хотелось кричать и плакать, потому что ничего не осталось от галереи Третьякова. (Из письма В.М. Васнецова И.Э. Грабарю, 1913 год:"... кидается в глаза и навязывается впечатление, что собственно Третьяковской галереи... уже нет, а есть городская галерея только имени Третьякова, составленная из картин, пожертвованных Третьяковым, и из картин, приобретенных после него").
    Декретом 1918 года Третьяковская галерея была национализирована как Государственный музей русского искусства. По сути этот декрет снял несоответствие между формальным статусом городского музея и тем общероссийским значением, которое галерея уже давно имела. Директором ее был назначен Игорь Эммануилович Грабарь (и остался им до 1925 года). Произведения русского искусства из расформированных музеев (например, Румянцевского) и частных собраний (в том числе Остроухова, Цветкова и многих других) попали в Третьяковскую галерею. В последующие десятилетия ее коллекция непрерывно росла, интенсивно и целенаправленно пополнясь все новыми и новыми произведениями (например, с конца 20-х годов - авангардом и "левым" искусством), в том числе (с 30-х годов) и художников из национальных республик Союза. Галерея, вобрав и растворив в себе все перипетии, коллизии, искания художественного и исторического процесса XX века, пережила всех новаторов и пе-рестройщиков, всех, кто так или иначе приложил к ней руку после ее основателя. И сегодня галерея имени Павла и Сергея Третьяковых - это крупнейший музей мирового значения, в собрании которого многим более ста тысяч произведений.

На главную Оглавление номера Главная страница номера

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU